Перейти к содержанию

Екимов, Леонид Георгиевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Леонид Екимов
Основная информация
Полное имя Леонид Георгиевич Екимов
Место рождения с. Тарасово, Усть-Кутский район, Киренский округ
Восточно-Сибирский край, РСФСР, СССР
Профессии оперный певец, музыкальный педагог
Певческий голос баритон
Коллективы Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Награды
Орден Почёта — 1999
Народный артист РСФСР— 1987 Заслуженный артист РСФСР — 1967

Леони́д Гео́ргиевич Еки́мов (3 февраля 1931, с. Тарасово, Усть-Кутский район, Киренский округ, Восточно-Сибирский край, РСФСР — 24 февраля 2017, Москва, Российская Федерация) — советский и российский оперный певец (баритон) и педагог. В разное время солист Саратовского, Минского оперных театров, МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Народный артист РСФСР.

Биография

Детство

Мама Лидия, окончившая институт благородных девиц, приехала туда из Санкт-Петербурга — обучать крестьянских детей; вышла замуж за казака Георгия Бобровникова, начальника милиции района. В 1934 году семья переехала в Омск. Леонид, четвёртый из пятерых детей, начал петь в пять лет. Всё окружение — простые люди и казаки — тоже пели, были музыкальны от природы, что сыграло большую роль в развитии будущего певца наряду с природными данными.

В Омске началась прочная дружба тогда ещё мальчиков Л. Г. Екимова и Владимира Ухина (известного «дяди Володи» — ведущего программы «Спокойной ночи, малыши!»). Серьёзную закалку будущий певец получил в военные годы, когда работал учеником сапожника[1].

Начало оперной карьеры

В 1947 году прошёл курсы музыкальной подготовки рабочей молодёжи при Омском музыкальном училище им. В. Я. Шебалина.

В Омске началась дружба и сотрудничество на долгие годы с Юрием Львовичем Юровским, тогда директором филармонии и создателем омского народного хора (впоследствии, в Москве — директором Росконцерта, и позднее — директором Бюро пропаганды советской музыки). С 1948 года — солист Омской филармонии. Работал в концертной бригаде по обслуживанию села. С 1951 года начал петь в только что созданном Омском хоре (был первым солистом, подключившимся к созданию этого хора, одним из его родоначальников).

В 1953 года участвовал в международном конкурсе хоровых коллективов с запевом песни «Славное море, священный Байкал» (заняли 1-е место).

Там Леонид Екимов встретился с румынским певцом (баритоном) Николае Херля, который дал ему высокую оценку и сказал: «Ты настоящий самородок с великолепным голосом, но в России петь тебя не научат». Во многом «школу» Л. Г. Екимов получил благодаря пластинке Николае Херля[2].

Гастролировал в ГДР, ЧССР, Румынии, Югославии, Кубе, Австралии, Мексике, Новой Зеландии, США, Швейцарии, ФРГ, Японии, Бельгии, Нидерландах, Марокко[3].

В 1958 года министерством культуры СССР был направлен в Минск по заявке Большого Белорусского оперного театра. Там певец проработал один сезон (с октября 1958 по март 1959), исполнив партии: Моралеса («Кармен» Ж. Бизе), Альберта (Вертер Ж. Массне), Фредерика («Лакме» Л. Делиба), барона («Травиата» Дж. Верди), Шарплеса («Чио-чио-сан» Дж. Пуччини).

В Саратове окончил консерваторию им. Собинова и в 1959 году был приглашён в Саратовский академический театр оперы и балета, где работал до 1967 года[4].

С 1967 по 2017 годы

С 1967 года работал в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и преподавал в Академическом музыкальном колледже (бывш. училище) при Московской государственной консерватории им. Чайковского. Также преподавал в Академии профессионального мастерства искусств (г. Москва).

Исполнял ведущие партии баритонального оперного репертуара во многих оперных театрах страны как приглашенный солист (например, партию Фигаро в спектаклях Большого театра (ГАБТ). Участвовал в зарубежных гастролях театра, исполнял первые партии на сценах Германии, Бельгии, Чехословакии, Японии, Марокко и т. д.

С сольной программой «Песни русского сердца» объездил многие города и республики СССР с Оркестром русских народных инструментов им. Осипова, с баянистом, засл.арт РСФСР Юрием Сидоровым, с инструментальным квартетом Калужской филармонии «Калинка». Певец многократно принимал участие в фестивалях советской музыки, Шаляпинском оперном фестивале (г. Казань), в зарубежных гастрольных поездках ансамбля московского казачьего общества.

В 2007 году отмечал творческий юбилей: 40 лет работы в музыкальном театре и исполнил партию Эбн-Хакиа в опере «Иоланта»[5].

Ученики Леонида Екимова — лауреаты международных конкурсов, солисты московских и зарубежных оперных театров, известных ансамблей.

Голос исполнителя отличался большим диапазоном (от ми-бекар большой октавы до си-бекар первой октавы), непринуждённостью, естественностью, истинной оперной «полётностью» звука, густотой и звонким «металлом», свободой и непринуждённостью самых высоких нот, удивительно насыщенной обертонами лирико-драматической краской и безупречным тембральным соединением интервалов. Эти данные позволили ему исполнять все партии баритонального репертуара, от предельно высоких лирических (например, Фигаро в «Севильском» с его постоянными «ля» первой октавы) до драматических (таких, как Эскамильо в «Кармен», считающийся в XXI веке партией бас-баритона).

Похоронен на Старо-Восточном кладбище Омска.

Сотрудничество с другими деятелями искусства

В Москве сложились творческие и дружеские отношения с дирижёрами М. В. Юровским, Д. Г. Китаенко, В. М. Кожухарем, с режиссёрами Д. Михайловым, И. Г. Шароевым. В Москве же состоялось знакомство с М. Л. Ростроповичем и совместная работа в Большом театре над партией Онегина.

Сотрудничал с Берлинской «Комише опер» — с режиссёрами В. Фельзенштейном в опере «Кармен» и Гарри Купфером — «Похищение из Сераля»,

Долгие годы продолжалась творческая дружба с артисткой театра оперетты Т. И. Шмыгой. Л. Г. Екимов участвовал в её творческих вечерах в сценах из классических оперетт: «Сильва», «Цыганский барон», «Летучая мышь», «Мистер Икс», «Баядера» и т. д.

Екимов исполнял произведения известных советских композиторов, с которыми дружил и работал: А. И. Островского, С. С. Туликова, О. Б. Фельцмана, В. И. Рубина, Т. Н. Хренникова, С. А. Губайдулиной, В. Струкова, Т. А. Чудовой и др.

Личная дружба связывала Л. Екимова с эстрадным певцом и композитором, засл. арт. РСФСР Александром Ковалевским, с актером МХАТ и советского кино — Борисом Николаевичем Борисовым, с солистом ГАБТ Львом Вернигорой. Поэт и драматург Михаил Слуцкий посвятил Л. Екимову стихотворение «Книга жизни». Л. Екимов поддержал в начале творческого пути талантливого оперного дирижёра Марию Максимчук.

Отзывы о Леониде Екимове

«…Его Онегин имел все черты хорошего певца и героя. Сюда относятся: умение держаться на сцене, прекрасная осанка, благородное отношение к Татьяне и голос, который по своему уровню намного превосходил всех остальных исполнителей. С первой ноты Леонида Екимова прозвучали светлые и лирические краски его насыщенного баритона, которые в драматических сценах сменялись приглушенным звучанием. <… >Леонид Екимов двигался по сцене очень уверенно. Этими своими данными актёр привлекал к себе постоянное внимание. Его данные особенно ярко проявились в пятой картине оперы, что подчеркивала выразительная мимика и его звонкий голос, главным преимуществом которого является идеальное соединение тонов. В последнюю, седьмую картину Екимов вложил всю страсть мужчины, в сердце которого загорелась безответная любовь…»


- «Вечерняя Прага» 17.10.1983 г.[6]

«<…> Актёрский ансамбль заслуживает одобрения. Исполнитель роли Онегина заслуженный артист РСФСР Л.Екимов очень естественен и прост в выборе выразительных средств для своего героя. Благородство облика, некоторая холодность — главный черты его Онегина. Правда, в некоторые моменты создаётся впечатление „благополучной уравновешенности“ образа, но вместе с тем, привлекает то, что актёр нигде не „пережимая“ и не утрируя краски создаёт очень цельный характер.»


Соломонова, И. Спектакль — не подвластный времени / И. Соломонова // Тихоокеанская звезда. — 04.04.1979.[7]

Полный список вокальных партий

Всего исполнил 59 оперных партий.

1958—1959 (Минск)


1959—1967 (Саратов)


1967—1981 (Москва)


1982—2000 (Москва)

Награды и премии

Ученики

  • Касьяненко Виктор Васильевич
  • Спиридонов Сергей Владимирович
  • Российская Светлана Михайловна (театр Геликон-опера)
  • Волжанский Сергей Иванович (преподает в колледже при МГК)
  • Хомякова Лариса Владимировна (муз.театр п/р Чихачёва)
  • Галина Остальская (концертная деятельность)
  • Виктория Екимова (муз.театр п/р Чихачёва, гос. хор им. Свешникова)
  • Сергей Баканов (ансамбль им. Александрова)
  • Максим Кириллов
  • Екатерина Лупенкова
  • Екимов Георгий Леонидович (солист ММТ «Геликон-опера» под худ. рук. Д. А. Бертмана)
  • Евгений Четвёркин (концертная деятельность)

Примечания

  1. Интервью газете «Ровность» (равенство). — Брно. — 07.07.1983 (Интервью брал Владимир Чех)
  2. Из интервью газете «Вечерняя Прага».
  3. Театрально-Концертная Москва. — Москва, 1983. — № 28. — ISSN 01349600
  4. Василевская Р. Они начинают так // ТЖ. 1960. № 14. С. 18—19.
  5. Анонсы. Юбилейный вечер Екимова Л. Г. Архивная копия от 3 июня 2011 на Wayback Machine
  6. Вечерняя Прага" 17.10.1Вечерняя Прага" 17.10.1983 г.
  7. Соломонова, И. Спектакль — не подвластный времени / И. Соломонова // Тихоокеанская звезда. — 04.04.1979.
  8. По архиву театра Станиславского и Немировича-Данченко и Саратовского театра оперы и балета.
  9. Указ президента России № 1583 от 29 ноября 1999 года. Дата обращения: 4 сентября 2017. Архивировано 5 сентября 2017 года.

Ссылки