Купфер, Гарри

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гарри Купфер
Награды Кавалер Большого креста со звездой ордена «За заслуги перед ФРГ» Кавалер ордена «За заслуги перед землёй Берлин»

Гарри Купфер (нем. Harry Alfred Robert Kupfer; 12 августа 1935 Берлин — 30 декабря 2019, там же) — немецкий оперный режиссёр и педагог.

Биография

Родился в Берлине. Окончил Высшую школу театрального искусства в Лейпциге. Дебютировал как режиссёр в 1958 году постановкой «Русалки» Дворжака в Галле[1]. В 1960-х годах работал в различных театрах ГДР. В 1972—1981 годах был художественным руководителем Дрезденской оперы. В 1981—2002 годах возглавлял берлинский «Комише опер» (будучи учеником основателя театра Вальтера Фельзенштейна). В этом театре среди прочего в 1988 году поставил «Орфея и Эвридику» К. В. Глюка с контратенором Йохеном Ковальски в партии Орфея. Спектакль был удостоен Премии Лоренса Оливье и перенесён на сцену «Ковент-Гардена»[2].

Одновременно активно работал на других оперных площадках Германии (в Гамбурге, Кёльне, Мюнхене) и Европы, в частности постоянно сотрудничал с дирижёром Даниэлем Баренбоймом. В 1990-х годах, в бытность последнего музыкальным директором Берлинской государственной оперы поставил на её сцене ряд опер Р. Вагнера.

Среди других работ можно выделить две постановки режиссёра в рамках Байрёйтского фестиваля — «Летучий голландец» (1978, дирижёр Д. Р. Дэвис)[3] и «Кольцо нибелунга» (1988, дирижёр Д. Баренбойм)[4].

Режиссёр мировых премьер опер «Белые ночи» Ю. М. Буцко (1973, Дрезденская опера), «Черная маска» К. Пендерецкого (1986, Зальцбургский фестиваль, также участвовал в создании либретто)[5], «Дом Бернарды Альбы» А. Раймана (2000, Баварская государственная опера) и др.

Также известен как педагог: с 1977 года преподавал в дрезденской Высшей музыкальной школе, а с 1981 года — в Берлинской высшей школе музыки им. Х. Эйслера.

Оценка творчества

«Купфер — парадоксальный художник. Острый ум и интуиция, очевидный „пластический“ режиссерский талант сочетаются в нем с „упертой“ приверженностью к маниакальной актуализации (подкрепляемой чисто немецкой основательной осязаемостью), а также к „двучленной“ идее „власть-творец через насилие“. Ряд критиков характеризуют стилистику его работ как „расколотый мир“» (Е. С. Цодоков)[6].

Литература

  • Коробков, Сергей. Страшный мир Гарри Купфера : [Глава из публикации «Перепутанные страницы»] / С. Коробков // Советская музыка, 1991, № 8.
  • Dieter Kranz. Harry Kupfer inszeniert an der Komischen Oper Berlin. Richard Wagner „Die Meistersinger von Nürnberg“ 1981; Wolfgang Amadeus Mozart „Die Entführung aus dem Serail“, 1982; Giacomo Puccini, „La Bohème“, 1982; Aribert Reimann „Lear“, 1983; Giuseppe Verdi „Rigoletto“, 1983; Modest Mussorgski „Boris Godunow“ 1983; Wolfgang Amadeus Mozart „Così fan tutte“ 1984 (Theaterarbeit in der DDR, 1 Dokumentation). Berlin 1987.
  • Dieter Kranz. Der Regisseur Harry Kupfer „Ich muß Oper machen“ Kritiken, Beschreibungen, Gespräche. Berlin 1988.
  • Dieter Kranz. Berliner Theater. 100 Aufführungen aus drei Jahrzehnten. Berlin 1990 – (darin Gespräche mit Kupfer).
  • Dieter Kranz. Der Gegenwart auf der Spur. Der Opernregisseur Harry Kupfer. Henschel, Berlin 2005, ISBN 3-89487-522-4.

Примечания

Ссылки