Фельзенштейн, Вальтер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вальтер Фельзенштейн
Walter Felsenstein
Скульптурный бюст Вальтера Фельзенштейна в «Комише опер»Скульптурный бюст Вальтера Фельзенштейна в «Комише опер»
Место рождения Вена, Австро-Венгрия
Гражданство  Австрия,
 ГДР
Профессия театральный режиссёр
Годы активности 1923—1975
Театр Комише опер
Награды
Почётная пряжка к ордену «За заслуги перед Отечеством» (ГДР)
Орден «За заслуги перед Отечеством» в золоте (ГДР)

Вальтер Фельзенштейн (нем. Walter Felsenstein; 30 мая 1901, Вена, — 8 октября 1975, Берлин) — австрийский и немецкий театральный режиссёр, основатель и художественный руководитель берлинского театра «Комише опер»[1][2]. Академик Академии искусств ГДР (1951). Герой Труда ГДР (1966). Пятикратный лауреат Национальной премии ГДР (1950, 1951, 1956, 1960, 1970).

Биография

Вальтер Фельзенштейн родился в Вене, там же в 1921—1923 годах получил актёрское образование у Эрнста Арндта. В 1923—1924 годах был актёром Городского театра в Любеке. В следующем сезоне Фельзенштейн служил в Мангейме, где впервые попробовал себя в качестве режиссёра[3].

В 1927—1929 годах Фельзенштейн был актёром, литературным редактором и главным режиссёром руководимого Оскаром Вельтерлином Городского театра Базеля, где он поставил 37 драматических и оперных спектаклей, в том числе «Смерть Валленштейна» и «Разбойников» Ф. Шилера, пьесы А. Стриндберга и Ф. Ведекинда, «Силу судьбы» Дж. Верди, «Турандот» Дж. Пуччини[3].

В 1929—1932 годах Фельзенштейн был главным режиссёром Городского театра Фрайбурга, где также ставил как драматические, так и оперные спектакли. 1932 году он был назначен главным оперным режиссёром в Кёльне, в 1934 году перешёл на аналогичный пост во Франкфурте-на-Майне, где сенсационный успех имела его постановка оперетты И. Штрауса «Летучая мышь»[2]. В 1936 году он был смещён со своего поста, как женатый на неарийке[3]. 1938—1940 годах Фельзенштейн был главным режиссёром оперетты в Городском театре Цюриха, где ставил также оперные спектакли, в том числе «Саломею» Р. Штрауса (под управлением автора[2]) и «Пиковую даму» П. Чайковского; в общей сложности осуществил 12 постановок. Но в 1939 году он получил возможность работать в Германии и с марта 1940 года, в первое время параллельно своей работе в Цюрихе, ставил спектакли в руководимом Генрихом Георге Шиллер-театре в Берлине. Режиссёром этого театра Фельзенштейн оставался до 1944 года, одновременно ставил спектакли в других городах Германии, а также на Зальцбургском фестивале[3].

В послевоенном Берлине

В 1945—1947 годах Фельзенштейн в качестве режиссёра работал в первом открывшемся в послевоенном Берлине драматическом театре — Театре Геббеля (в американском секторе), одновременно ставил спектакли в венском Бургтеатре. В 1947 году он основал в восточном секторе Берлина театр «Комише опер», интендантом и главным режиссёром которого оставался до конца жизни. Под руководством Фельзенштейна «Комише опер» очень скоро получила международное признание и стала одним из лучших музыкальных театров Европы[3]. Одновременно он ставил драматические и оперные спектакли в Западной ГерманииГамбурге и Мюнхене), а также в Вене, Милане и Москве[3].

С 1951 года Фельзенштейн был членом, а с 1959 года — вице-президентом Академи искусств ГДР[2][3].

Творчество

Как отмечала в своё время Театральная энциклопедия, реформаторские устремления Фельзенштейна были близки принципам оперной режиссуры К. С. Станиславского: он утверждал на сцене органичное слияние музыки и драматического действия, при этом музыка оставалась основой спектакля и определяла все сценические выразительные средства. В работе с артистами он добивался единства вокальной интонации и пластического движения, такого их самочувствия на сцене, чтобы пение становилось естественным и необходимым способом драматического действия. Музыкальной драматургии Фельзенштейн подчинял и все декоративные элементы спектакля. Обращаясь к классическим операм и опереттам, он в каждом произведении искал черты современности; так, остро современной стала его постановка оперетты Ж. Оффенбаха «Синяя Борода» (1963) с гротескным образом кровожадного диктатора[2].

Театральные постановки

«Комише опер» (лучшие постановки)

Награды и звания

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Bernd-Rainer Barth. Felsenstein, Walter // Wer war wer in der DDR? 5. Ausgabe.. — Berlin: Ch. Links, 2010. — Т. 1. — ISBN 978-3-86153-561-4.. Архивировано 28 июля 2019 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Кар. Г. Фельзенштейн, Вальтер // Театральная энциклопедия (гл. ред. П. А. Марков). — М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т. 5.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Thomas Blubacher. Walter Felsenstein // Andreas Kotte (Hrsg.): Theaterlexikon der Schweiz.. — Zürich: Chronos, 2005. — Т. 1. — С. 573.. — ISBN 3-0340-0715-9. Архивировано 15 августа 2017 года.
  4. Источник. Дата обращения: 6 августа 2022. Архивировано 19 августа 2019 года.

Литература

  • Götz F. Walter Felsenstein. Weg und Werk. — Berlin, 1961.
  • Homann R. Die Partitur als Regiebuch. Walter Felsensteins Musiktheater. — Osnabrück: epOs-Music, 2005. — ISBN 978-3-923486-44-1.
  • Фельзенштейн, В. О музыкальном театре [Текст] / Вальтер Фельзенштейн. — Москва : Радуга, 1984. — 407 с. : ил.

Ссылки