Битва при Леньяно (опера)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Опера
Битва при Леньяно
La battaglia di Legnano
Битва при Леньяно, 29 мая 1176Битва при Леньяно, 29 мая 1176
Композитор Джузеппе Верди
Язык либретто итальянский
Источник сюжета поэма
Жанр опера
Действий 4
Первая постановка 1849
Место первой постановки Рим

Битва при Леньяно (итал. La battaglia di Legnano) — опера Джузеппе Верди в 4 актах на либретто Сальваторе Каммарано. Премьера состоялась 27 января 1849 года в Риме.

История создания

Верди задумал написать оперу на исторический сюжет осенью 1848 года. Первоначально композитор остановил свой выбор на романе Франческо Гверацци «Осада Флоренции».[1] Однако позже Верди передумал и в качестве основы для оперы выбрал пьесу Жозефа Мери «Битва при Тулузе» (пьеса был довольно популярна в Италии). Историческая канва оперы — победа итальянцев над германскими завоевателями в 1176 году. В сражении при Леньяно войска объединенных ломбардских городов разгромили армию германского императора Фридриха Барбароссы.

Либретто к опере написал Сальваторе Каммарано, с которым Верди позже работал над оперой «Луиза Миллер». В целом Верди устроил текст, написанный Каммарано, однако композитор переработал ряд сцен и, в частности, финальную сцену, в которой погибает Арриго. Премьера оперы состоялась 27 января 1849 года в Риме. Итальянцы с энтузиазмом встретили оперу Верди, последний акт был исполнен дважды.[2]

«Битвой при Леньяно» завершается цикл ранних героических опер композитора. [3]

Действующие лица

Роль Голос
Фридрих Барбаросса, император Священной римской империи бас
Роландо, предводитель миланцев баритон
Лида, его жена сопрано
Арриго тенор
Имельда, служанка Лиды меццо-сопрано
Марковальдо баритон
Оруженосец Арриго тенор
Герольд тенор
Первый консул Милана бас
Второй консул Милана бас

Содержание

I действие. «Воскресший»

Тевтонские рыцари во главе с Фридрихом фон Барбароссой, вторгаются в Ломбардию, сокрушая итальянские войска. На защиту своего отечества встает простой народ. В Милан - царь городов ломбардских — стекаются люди с пением гимна «Славься, Родина». Миланский полководец Роландо узнает в толпе своего друга — веронского рыцаря Арриго, которого все считали погибшим в сражении с германскими рыцарями много лет назад. Арриго рассказывает свою историю. Он был тяжело ранен, попал в плен, был продан в рабство, но сумел бежать. Войска вольных ломбардских городов полны решимости освободить отчизну...

Дворец Роландо. Лида, жена Роландо, вспоминает о родителях, павших от рук завоевателей, о женихе, погибшем в бою. В то трудное время её поддержал миланский рыцарь, женой которого она стала. Её подруга Имельда сообщает, что Арриго вернулся из плена и жаждет встречи с Лидой. Тевтонский рыцарь доктор Марковальдо, захваченный и находящийся у Роландо в плену, уже не в первый раз пытается объясниться в любви жене своего господина. Входят Роландо и Арриго. Юноша, узнав, что Лида — жена его друга, потрясен и теряет сознание. Его оставляют на попечение Марковальдо. Звуки труб возвещают о прибытии гонца: город Комо отказывается от вступления в лигу «свободной Ломбардии», необходимо решительное вмешательство Роландо. Миланский рыцарь должен покинуть жену и друга. Оставшись наедине с Лидой, Арриго обвиняет её в измене.

II действие. «Барбаросса»

Сенат города Комо. Сенаторы отказываются вступать в союз вольных городов. Арриго и Роландо пытаются убедить совет пламенными речами и призывами к объединению родины. Они предупреждают правителей Комо, что потомки не простят им измены. Появившийся Фридрих фон Барбаросса приказывает жителям города Комо вести свои войска против ломбардцев. Тогда сенаторы принимают решение вступить в борьбу с германскими рыцарями.

III действие. «Бесчестье»

Подземелье миланского замка. Ночь накануне битвы. Рыцари клянутся сделать все возможное для спасения отчизны. С ними и Арриго. Собрание завершается торжественным гимном в честь свободной Италии.

Лида узнает о том, что юноша на рассвете уходит с войсками. Возможно он так и не поймет, что она любила только его. Имельда соглашается передать записку веронскому рыцарю. Роландо приходит проститься с женой и сыном. Он свято верит, что его ребенок будет расти в свободной Италии. Роландо прощается и с Арриго.

Пленный крестоносец Марковальдо сумел перехватить письмо Лиды и передал его Роландо. Рыцарь бросается в покои Арриго. Там он застает свою жену, пришедшую проститься с возлюбленным. Роландо в гневе запирает изменников в высокой башне. Теперь Арриго не сможет принять участия в битве и навсегда покроет себя позором. С площади доносится пение рыцарей, уходящих на решающее сражение. Юноша выпрыгивает из окна. Чудом оставшись в живых, он присоединяется к ломбардским войскам.

IV действие. «Смерть за отчизну»

Горожане выходят на площадь и с нетерпением ждут известий с полей Леньяно. Среди них и Лида. Появившиеся консулы сообщают о разгроме тевтонских рыцарей. Битва при Леньяно выиграна. Вносят тяжело раненного Арриго, к которому приближается Роландо. Он понимает благородство друга и прощает его и жену. Храбрый веронец умирает, прославляя свободу Италии. Рыцари и горожане поют гимн в честь победы: их родину ожидает великое будущее.

Примечания

Литература

  • Соловцова, Л. Верди. — Москва: Музыка, 1981. — С. 112—117.

Ссылки