Додж, Мэйбл

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Додж Мэйбл
Страна  США
Супруг Карл Эванс, Эдвин Додж[1],
Морис Стерн[2], Тони Лухан[3]
Сайт mabeldodgeluhan.com

Мэйбл Додж (англ. Mabel Dodge, урождённая Гансон (англ. Ganson); 18791962) — американская светская львица и меценат, покровительница искусства.

Биография

Родилась 26 февраля 1879 года в Буффало, США. Была дочерью Сары Кук (англ. Sarah Cook) и Чарльза Гансона (англ. Charles Ganson), богатого банкира из Буффало, штат Нью-Йорк.

Была образованной и ухоженной девушкой, выросшей в элитной семье и воспитанной специальной нянькой. До шестнадцати лет обучалась в школе для девочек Saint Margaret’s Episcopal School, затем продолжила обучение в Нью-Йорке. В 1896 году путешествовала по Европе и затем окончила Вашингтонскую школу Chevy Chase.

Первый раз вышла замуж в 1900 году за Карла Эванса (англ. Karl Evans), сын владельца парохода. Они женились тайно, так как отец не одобрял выбор дочери. Повторно они провели свадебную церемонию в церкви Святой троицы (англ. Trinity church) в присутствии важных персон Буффало. У супругов родился сын, а спустя два с половиной года Карл погиб на охоте, оставив Мэйбл вдовой в 23 года. Весной 1904 года её портрет в траурном платье был создан художником Adolfo Müller-Ury для её бабушки по отцовской линии — Нэнси Гансон. Затем у Мэйбл возникла связь с видным гинекологом Буффало и семья отправила её в Париж, чтобы прекратить эти отношения. Вернувшись из Европы, она вышла замуж за Эдвина Доджа (англ. Edwin Dodge), богатого архитектора. Подробности своих физических (сексуальных) влечений этого периода Мэйбл Додж позже описала в автобиографии «Intimate Memories» (1933).[4]

С 1905 по 1912 годы Мэйбл жила во Флоренции. На её вилле Villa Curonia в местечке Арчетри, близ Флоренции, собирался бомонд, среди которого были писательница Гертруда Стайн с братом Лео[англ.], её возлюбленная и тоже писательница Алиса Токлас, а также визитёры из Парижа, в числе которых был Андре Жид. Здесь у Мэйбл были две суицидальные попытки в связи с её возлюбленным — личным шофёром.

В середине 1912 года она вернулся в Америку и стала проявлять себя покровительницей искусств, проводя еженедельные салоны в своей новой квартире в Гринвич-Виллидже. Здесь присутствовали такие знаменитости, как Карл Ван Вехтен, Маргарет Сэнгер, Эмма Гольдман, Чарльз Демут, Уильям Хейвуд, Макс Истмен Джон Рид и многие другие. Писатель и фотограф Карл Ван Вехтен использовал Додж в качестве одного из персонажей своего романа «Peter Whiffle» — Эдит Дейл. Мэйбл принимала участие в Арсенальной выставке современного европейского искусства в 1913 году, где заслужила всеобщее внимание распространением на выставке своего памфлета на пьесу Гертруды Стайн «Portrait of Mabel Dodge at the Villa Curonia».

Джон Рид

В июне 1913 года она отплыла в Европу со своим новым знакомым — журналистом Джоном Ридом. После прибытия в Париж они стали любовниками, общались с местными знаменитостями, в том числе с Пабло Пикассо. Они выезжали в путешествия с Villa Curonia, были в гостях у Артура Рубинштейна. Сначала это было очень счастливое время для молодых влюблённых, но в конце концов Мэйбл поняла, что Джона интересовали другие люди и события, что приводило к отчуждению между ними. В сентябре 1913 года они возвратились в Нью-Йорк. В октябре 1913 года Рид написал в Metropolitan Magazine статью о Мексиканской революции, сам посетил город Пресидио, штат Техас, чтобы быть ближе к месту событий. Затем вернулся в Нью-Йорк, где молодые люди расстались. Джон Рид стал общаться с американской журналисткой и писателем Mary Heaton Vorse.

В течение 1914—1916 годов сложились тесные отношения между интеллигенцией Гринвич-Виллиджа и Провинстауна. В 1915 году Мэйбл Додж стала жить в Провинстауне с художником Морисом Стерном[англ.]. Она стала специальным обозревателем одной из газет медиакомпании Hearst Corporation, жила на ферме Finney Farm городка Croton-on-Hudson недалеко от Нью-Йорка. Морис Стерн жил в рядом расположенном коттедже. Мэйбл предложила ему организовать художественную студию на третьем этаже своего дома. В 1916 году Мэйбл и Морис поженились. В последующие годы Мэйбл некоторое время провела в Санта-Барбаре, Калифорния, где жил её родственник Джозеф Стеффенс, сестра которого была замужем за владельцем ранчо John J. Hollister.[5]

Тони Лухан

В 1919 году Мэйбл Стерн с мужем и американской феминисткой Элси Клюз Парсонс поехали в Таос, Нью-Мексико, с целью основать там литературную колонию. По совету Тони Лухана, коренного американца, она приобрела в собственность 12 акров (49000 м²) земли. Тони стал проявлять оригинальные знаки внимания Мэйбл, которые раздражали Мориса, что привело к их разрыву после длительного бракоразводного процесса. В 1923 году Мэйбл вышла замуж за Тони Лухана, продолжая жить в Таосе.

В сентябре 1922 года английский писатель Дейвид Лоренс по приглашению Мэйбл Додж приехал в Таос вместе со своей женой Фридой. Здесь у него возникли кратковременные отношения с Мэйбл, о чём Лоренс написал в своих воспоминаниях «Lorenzo in Taos» (1932). Среди членов колонии, которых привлекла Лухан, выделялись — художник Марсден Хартли, фотограф Энсел Адамс, писательница Уилла Кэсер, поэт и драматург Джефферс, Робинсон, художница Джорджия О’Киф и многие другие.

Умерла 13 августа 1962 года в своём доме в Таосе, была похоронена на местном кладбище Kit Carson.[6] От первого брака у неё был сын Джон (англ. John Ganson Evans, 1902—1978).[7]

Память

Дом, в котором жила Мэйбл Додж. Фотография 1990 года

Дом Мэйбл Додж объявлен Национальным историческим памятником и в настоящее время представляет собой отель с конференц-центром, который был куплен известным американским актёром Деннисом Хоппером, увидевшим его на съёмках фильма «Беспечный ездок». В доме проводит лекции и экскурсии американская писательница и диктор Натали Голдберг[англ.].

Документы, касающиеся Мэйбл Додж — письма, рукописи, фотографии, находятся в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке Йельского университета.[8]

См. также

Источники

  • Rudnick, Lois Palken, Mabel Dodge Luhan: New Woman, New Worlds, Albuquerque: University of New Mexico Press (1987). ISBN 978-0-8263-0995-2
  • Rudnick, Lois Palken, Utopian vistas: the Mabel Dodge Luhan House and the American counterculture, Albuquerque: University of New Mexico Press (1996).
  • Stansell Christine, American Moderns: Bohemian New York and the Creation of a New Century. — Metropolitan Books, Henry Holt & Co, 2000. ISBN 0-8050-4847-2

Примечания

  1. Edwin Sherrill Dodge Архивная копия от 2 марта 2016 на Wayback Machine (англ.)
  2. Maurice Sterne Архивная копия от 2 марта 2016 на Wayback Machine (англ.)
  3. Antonio "Tony" Lujan Архивная копия от 2 марта 2016 на Wayback Machine (англ.)
  4. Faderman, Lillian, Odd Girls and Twilight Lovers: A History of Lesbian Life in Twentieth-Century America, Penguin Books Ltd, 1991, page 83. ISBN 0-231-07488-3 (англ.)
  5. Mary R. S; Creese; Creese, Thomas M. Ladies in the laboratory 2 (неопр.). — 2004. — May. — ISBN 978-0-8108-4979-2. (англ.)
  6. Mabel Ganson Dodge Архивная копия от 2 марта 2016 на Wayback Machine (англ.)
  7. John Ganson Evans Архивная копия от 2 марта 2016 на Wayback Machine (англ.)
  8. Mabel Dodge Luhan Papers. Архивная копия от 16 июня 2010 на Wayback Machine Beinecke Rare Book and Manuscript Library at Yale University. Retrieved on 2009-07-08 (англ.)

Ссылки