Перейти к содержанию

Хартли, Марсден

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Марсден Хартли
Место рождения Льюистон, Мэн, США
Место смерти Эллсуорт, Мэн, США
Гражданство  США

Марсден Хартли (англ. Marsden Hartley; наст. имя Эдмунд Хартли Edmund Hartley; 1877, Льюистон, штат Мэн — 1943, Эллсуорт, Мэн) — американский художник и поэт, один из крупнейших представителей классического модернизма в США.

Жизнь и творчество

Э. Хартли был единственным сыном в большой семье из Новой Англии. Ещё в юности он принял как второе имя фамилию своей мачехи «Марсден». В возрасте 13 лет он уже выполняет профессиональные художественные работы, помогая учёному-биологу при составлении альбомов обитающих в Мэне насекомых и растений. Изучал живопись в нью-йоркской Школе дизайна Чейза и Национальной академии дизайна. В Академии он посещал класс мастеров Уильяма Мерритта Чейза. В этот период Хартли увлекается творчеством Джованни Сегантини, изучает технику его рисунка, при которой различные, несмешанные краски накладываются на полотно длинными, широкими линиями. В апреле 1912 художник отправляется в путешествие по Европе, продлившееся несколько лет.

Приехав в Париж, Хартли попадает в круг оказывавшей ему помощь меценатки Гертруды Стайн. Здесь он знакомится со скульптором Арнольдом Рённебеком и с его двоюродным братом, немецким офицером Карлом фон Фрейбургом. С последним он в мае 1913 года приезжает в Берлин, где живёт до декабря 1915 года. Во время пребывания в Германии Хартли отходит от столь привычной ему до сих пор тематики, как пейзаж и натюрморт. Художник завязывает знакомство и творческое сотрудничество с Василием Кандинским и Францем Марком, чьи манера живописи перенимается и М. Хартли и становится для него определяющей, как позднее кубизм и орфизм. В этот период Хартли создаёт серию полотен, ныне считающихся классикой американского авангарда. Гибель его друга и любовника Карла фон Фрейбурга в октябре 1914 года подвигла Хартли на создание серии из 12 символических картин.

В связи с напряжённой политико-военной обстановкой М. Хартли вынужден был вернуться в США. Он селится в своём родном городке и становится одной из местных знаменитостей. В своих поздних произведениях он выступает как художник-пейзажист, маринист, автор жанровых полотен.

Литература

  • Volker Rattemeyer u.a.: Robert Indiana. The American Painter of Signs, Museum Wiesbaden, 22. Januar bis 18. Mai 2008, Wiesbaden 2008, ISBN 978-3-89258-075-1
  • Donna M. Cassidy: Marsden Hartley, University Press of New England, Lebanon, NH, 2005.
  • Elizabeth Mankin Kornhauser: Marsden Hartley. New Haven and London: Yale University Press 2002
  • Jonathan Weinberg: Speaking for Vice. Homosexuality in the Art of Charles Demuth, Marsden Hartley, and the First American Avant-Garde. New Haven and London: Yale University Press 1993 (Yale publications in the history of art) ISBN 0-300-05361-4

Галерея

Примечания

Ссылки