Каракорум (город)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Средневековый город
Каракорум
монг. Хархорум?, ᠬᠠᠷᠠᠬᠣᠷᠣᠮ?
Страна Монгольская империя
Юань
Северная Юань
Область Линбэй (Юань)
Основан 1220
Основатель Чингисхан
Разрушен 1388
Причины разрушения взятие города войсками империи Мин
Население -
Современная локация  Монголия, Уверхангай, Хархорин
объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
№ 1081 с 2004 года (28 сессия)
Регион Азия
Критерии II, III, IV
Каракорумский фонтан «Серебряное древо» (современная реконструкция на территории отеля в пригороде Улан-Батора)
Каменная черепаха юаньской династии в Каракоруме

Каракору́м (монг. Хархорум?, ᠬᠠᠷᠠᠬᠣᠷᠣᠮ?) — столица Монгольской империи в 12351260 годах. В настоящее время — город, центр сомона Хархорин аймака Уверхангай Монголии.

Модель древнего Каракорума в Монгольском историческом музее (Улан-Батор)
Ступы в Каракоруме

Этимология

Название города традиционно связывают с монгольским[1] термином «хара курэм» (монг. хар хүрэм) — чёрные камни[1][2][3]. Среди иных трактовок «чёрные стены»[3], «двадцать юрт» (монг. хорин гэр)[2], «чёрная запретная крепость» (хара хорин), «чёрные обломки» (хара хорум), «чёрный замок» (хара кэрэм), «место, о котором запрещено говорить» или «место, куда запрещено ступать ногой» (кор или кол хорин)[1].

Название Каракорума в китайских источниках передаётся как «Хэ-ла хэ-линь». В европейской литературе название «Каракорум» в впервые зарегистрировано как «Кара-корон» в 1246 году[1].

История строительства

Предыстория

С древних времён в окрестностях будущего города последовательно расселялись хунну, тюрки, найманы и кереиты[4].

Основание

Датой основания города считается 1220 год, когда ставка Чингис-хана была перенесена на берега Орхона. Резиденция хана располагалась, вероятно, у горы Малахитэ, на городище Тахай-балгас, где в XII веке находилась ставка кереитского хана. В. В. Бартольд считал, что город был основан Угэдэем в 1229 году и первоначально назывался Ордубалык[5]. Застройка территории началась не ранее воцарения Угэдэя (1229), который был убеждён советниками в нужности стационарной столицы. В его правление и сложилось представление о том, что Каракорум — центр монгольского государства. Угэдэй построил дворец, названный «Дворцом десяти тысяч лет благоденствия» (монг. Түмэн амгалант; кит. трад. 万年宫, палл. Ваньнянгун). Младших чингизидов обязали также построить здесь по дворцу. В 1234 году как дворцы, так и кварталы оружейников за пределами Тахай-балгаса были обнесены крепостной стеной. Каракорум был главным лагерем, где хан оставлял семью на время своих походов, и центром производства вооружений и оснащения войск.

Политическое значение

Во времена правления великих монгольских ханов Угэдэя, Гуюка и Мункэ в Каракорум приезжали в знак покорности и почитания государи ближних и дальних стран, включая русских князей, в том числе и великий князь владимиро-суздальский Ярослав Всеволодович — отец Александра Невского, в том числе и сам Александр; здесь решались вопросы о престолонаследии; здесь принимались решения о новых завоевательных походах, приводившие в движение миллионы людей и переворачивающие их судьбы; сюда с надеждой на влияние устремлялись эмиссары мусульманской, буддийской, христианской и других конфессий. Сведения о Каракоруме содержатся в китайских летописях и записках европейских путешественников XIII века: Плано Карпини, Марко Поло и де Рубрука.

Планировка и население

В 1235 году Каракорум был обнесен глинобитной стеной и представлял собой вытянутый с юга на север прямоугольник размером примерно 1,5 на 2,5 километра. Стены были необходимы для того чтобы контролировать подступы к городу, но в случае атак не могли его защитить. Центральная часть Каракорума была застроена каменными зданиями, которые образовывали несколько улиц. В них размещались учреждения и торговые дома. Центральные кварталы города в окружении площадок для гэр (юрт) являлись уникальным сочетанием монументальной застройки с традиционными жилищами кочевников[6].

Город состоял из нескольких изолированных друг от друга кварталов, в которых жили ремесленники, торговцы и посланники со всего света. Там жили люди разных рас и религий. Рядом с христианскими (несторианскими) церквями путешественники видели многочисленные мусульманские мечети и буддийские храмы. Всего в городе располагалось 12 культовых сооружений, самым большим из которых был буддийский храм, построенный в форме шатра высотой 30 м. К востоку от городских стен располагались пашни, орошаемые каналами[4].

Упадок

С воцарением Хубилая (1260) столица империи была сначала перенесена в основанный им город Кайпин (Шанду), затем — в Пекин (1264), и в 1267 году в построенный севернее старого Пекина город, после основания империи Юань (1271) получивший название Ханбалгасун (Ханбалык), или монг. Их нийслэл — («Великая столица»; кит. Даду)[7].

Северной столицей Юань служил Шанду («Верхняя столица») на территории современной Внутренней Монголии. Каракорум стал провинциальным городом[8]. После изгнания монголов из Китая (1368) остатки юаньского руководства в конечном итоге обосновались в Каракоруме, но в 1388 году минские войска разорили город.

Вторичное заселение города в XVI веке

Монастырь Эрдэни-Дзу

Согласно «Драгоценному сказанию» Саган-Сэцэна, на курултае 1415 года было принято решение отстроить столицу, однако воплощение этого решения пока не подтверждено никакими археологическими данными. Город был вновь заселён в XVI веке, когда Бату-Мункэ Даян-хан сделал его своей резиденцией и вернул городу столичный статус. В последующие годы город несколько раз переходил от чингизидов к ойратам и, вероятно, был бы окончательно разрушен, если бы на него не обратил внимание халхаский хан Абатай[9].

В 1585 году Абатай начал строительство первого в Северной Монголии стационарного буддийского монастыря Эрдэни-Дзу, для чего ему пришлось не только восстанавливать старые постройки, но и возвести новые, используя для строительства камень из руин старого города:

Тогон-Тэмур-хан, прибыв из Пекина в Монголию, обновил статую [Будды] в Харахорине. Через несколько столетий храмы пришли в ветхость и запустение. Они уже почти совсем исчезли, когда Абатай-Тушэту-хан, следуя повелению Далай-ламы III, в год огненной собаки тринадцатого цикла привёз из Хух-Хото мастеров, реконструировал обветшалые храмы Эрдэни-Дзу и построил новые[10].

Новый монастырь стал одним из крупнейших религиозных, политических и экономических центров Халхи, близ которого группировались кочевые становища. Таким образом, к концу XVI века место города было вновь обжито.

Современное состояние

Современный вид города Хархорин (2007)

В настоящее время город является центром сомона Хархорин аймака Уверхангай. В 2003 году его население составляло 8977 человек, а площадь — 20,5 км²[11]. В 80 километрах к юго-востоку от Хархорина находится географический центр Монголии.

Основные источники муниципальных доходов — туризм и сельское хозяйство. Ирригация полей, лежащих к востоку от города, осуществляется из реки Орхон. Хархоринский аэропорт с грунтовой взлётно-посадочной полосой принимает постоянные рейсы из Улан-Батора и обратно.

Новая городская застройка непосредственно примыкает к руинам старого города. В 2004 году премьер-министр Монголии Элбэгдорж инициировал создание проектировочной комиссии, которая бы составила план новой застройки в обход руин. По его замыслу, город должен был восстановить свой столичный статус ко времени своего 800-летнего юбилея (прибл. в 2020 году) и стать «символом современной Монголии»[12]. Однако после его вынужденной отставки в 2006 году в пользу М. Энхболда из МНРП к этому проекту не возвращались. Не произошло это и после возвращения Элбэгдоржа к власти в 2009 года уже в качестве президента страны.

2 сентября 2009 года на заседании правительства было принято решение о создании музея «Хархорум», который станет местом коллекционирования уникальных памятных предметов, исследования, хранения и пропаганды истории и культуры, связанных со всемирным наследием, как исторические места долины реки Орхон и древней монгольской столицы. Для поддержки этого проекта музея Япония безвозмездно предоставила 5 млн долларов США; строительные работы выполнила японская компания «Коноике». Музей действует с лета 2011 года.

В 2014 году был подписан меморандум о реставрации руин буддийских монастырей Каракорума, уникальных памятных предметов и обустройстве выставочного зала. Реализация проекта по созданию музея под открытым небом была полностью завершена 31 декабря 2015 года[13].

История исследования Каракорума

В конце XIX века российский учёный Н. М. Ядринцев обследовал развалины Каракорума[4]. А. М. Позднеев анализом исторических источников подтвердил местонахождение древней монгольской столицы в окрестностях буддийского монастыря Эрдэни-Дзу, построенного в 1585 году в южной части столицы.

В 1948 и 1949 годах здесь работала советско-монгольская археологическая экспедиция. В юго-западной части города открыты остатки дворца Угедея, сооруженного на гранитном цоколе; под дворцом обнаружены остатки буддийской кумирни конца XII — начала XIII вв. со стенной росписью[4]. За эту работу руководитель экспедиции С. В. Киселёв (1905—1962) был удостоен Государственной премии СССР и избран членом-корреспондентом АН СССР.

В 2004 году Хархорин вместе с обширной территорией, получившей название Культурный ландшафт долины реки Орхон, был объявлен ЮНЕСКО Объектом Всемирного наследия № 1081rev. Археологические находки на территории сомона Хархорин ныне экспонируются в музее «Хархорум», открывшемся в 2011 году[14].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Чулууны Далай. Монголия в XIII—XIV веках. — Москва: Наука — Восточная литература. — С. 39—40. — 232 с.
  2. 2,0 2,1 Кычанов Е. И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир: Чингис-хан. Личность и эпоха. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, Школа-Пpecc, 1995. — С. 202. — 272 с. — ISBN 5-02-017390-8.
  3. 3,0 3,1 Джек Уэзерфорд. Чингисхан и рождение современного мира / пер. с англ. Е. Лихтенштейна. — М: ACT; Владимир: ВКТ, 2008. — С. 261—262. — 493 с. — ISBN 978-5-17-048486-7.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Каракорум // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Казахская энциклопедия, 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0. (CC BY-SA 3.0)
  5. Бартольд В. В. Работы по исторической географии. М., 2002, С. 443.
  6. Каракорум | Программа Шёлковый путь. ru.unesco.org. Дата обращения: 9 октября 2022.
  7. Далай Ч. Монголия в XIII—XIV веках / Отв. редактор Б. П. Гуревич. — М.: Наука, 1983. — С. 43.
  8. Ткачёв В. Н. Каракорум в XIII веке // Mongolica. — С. 227.
  9. Hans-Georg Hüttel, Der Palast des Ögedei Khan — Die Ausgrabungen des Deutschen Archäologischen Instituts im Palastbezirk von Karakorum, in: Dschingis Khan und seine Erben, p. 140—146
  10. Эрдэнипэл. Конечная причина религий в Монголии // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2004. - с. 226
  11. アーカイブされたコピー. Дата обращения: 14 января 2013. Архивировано 21 апреля 2012 года. Официальная статистика Увэр-Хангайского аймака
  12. Холберт Дж. Чингисхан живее всех живых // «The Wall Street Journal» 02/11/2007. Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  13. НА МЕСТЕ РУИН БУДДИЙСКИХ ХРАМОВ Г.ХАРХОРУМ БУДЕТ СОЗДАН МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ (недоступная ссылка — история ). Дата обращения: 22 июля 2014.
  14. А. Зул«Хархорум» музей нээлтээ хийлээ Архивная копия от 26 июня 2020 на Wayback Machine

Литература

  • Атлас древностей Монголии, в. 1, СПБ, 1899;
  • Древнемонгольские города. М., 1965;
  • Позднеев А., Монголия и монголы, т. 1—2, СПБ. 1896—98;
  • Ткачёв В. Н. Каракорум в XIII веке // Mongolica: Памяти академика Б. Я. Владимирцова (1884—1931). — М.: ГРВЛ издательства «Наука»,, 1986. — С. 219—231.
  • Ядринцев Н. М. Путешествие на верховья Орхона к развалинам Каракорума // «Известия русского географического общества», 1890, т. 26, в. 4;
  • Извлечения из «Тарих-и-джехангуша» Ала-ад-дина Ата-мелика Джувейни // Материалы по истории туркмен и Туркмении / Пер. под ред. А. А. Ромаскевича. — М.: Институт Востоковедения, 1939. — Т. 1. — С. 485.
  • Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод с персидского О. И. Смирновой, редакция профессора А. А. Семенова. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1952. — Т. 1, кн. 2. — С. 200.
  • Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История Завоевателя Мира = Genghis Khan: the history of the world conqueror / Перевод с текста Мирзы Мухаммеда Казвини на английский язык Дж. Э. Бойла, с предисловием и библиографией Д. О. Моргана. Перевод текста с английского на русский язык Е. Е. Харитоновой. — М.: «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2004. — С. 260. — 690 с. — 2000 экз. — ISBN 5-89317-201-9.
  • Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История Завоевателя Мира. — С. 558.
  • Дмитриев С. В. К вопросу о Каракоруме // Общество и государство в Китае, вып. 39, 2009.
  • The Journey of William of Rubruck to the Eastern Parts of the World, 1253-55 (англ.) / Rockhill, William Woodville. — London: Hayklut Society, 1900.

Ссылки