Дадд, Ричард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ричард Дадд
Richard Dadd
Ричард Дадд за работойРичард Дадд за работой

Ричард Дадд (англ. Richard Dadd; 1 августа 1817, Чатем — 7 января 1886, Кроуторн) — английский живописец, первый и один из крупнейших представителей викторианской сказочной живописи.

Биография

Сын художника и мастера резьбы по дереву, рано проявил способности к рисованию, был принят в 1837 году в Королевскую художественную Академию. Возглавил группу викторианских художников «Клика». К этому периоду относится его известная работа «Спящая Титания» (1841). В 1842 году участвовал в экспедиции по Греции и Ближнему Востоку, где в декабре, плывя по Нилу, пережил душевный переворот — почувствовал себя воплощением египетского бога Осириса (происшедшее сочли солнечным ударом). По пути домой, в Риме и Париже, Дадд ещё несколько раз терял над собой контроль.

После возвращения в 1843 году он был признан душевнобольным и отдан на попечение семьи. В августе 1843 года, увидев в своём отце воплощение дьявола, Дадд убил его ножом (перерезав ему горло и добив ударом ножа в грудь) и направился в Париж; по пути он пытался убить (или убил[1]) ещё одного человека, был схвачен в Париже полицией и признался в отцеубийстве. Современные исследователи предполагают, что он страдал от шизофрении (видимо, он был к ней предрасположен генетически — жертвами умственного расстройства стали все его братья) либо от биполярного расстройства. Дадда поместили в психиатрическую клинику Бедлам, откуда в 1864 году перевели в Бродмур.

Творчество

В лечебницах Дадд продолжал заниматься живописью, причём создал свои наиболее впечатляющие работы — миниатюрные, крайне тщательно выписанные, но галлюцинаторные по атмосфере и колориту фантастические полотна «Привал художника в пустыне» (1845), «Спор: Оберон и Титания» (1854—1858), «Мастерский замах сказочного дровосека» (1855—1864), акварельные рисунки для аллегорической серии «Страсти» (1850-е гг.), акварель «Безумная Джейн» (1855) и др. Особый интерес вызывает акварель «Детская задача» (1857) из собрания Галереи Тейт, загадочный сюжет которой, возможно, связан с шахматной позицией, изображённой на переднем плане.

Признание

Картины Дадда были заново открыты в XX в., вызвав большой интерес публики и критики. Дадд стал по-своему знаменит: радиопьеса о нём «Приди в эти жёлтые пески» (1986, так озаглавлена одна из картин Дадда) принадлежит Анджеле Картер, фантазия английского композитора Оливера Кнуссена «Расцветай фейерверком» (1988) написана по мотивам картины «Мастерский замах сказочного дровосека», к ней же обращается в романе «Крохотные свободные человечки» (2003) английский писатель Терри Пратчетт, так названа одна из песен рок-группы Queen на альбоме Queen II.

Галерея

Примечания

  1. Анастасия Зырянова. Убийца и гений. История художника, всю жизнь проведшего в психбольницах. Slon Magazine (2 июня 2016). Дата обращения: 18 июня 2016. Архивировано 3 июня 2016 года.

Литература

  • Кирюхина Е. М. Эволюция викторианской сказочной живописи: От Ричарда Дадда к Беатрикс Поттер //Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 3-1. С. 410—416.
  • Greysmith D. Richard Dadd: The rock and castle of seclusion. London: Studio Vista, 1973.
  • Allderidge P. Richard Dadd. New York; London: St. Martin’s Press; Academy Editions, 1974
  • De Saint Pierre I. Richard Dadd — His Journals. Nuffield: Aidan Ellis, 1984.
  • MacGregor J.M. The Discovery of the Art of the Insane. Princeton: Princeton UP, 1989, p. 116—141.
  • Пас О. Замах сказочного дровосека // TextOnly. — 2004. — № 12.

Ссылки