Григорий Просветитель

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Григор Лусаворич»)
Святой Григорий Просветитель
арм. Գրիգոր Լուսավորիչ
греч. Γρηγόριος Φωστήρ
Святой Григорий ПросветительМозаика в церкви Богородицы Паммакаристы в Константинополе, начало XIV века
Католикос всех армян
302 — 325
Церковь Армянская апостольская церковь
Предшественник Должность учреждена
Преемник Аристакес I

Рождение 252(0252)
Великая Армения
Смерть 326(0326)
Принятие монашества Великая Армения

Святой Григорий Просветитель (арм. Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ также арм. Գրիգոր Պարթև, Сурб Григор Лусаворич или Григор Партев, греч. Γρηγόριος Φωστήρ или Φωτιστής, Григо́риос Фости́р или Фотисти́с; ок. 252—326) — просветитель Армении и первый католикос всех армян.

Святой Армянской апостольской церкви, а также Русской православной (где известен как Священномученик Григорий Армянский, просветитель Великой Армении[1]) и других Православных церквей, Римско-католической и Англиканской церквей.

Житие

Святитель Григорий Армянский, Икона XIV в., Греция
Эчмиадзинский кафедральный собор, построенный благодаря усилиям Святого Григория
Вход в темницу Хор Вирапа, в которой Григорий Просветитель находился в заключении 13 лет

Житие св. Григория описано Агафангелом, автором V века, описавшем историю обращения Армении в христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, почему эту книгу называют ещё «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).

В книге рассказывается, что отец Григория, парфянин Апак (Анак), подкупленный персидским царём, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; всё семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещён именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III), желая усердною службою загладить вину своего отца.

Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Трдат велел бросить Григория в казематы или колодец Арташата (Артаксата), где тот был в заточении 13 лет, поддерживаемый благочестивой женщиной.

Между тем Тиридат впал в безумие,но по просьбе его сестры,обратившейся к Григорию,был исцелён после его молитвы , после чего в 301 году крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. Таким образом, Армения стала самой первой страной из ныне существующих, принявшей христианство на государственной основе. Повсеместно в стране началась жестокая кампания по искоренению многовекового наследия армянской дохристианской культуры.

В 302 году Григорий был рукоположён в епископы от епископа Леонтия Кесарийского в Кесарии, после чего строит храм в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошёл Единородный» (то есть Иисус Христос) — который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма.

В 325 году Григорий был приглашён на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего сына Аристакеса, который, вместе с ещё одним посланником по имени Акритис, привёз в Армению Никейские постановления.

В 325 году Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 году) и был похоронен в Эчмиадзине. Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория.

Почти тысячу лет могила св. Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет мощи св. Григория хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 года были переданы Католикосу всех армян Гарегину II и в настоящее время покоятся в построенном в 2001 году ереванском кафедральном соборе Св. Григория Просветителя. На месте узилища святого Григория находится монастырь Хор Вирап, в Араратской долине, у самой государственной границы с Турцией. Название монастыря в переводе с армянского означает «глубокая яма» (арм. Խոր Վիրապ).

Житие Григория было переведено на греческий язык приблизительно в конце VI века. В X веке Симеон Метафраст включил его в свои «Жития святых». С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится также в русской Минеи (память 30 сент.). Канонизирован Римско-католической церковью в 1837 году при участии папы Григория XVI; память 1-го октября (festa pro aliquibus locis).

Род Григоридов

Являлся основателем рода Григоридов, просуществовавшего до середины V века, который передавал должность главы армянской церкви по наследству. Происхождение этого рода традиционно возводится к знатной парфянской династии Сурен-Пахлавов — которая была ветвью царского дома Аршакидов.[2][3].

Сыновья Григория

Образ в искусстве

Большую популярность обрела «Молитва Св. Григория» для трубы и оркестра, сочинённая в 1946 году американским композитором армянского происхождения Аланом Хованессом.

Память

Память священномученика Григория в Русской православной церкви совершается 30 сентября (13 октября) шестеричным богослужением. В российском императорском флоте в честь святого были названы два фрегата 1782 и 1791 годов постройки[4][5]. Один из приделов Собо́ра Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву на Красной площади в Москве, более известный как Храм Василия Блаженного, освящён в честь Григория Просветителя, часто называемого в Русской православной церкви Григорием Армянским.

Имя Григория Просветителя носят улица в Ереване и построенная в 2001 году церковь в центре Еревана, которая в итоге стала достопримечательностью и одним из самых узнаваемых символов христианства в Армении.

См. также

Примечания

  1. Священномученик Григорий, просветитель Армении Архивная копия от 17 октября 2012 на Wayback Machine
  2. Cyrille Toumanoff. Studies in Christian Caucasian history. — University Press, 1963. — С. 62.:

    The Gregorids were traditionally ascribed the descent from the Iranian house of Suren-Pahlav, and through it from the Iranian Arsacids, and were the family of the Apostle of Armenia, St. Gregory the Illuminator, and of his descendants, holding quasi-hereditarily the position of chief prelates of the Church in Armenia. Upon the Christianization of Armenia at the turn of the fourth century the Gregorids acquired the temple-state of Vahagn at Ashtishat, in Taraun, from the House of Vahewuni, the temple state of Anaitis at Erez, in Acilisene, the Principality of Bagrauandene, and various other lesser domains, which thenceforth composed the patriarchal princely State. This State passed through marriage to the Mamikonids, upon the extinction of the Gregorids with the death of St. Isaac, Bishop of Armenia, in 439.

  3. James R. Russell. Armenian and Iranian Studies. — Department of Near Eastern Languages and Civilizations, Harvard University, 2004. — 1574 с. — ISBN 978-0-935411-19-5. Архивная копия от 14 марта 2022 на Wayback Machine
  4. Фрегаты, переоборудованные из судов других классов (недоступная ссылка). «Военная Россия». Дата обращения: 21 февраля 2014. Архивировано 27 февраля 2014 года.
  5. Фрегат «Григорий Великия Армении». sevastopol.info. Дата обращения: 21 февраля 2014.

Литература

Ссылки