Великомученик Евстафий

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евстафий Плакида
Ευστάθιος Πλακίδας
Видение святого Евстафия (икона критской школы, XVII век)Видение святого Евстафия
(икона критской школы, XVII век)
Смерть 118(0118)
Рим
Почитается в православной и католической церквях
В лике великомучеников
День памяти 20 сентября (3 октября) — в православной церкви;
20 сентября - в католической;
Покровитель военных, земледельцев
Подвижничество мученичество за веру, чудеса после смерти

Великому́ченик Евста́фий (греч. Ευστάθιος Πλακίδας; Евстафий Плакида, Евстафий Римский, Евстахий; ? — 118) — христианский святой, великомученик. Покровитель охотников, в католицизме один из Четырнадцати святых помощников. Память в Православной церкви совершается 20 сентября (3 октября), в католической — 20 сентября.

Жизнеописание

Казнь св. Евстафия в раскалённом медном быке. Неизвестный немецкий художник XVI века. Национальный музей искусств Азербайджана

До крещения Евстафий носил имя Плакида, был военачальником при императорах Тите и Траяне. По преданию, принял христианство после того, как на охоте, среди рогов преследуемого им оленя, появился перед ним образ распятого Спасителя, сказавшего ему: «Плакида, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?». Вернувшись домой, он крестился вместе со своей женой Феопистией и двумя сыновьями — Агапием и Феопистом (родные Евстафия также почитаются в лике святых).

Евстафий перенёс испытания, сходные с испытаниями ветхозаветного Иова — слуги его умерли, скот пал, а сам он во время путешествия на корабле в Египет был разлучён со своей женой, а потом и с детьми. Перенеся без ропота эти испытания, святой Евстафий обрёл своих родных и как прославленный военачальник был призван императором Траяном для ведения войны.

После окончания боевых действий святой Евстафий с почестями вернулся в Рим. Во время празднования императором Адрианом, сменившем к тому времени на престоле Траяна, одержанной победы над варварами, приглашённый со своей семьёй Евстафий отказался принести жертвы языческим богам и открыто исповедовал себя христианином. Святой Евстафий, осуждённый со своей семьёй на растерзание диким зверям, не был ими тронут. После этого император велел бросить их живыми в раскалённого медного быка, где святые и приняли свою мученическую смерть (Католическая церковь отвергает предание о такой кончине святых как «совершенно необоснованное»[1]). Тела их остались невредимыми и были погребены христианами.

О текстах Жития святого Евстафия

«Святой Евстафий Плакида в Колизее» (А. Т. Марков, 1836 год, ГТГ)
  • Византийский текст — мартирий (описывающий мученичество) относится к так называемым риторическим текстам, — ориентированным на красноречивую фразеологию и религиозную образность. Дошедшая до нас рукопись по-видимому была включена Симеоном Метафрастом (X век) в составленный им сводный корпус греческих житий святых (148 текстов). Рукопись содержит два небольших нечитаемых фрагмента (первый фрагмент: старший сын Евстафия рассказывает младшему об их похищении зверями, здесь же путаница: старшего сына похитил лев, а не волк, второй фрагмент: Феопистия рассказывает Евстафию, что Бог сохранил её неприкосновенной).
  • Древнегрузинский текст является дословным переводом греческого, в тексте нет нечитаемых мест и по нему легко восстановить утерянные фрагменты византийского списка. В тексте нет никакой путаницы по поводу того, что старшего сына похитил лев, а младшего — волк.
  • Древнерусский текст присутствовал в служебных минеях Русской Церкви уже в XI веке, что в некоторой степени позволяет судить о древности перевода. В дошедших до нас списках имеется большое количество сокращений и вольностей: огромные фрагменты текста переведены в два-три предложения, смысл некоторых предложений изменён (к примеру, вместо «Евстафий не мог плакать от горя» переведено «Евстафий горько плакал»), в перевод включены изречения, которых нет в исходном тексте. Чрезвычайно качественный перевод на современный русский язык предложен О. В. Гладковой.
  • Согласно армянским источникам — когда святые апостол Фаддей и апостол Варфоломей распространяли христианство в Армении, Фаддей назначил Евстафия (Евстатеоса) епископом Сюника. Святой Евстафий умер в Армении, и над его могилой была построена церковь, которая позже превратилась в монастырский комплекс под названием Татев (Евстатеос)[2].

Почитание

Святой почитается в Православной и Католической церквях. Святому посвящено много храмов, одной из наиболее известных является церковь св. Евстафия в Риме, известная с IX века, но, существовавшая уже в VII веке[3].

В честь великомученика Евстафия назван остров в группе Наветренных островов в Карибском море Синт-Эстатиус.

Примечания

  1. «Martyrologium Romanum» (Libreria Editrice Vaticana, 2001 ISBN 88-209-7210-7)
  2. Энциклопедия 'Христианская Армения"
  3. Гладкова О. В., Герасименко Н. В., Чичинадзе Н. Евстафий Плакида // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XVII : «Евангелическая церковь чешских братьев — Египет». — С. 313-320. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1.

Литература

Ссылки