Горный хрусталь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Горный хрусталь
Quartz Saint Lary Ariège.jpg
Формула SiO2
Физические свойства
Цвет Бесцветный
Блеск Стеклянный
Прозрачность Прозрачный
Твёрдость 7,0
Спайность Неясная по ромбоэдру
Излом Неровный, иногда раковистый
Плотность 2,6 г/см³
Кристаллографические свойства
Сингония Тригональная
Друза горного хрусталя, 8 см. Приполярный Урал

Го́рный хруста́ль — минерал, чистый природный диоксид кремния, бесцветная прозрачная разновидность кварца, одна из кристаллических модификаций кремнезёма (SiO2). Чистые бездефектные кристаллы горного хрусталя встречаются относительно редко и высоко ценятся. Практическое значение имеют кристаллы размером от 3—5 см. По форме кристаллы призматические, тригонально-трапециевидные. Характерны кристаллы-двойники по нескольким двойниковым законам.

Агрегаты в виде незакономерных сростков кристаллов и друз, жеоды, кристаллические «щётки».

История

Древнегреческие философы полагали, что горный хрусталь есть лёд, превращенный в камень.

Позже региональным названием горного хрусталя в Карпатах служил термин «драгомит» и его синоним «мармарошский диамант»[1].

Разновидности

Аметист, цитрин, раухтопаз (дымчатый кварц), морион, волосатик, «волосы Венеры» (с включениями рутила).

«Мармарошские диаманты» — своеобразные, прозрачные и очень чистые, хорошо образованные, с двумя головками и сильным блеском кристаллики. Они были впервые обнаружены в 1855 году в одноимённом массиве Карпат, а позже - в Крыму и Якутии. Размеры кристаллов — 1—12 мм, форма призматически-дипирамидальная. Мармарошские диаманты могут использоваться в ювелирных изделиях без огранки.

Текстура поверхности граней необработанного горного хрусталя

Месторождения, происхождение

Горный хрусталь встречается главным образом в пустотах гидротермальных жил, большинство промышленных месторождений и находок крупных кристаллов — в хрусталеносных жилах «альпийского типа». Встречается также в пустотах пегматитовых жил и контактово-метаморфических месторождений различного типа. В осадочных породах весьма распространён, но крупных кристаллов не образует, а находится в виде кристаллических щёток на стенках трещин и в форме жеод, преимущественно среди известняков и в осадочно-карбонатных толщах.
В России крупные месторождения есть на Урале (Астафьевское, Матинское, Пелингичей, Пуйва и др.), также в Якутии (Алданский щит), Забайкалье и Приморье.

Сопутствующие минералы: полевые шпаты, слюды, глинистые минералы, гётит, лимонит, топаз, берилл, гематит, магнетит, хлорит, рутил, брукит, анатаз, пирит, кальцит, самородное золото и др.

Значение и применение

Горный хрусталь применяется в радиотехнике для получения ультразвуковых колебаний, изготовления призм, спектрографов, линз, используется для изготовления украшений и декоративно-прикладных изделий, окрашенные кристаллы горного хрусталя применяются как полудрагоценные камни.

Кристаллы чистого горного хрусталя значительных размеров встречаются редко, поэтому он относительно дорог. Искусственный материал под названием «хрусталь» изготовляют путём добавления в обычное стекло оксида свинца и бария.

Искусственное получение

Монокристаллы горного хрусталя выращивают в автоклавах на затравках, за год таким образом может вырасти пьезооптический кристалл без дефектов массой в 2-3 кг. Добавление Ge увеличивает, a Al уменьшает показатели преломления, Fe2+ придаёт зелёный, Fe3+ — бурый, Со — синий цвет.

Изделия

Античные греки и римляне вырезали из горного хрусталя печати, сосуды, украшения. А. Ферсман писал, что у Нерона были два прекрасных кубка, вырезанных из идеально прозрачных кристаллов. Римские патриции летом охлаждали руки шарами из горного хрусталя. Из кристаллов вырезали зажигательные линзы, с помощью которых жрецы «божественным огнём» зажигали огонь на жертвенниках.

Хрустальный череп в Британском музее

В Китае и Японии изготавливали идеальные шары, многие из которых экспонируются в различных музеях мира. Так, в Национальном музее США в Вашингтоне хранится шар китайской работы диаметром 327 мм, близкий по форме к идеальному.

В Оружейной палате Московского Кремля находятся различные сосуды из горного хрусталя: самовар Петра I, выточенный из цельного куска горного хрусталя, бочонок, перечница, кружка, чаши, «рукомой» и т. д. Коллекция посуды из горного хрусталя имеется в Музее истории искусств в Вене. В Американском музее естественной истории в Нью-Йорке имеется печать русской работы в виде Атласа, держащего на плечах земной шар.

В России XVIII—XIX вв. из горного хрусталя вырезали табакерки, пуговицы, печатки, церковную утварь.

В романе «Саламбо» Г. Флобер описывает карфагенский храм, в котором мистическую роль играет хрустальное яйцо, покоящееся на медной колонне. Греческий поэт Ономакрит (V в. до н. э.) считал, что боги не в силах отказать человеку, если он пришёл в храм, держа в руках горный хрусталь. Римские врачи в начале нашей эры применяли шары из горного хрусталя как «зажигательные стекла» для прижигания ран.

Некогда в Европе горный хрусталь называли «арабским» или «богемским алмазом».

Мифология

В Японии горный хрусталь считали замёрзшим дыханием дракона.

В зороастризме считалось, что небо состоит из горного хрусталя. Согласно преданиям, боги пьют амброзию только из хрустальных кубков. Чистота и прозрачность горного хрусталя стали символом скромности и чистоты помыслов, талисманом, укрепляющим клятвенные договоры.

В средневековой мистике (и в современной экстрасенсорике) кристалл горного хрусталя — «Магический кристалл».

Примечания

  1. Куликов Б. Ф., Буканов В. В. Словарь камней-самоцветов. — 2-е изд., перерераб. и доп. — Л.: Недра, 1989. — С. 39. — 168 с. — ISBN 5-247-00076-5.

См. также

Ссылки