Головоломка с усами из кошачьей шерсти

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Gabriel Knight, wearing the cat hair mustache
Габриэль Найт, носящий усы из кошачьей шерсти и пытающийся выдать себя за детектива Мозли.

В приключенческой игре 1999 года Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned игрок должен решить головоломку, в просторечии называемую «головоломка с усами из кошачьей шерсти». В ней главный герой Габриэль Найт маскируется при помощи усов из кошачьей шерсти, чтобы украсть арендованный у мужчины мотоцикл. Головоломка была создана продюсером игры Стивеном Хиллом после того, как головоломку, над которой работал ведущий дизайнер игры Джейн Дженсен, пришлось сократить из-за проблем с бюджетом[1]. Она не понравилась дизайнерам, но из-за нехватки времени её пришлось оставить.

Головоломка получила в целом негативную оценку. Её часто называли одной из худших в жанре приключенческих игр, а один автор дошёл до того, что назвал головоломку частично ответственной за снижение общей популярности жанра[2].

Загадка и решение

Головоломка появляется в игре Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned, во время которой одноимённый персонаж должен выдать себя за другого человека, детектива Мозли, и взять его мотоцикл напрокат[1]. Для этого Габриэль должен собрать различные предметы. Он создаёт усы, используя малярный скотч, кусок которого он прикрепляет к двери сарая. Затем он использует шланг, чтобы обрызгать водой кошку, сидящую на заборе, заставляя тем самым её пробежать через дверь сарая. В результате часть шерсти кошки прилипает к ленте. Затем Габриэль должен отвлечь Мозли, заставив его спуститься вниз. Он использует кусочек конфеты, чтобы отвлечь Мозли, тем самым заставив мужчину наклониться, что позволяет Гэбриэлу украсть его паспорт. Затем Габриэль отправляется в комнату Мозли, чтобы украсть его золотое пальто. Габриэль надевает его вместе с красной кепкой, которую он забирает из бюро находок, чтобы скрыть тот факт, что у него нет лысины, как у Мозли. Затем Габриэль с помощью пачки кленового сиропа прикрепляет кошачью шерсть к своему лицу, создавая тем самым фальшивые усы. Используя маркер, Габриэль подрисовывает фальшивые усы в паспорте, чтобы скрыть различия между их лицами. После этого он возвращается, и ему дают напрокат мотоцикл Мозли[1].

Концепция и создание

Головоломка была создана продюсером игры Gabriel Knight 3 Damned Стивеном Хиллом. Она появилась в результате того, что головоломку, созданную дизайнером игры Джейн Дженсен, пришлось убрать из-за проблем с бюджетом[2][1]. Головоломка с усами из кошачьей шерсти была непопулярна среди ведущего технического дизайнера игры Скотта Биласа, а также других членов команды разработчиков, но была включена в игру из-за нехватки времени[2]. Дженсен объяснил сложность головоломки как длиной, так и отсутствием подсказок. Она считает, что головоломка слишком раздута и ей самой она не нравится[1].

Реакция и наследие

Gabriel Knight and Detective Mosely talking with each other
Головоломку критиковали за различия между Габриэлем и Мозли, особенно за отсутствие усов у Мозли.

«Головоломка с усами из кошачьей шерсти» получила негативную оценку критиков и стала известна как сокращение для обозначения «непонятных и нелогичных действий», которые игроки могут предпринять в приключенческих играх[2]. Автор PC World Хайден Дингман назвал эту головоломку «позорной» и олицетворяющей то, насколько сложными могут быть игры Sierra[3]. Писатель из Kotaku Кирк Гамильтон назвал её иконой ужасных головоломок в приключенческих играх и посчитал, что никто не сможет решить её без стратегического руководства[1]. В своей рецензии на Gabriel Knight 3 автор Computer Gaming World Том Чик назвал её самым заметным аспектом игры, несмотря на то, что головоломки более поздних частей игры оказались сложнее. Он объясняет это тем, что раннее появление головоломки вызвало большее впечатление[4]. Автор Gamasutra Кристиан Натт посчитал, что головоломка была тупой, заявив, что это не то, что игрок когда-либо хотел бы сделать[5]. Автор Hardcore Gaming 101 Курт Калата назвал её самой «печально известной» головоломкой игры; он считает, что такая «странная» головоломка была бы уместна в более мультяшной игре, такой как Maniac Mansion: Day of the Tentacle, но серия Gabriel Knight более прочно основана на реализме, поэтому головоломка кажется «абсурдной»[6]. Головоломка в видеоигре Broken Sword 5: The Serpent’s Curse требует от игроков сделать козлиную бородку и усы, используя клейкие полоски и мех для чучел собак, что заставило писателя IGN Чака Осборна предположить, не является ли это отсылкой к головоломке про усы из кошачьей шерсти[7].

Джейн Дженсен взяла на себя часть вины за снижение популярности приключенческих игр в связи с выходом Gabriel Knight 3. Дизайнер игры Эрик Вулпау возложил на неё вину за плохой дизайн головоломки[2]. Вулпоу критиковал головоломку за то, что она требует от людей сделать фальшивые усы, чтобы выдать себя за человека без усов, и описал сам процесс создания усов как «ненормальный»[8]. Автор GamesRadar+ Чарли Барратт включил её в свой список «самых глупых головоломок» в видеоиграх, предположив, что головоломка была «нелогичной и нерациональной» и что она способствовала вымиранию приключенческих игр[9]. Несмотря на обвинения, возлагаемые на головоломку, что она убила приключенческие игры, автор Грант Боллмер оспаривает это мнение, вместо этого возлагая вину на корпоративную реструктуризацию, «вмешательство в творческий процесс» и «растущий масштаб» популярности видеоигр[10].

Головоломка также подвергалась критике со стороны других игровых дизайнеров. Дизайнер и программист Campo Santo Нельс Андерсон считал, что приключенческие игры 1990-х годов были хороши, несмотря на их геймплей, утверждая, что никто не играет в них из-за их «тупых головоломок», приводя в пример именно головоломку «усы из кошачьей шерсти»[11]. Андерсон критиковал головоломку, в частности, за то, что в игре игроки должны были надеть фальшивые усы, чтобы выдать себя за человека, у которого их нет[12]. Соучредитель Frictional Games Томас Грип назвал головоломку «ярким примером» того, чего не должны делать геймдизайнеры[13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Hamilton, Kirk How We Survived Adventure Gaming's Most Hair-Tearingly Ridiculous Puzzles. Kotaku (April 21, 2012). Дата обращения: 5 июля 2020. Архивировано 19 июня 2020 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Salter, Anastasia. Jane Jensen: Gabriel Knight, Adventure Games, Hidden Objects - Influential Video Game Designers. — Bloomsbury Publishing USA, 2017. — ISBN 1501327453. Архивная копия от 15 июля 2021 на Wayback Machine
  3. Dingman, Hayden Gabriel Knight: Sins of the Fathers 20th Anniversary review: Haunted by the past. PC World (October 21, 2014). Дата обращения: 5 июля 2020. Архивировано 5 ноября 2016 года.
  4. Chick, Tom (April 2000). «Third Time's a Curse» (189): 74, 75.
  5. Nutt, Christian SpyParty And The Indie Ethos: Chris Hecker Speaks. Gamasutra 3 (September 9, 2011). Дата обращения: 5 июля 2020. Архивировано 18 июня 2020 года.
  6. Kalata, Kurt Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned. Hardcore Gaming 101 (November 22, 2010). Дата обращения: 5 июля 2020. Архивировано 5 декабря 2019 года.
  7. Osborn, Chuck Broken Sword 5: The Serpent's Curse Review in Progress. IGN (December 24, 2013). Дата обращения: 5 июля 2020. Архивировано 20 ноября 2018 года.
  8. Wolpaw, Erik Death of Adventure Games. Old Man Murray (September 11, 2000). Дата обращения: 7 июля 2020. Архивировано 5 апреля 2020 года.
  9. Barratt, Charlie The Top 7... Stupidest Puzzles. GamesRadar+ 4 (September 29, 2008). Дата обращения: 5 июля 2020. Архивировано 3 июня 2020 года.
  10. Bollmer, Grant The Kinesthetic Index: Video Games and the Body of Motion Capture. InVisible Culture (April 18, 2019). Дата обращения: 5 июля 2020. Архивировано 22 июня 2020 года.
  11. Ore, Jonathan Explore Wyoming forest and uncover a mystery in Firewatch. Canadian Broadcasting Corporation (February 13, 2016). Дата обращения: 5 июля 2020. Архивировано 7 декабря 2019 года.
  12. Anderson, Nels Without Readability - The Decline of Adventure Games. Gamasutra (May 5, 2009). Дата обращения: 5 июля 2020. Архивировано 20 июня 2020 года.
  13. Grip, Thomas 4-Layers, A Narrative Design Approach. Gamasutra (April 29, 2014). Дата обращения: 5 июля 2020. Архивировано 19 июня 2020 года.