Герцог Эдинбургский (крейсер)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Герцог Эдинбургский
Полуброненосный фрегат «Герцог Эдинбургский»Полуброненосный фрегат «Герцог Эдинбургский»
Служба
 Российская империя
 СССР
Класс и тип судна Броненосный крейсер
Изготовитель Балтийский завод
Строительство начато 15 сентября 1870 года
Спущен на воду 29 августа 1875 года
Введён в эксплуатацию 1877 год
Выведен из состава флота 1945 год
Статус Разобран на металлолом
Основные характеристики
Водоизмещение 4 603 т
Длина 87 м
Ширина 14,6 м
Осадка 6,45 м
Мощность 4 472 л. с. (3,3 МВт)
Скорость хода 13,2 узла (24,5 км/ч)
Вооружение
Артиллерия 4 × 203,
2 × 152,
6 × 4-фунтовых пушек
Зенитная артиллерия 10 скорострельных пушек

«Герцог Эдинбургский» — полуброненосный рангоутный фрегат российского императорского флота, второй в серии из двух кораблей типа «Генерал-Адмирал».

Корабль назван в честь герцога Эдинбургского Альфреда, второго сына королевы Виктории и зятя Александра II.

Проектирование

Идею создания океанского броненосного крейсера вице-адмирал А. А. Попов выдвинул в конце 1860-х годов. В 1869 году Попов, совместно с корабельными инженерами И. Дмитриевым и Н. Кутейниковым, разработал проект. В 1870 году в Санкт-Петербурге были заложены два однотипных корабля: «Генерал-адмирал» и «Александр Невский».

Конструкция

Корабли серии были однотипны во всем, не считая артиллерии и машины. «Герцог Эдинбургский» был вооружен четырьмя 203-мм орудиями, расположенными в бронированном каземате в средней части судна, и двумя 152-мм орудиями, расположенными в носу и в корме на поворотных платформах. Паровая машина для «Герцога Эдинбургского» мощностью в 5223 индикаторные силы была построена на Балтийском заводе.

Строительство

Заложен 15 сентября 1870 года с наименованием «Александр Невский». 26 января 1872 года переименован в «Герцог Эдинбургский». Спущен на воду 29 августа 1875 года. Вступил в строй в 1877 году. Строился на Балтийском заводе под наблюдением Николая Евлампиевича Кутейникова.

Служба

  • 1892 — Переклассифицирован в крейсер 1-го ранга.
  • 1897 — Капитальный ремонт.
  • 1897—1898 — Участие в составе эскадры контр-адмирала П. П. Андреева в международной миротворческой операции на Крите и в эвакуации с Крита турецких войск[1]
  • 1898 — Переведен в состав Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота.
  • 1909 — Переоборудован в минный транспорт.
  • 25 октября 1909 — Присвоено название «Онега».
  • 1914 — Обеспечивал минно-заградительные операции в Балтийском море.
  • Сентябрь 1914 — Выведен из активной службы вследствие износа котлов.
  • 1 октября 1914 — Переформирован в блокшив № 9.
  • 12 апреля 1918 — Интернирован в Гельсингфорсе.
  • 12-18 мая 1918 — Отведен на буксире в Кронштадт.
  • 28 ноября 1918 — Присвоено название «Баррикада».
  • 1 января 1932 — Переформирован в блокшив № 5.
  • Июль 1939 — В распоряжении минно-торпедного управления КБФ.
  • 1945 — разобран на металлолом.

Примечания

  1. Рукавишников Е. Н. Деятельность российских миротворцев в Восточном Средиземноморье (1897—1898). // Военная мысль. — 2020. — № 9. — С. 145—156.

Ссылки