Ильмень (минный заградитель)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Prinzessin Sophie Charlotte (1912—1914) →
«Рцы» (1914) →
«Ильмень» (1914—1918) →
Prinzessin Sophie Charlotte (1918−1922) →
Preussen (1922—1933) →
Polaris (1933—1945)

«Сестрорецк» (1945—1970)
Служба
 Германская империя
 Российская империя
 Германская империя
 Финляндия
 СССР
Класс и тип судна Товаро-пассажирский пароход →
Транспортное судно →
Минный заградитель →
Плавбаза подводных лодок
Организация Германская империя Neue Dampfer Co. A.G. →
Андреевский флаг Балтийский флот Российской империи
ВМС Германской империи →
Германская империя Neue Dampfer Co. A.G. →
Германская империя Renata Dampfschiffs Gesellschaft →
Финляндия Finska Ångfartygs Aktiebolaget →
Союз Советских Социалистических Республик Балтийское государственное морское пароходство →
Союз Советских Социалистических Республик Мурманское морское пароходство
Изготовитель Германская империя Stettiner Oderwerke A.G., Штеттин
Строительство начато 1911 год
Спущен на воду 1912 год
Введён в эксплуатацию 13 мая 1912 года
Выведен из состава флота В 1970 году продан на слом
Статус В январе — феврале 1972 года разобран на металл в Сплите
Основные характеристики
Водоизмещение 2400 т
Длина 73,4 м
Ширина 10,56 м
Осадка 5,56 м
Мощность 1100 л.с.
Движитель 2 × ВФШ
Скорость хода 11,8 уз.

Ильмень — минный заградитель русского императорского флота. Бывший немецкий пароход Prinzessin Sophie Charlotte.

Постройка

Судно заложено в 1911 году в Штеттине на верфи Stettiner Oderwerke A.G. под заводским номером No.632. Спущено на воду в 1912 году.

Тактико-технические данные

  • Водоизмещение: 2400 т
  • Длина: 73,4 м; 77,61 м (после переоборудования в 1915 году)
  • Ширина: 10,56 м
  • Осадка: 5,56 м
  • Тоннаж: 1543 GRT / 867 NRT
  • Двигатели: Паровой двигатель тройного расширения, 3 цилиндра производства Stettiner Oderwerke A.G.
  • Мощность: 1250 и.л.с.
  • Скорость: 11,5 узлов

Служба в Германской империи

13 мая 1912 года вошёл в строй судоходной компании Neue Dampfer Co. A.G как товаро-пассажирский пароход «Принцесса София Шарлотта» (Prinzessin Sophie Charlotte). Пароход был рассчитан для перевозки 175 пассажиров и 130 тонн груза.

Служба в Российской империи

1 августа 1914 года интернирован в Петрограде. 15 августа реквизирован и зачислен в состав Балтийского флота в качестве транспорта под названием «Рцы»[1].

8 сентября 1914 года переименован в «Ильмень» и в связи с началом Первой мировой войны поставлен на капитальный ремонт с вооружением и переоборудованием в минный заградитель для действий в районах Або-Оландских шхер, Оландсгафа, Ботнического залива и минно-артиллерийских позициях Балтийского порта. В мае 1915 года переоборудование было закончено, заградител мог нести 400 мин заграждения. 4 июля 1915 года «Ильмень» вступил в кампанию. Во время войны «Ильмень» несколько раз выходил на задание по постановке мин совместно с другими минными заградителями «Свирь», «Лена», «Урал», «Мста»[2].

Служба в Германской империи

9 апреля 1918 года захвачен германским вспомогательным крейсером SMS Möwe у побережья Финляндии, после чего отведён в Таллин и включён в состав ВМС Германии в качестве плавбазы подводных лодок под названием Prinzessin Sophie Charlotte[1].

В 1922 году возвращён прежним владельцам и переименован в Preussen. В 1924 году компания Neue Dampfer Co. A.G. слилась с компанией Stettiner Dampfer Compagnie A.G. В 1931 году продан германской компании Renata Dampfschiffs Gesellschaft[1].

Служба в Финляндии

17 октября 1933 года приобретён финской компанией Finska Ångfartygs Aktiebolaget и переименован в S/S Polaris. Эксплуатировался на товаро-пассажирских линиях Хельсинки — Лондон и Хельсинки — Антверпен. Пароход вмещал 60 пассажиров в каюты I класса и 18 II класса. Назначен ледовый класс IC[1].

29 января 1942 года во время ремонта на верфи Chrichton-Vulcan в Турку на борту произошёл взрыв, и начался пожар.

Служба в СССР

15 января 1945 года передан СССР в счёт репараций, включён в состав Балтийского государственного морского пароходства под названием «Сестрорецк». С 1946 года эксплуатировался на линии Ленинград — Хельсинки — Стокгольм — Копенгаген — Лондон[1].

В 1954 году «Сестрорецк» прошёл переоборудование и модернизацию. В ходе модернизации были установлены два главных 8-цилиндровых дизельных двигателя мощностью по 570 лошадиных сил, что увеличило скорость до 11,8 узла и дальность плавания до 1800 морских миль. Переоборудование внутренних помещений позволило улучшить комфортабельность пассажирских кают и помещений для экипажа, хотя сама пассажировместимость уменьшилась до 138 спальных мест. С введением в строй, «Сестрорецк» был передан в Мурманское морское пароходство. С 26 июля 1956 года пароход был поставлен на новую регулярную пассажирскую линию Архангельск — Диксон. Первый рейс продолжался 17 суток, на остров были доставлены группа Всесоюзной экспедиции юных полярников — школьников из Москвы и Украины. Также «Сестрорецк» выполнял рейсы на Шпицберген.

В 1960-х годах полярный исследователь Евгений Зингер несколько раз отправлялся в научные экспедиции к мысу Нордкап и на остров Медвежий для исследования льдов.

В 1970 году продан на слом югославской компании Brodospas. 24 ноября прибыл на верфь в городе Сплит. 25 января 1972 года началась разборка на металлолом[1].

Капитаны

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Finland Steamship Company's Emigrant Ships. Дата обращения: 31 марта 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  2. В. Смирнов, Г. Смирнов Минно-тральные корабли. Дата обращения: 27 ноября 2018. Архивировано 13 февраля 2017 года.

Литература

  • The Ships of Our First Century: The Effoa Fleet 1883—1983. Ed. by Matti Pietikäinen & Bengt Sjöström. Keuruu 1983, 231 p. ISBN 951-99438-5-4.

Ссылки