Перейти к содержанию

Адмирал Макаров (крейсер)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Адмирал Макаров
Крейсер «Адмирал Макаров» в 1908—1909 гг.Крейсер «Адмирал Макаров» в 1908—1909 гг.
Служба
 Российская империя
Класс и тип судна Броненосный крейсер типа «Баян»
Порт приписки Кронштадт
Изготовитель Forges et chantiers de la Méditerranée (Франция)
Спущен на воду 25 апреля 1906 года
Введён в эксплуатацию 1908 год
Выведен из состава флота 1922 год
Статус Сдан на слом
Основные характеристики
Водоизмещение 7890 т
Длина 138,81 м
Ширина 17,5 м
Осадка 6,5 м
Бронирование Броневой пояс — 60…175 мм,
броневая палуба — 30 мм,
боевая рубка — 136 мм,
казематы — 80 мм,
башни — 30…132 мм
Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 26 котлов Бельвиля
Мощность 15 527 л. с.
Движитель 2 винта
Скорость хода 21,08 узла
Дальность плавания 860/2450 миль (20/14 узловым ходом)
Экипаж 577 человек
Вооружение
Артиллерия

2 × 1 — 203-мм/45,
8 × 1 — 152-мм/45,
22 × 1 — 75-мм/50,
8 × 7,62-мм пулемётов

c 1915/1916
3 × 1 — 203-мм/45,
12 × 1 — 152-мм/45,
2 × 1 — 75-мм/50,
2 × 1 — 47-мм,
2 × 7,62-мм пулемёта
Минно-торпедное вооружение 2 подводных 457-мм торпедных аппарата

«Адмирал Макаров» — первый русский и советский броненосный крейсер типа «Баян» (см. также «Паллада» (1907) и «Баян» (1908)).

Описание

Общая длина Адмирала Макарова составляла 137 м. Максимальная ширина судна составляла 17,5 м, осадка 6,7 м, водоизмещение 7750 длинных тонн (7870 т). Экипаж корабля состоял из 568 офицеров и человек. Адмирал Макаров был назван в честь адмирала Степана Макарова.[1]

На корабле были установлены две вертикальные паровые машины тройного расширения общей проектной мощностью 16,500 лошадиных сил (12 304 кВт), предназначенные для движения крейсера со скоростью 21 узел (39 км/ч).[2] Однако во время ходовых испытаний они развивали 19,320 лошадиных сил (14,410 кВт) и разгоняли корабль до максимальной скорости 22,55 узла (41,76 км/ч; 25,95 миль/ч). Пар для двигателей вырабатывали 26 котлов Бельвиля. Крейсер был способен перевозить максимум 1100 длинных тонн (1118 т) угля, хотя дальность его плавания неизвестна.[1]

Основное вооружение Адмирала Макарова состояло из двух 8-дюймовых (203 мм) 45-калиберных орудий в одноорудийных башнях на носу и корме. Восемь 6-дюймовых (152 мм) орудий были установлены в казематах по бортам корпуса корабля.[3] Противоторпедную оборону корабля обеспечивали двадцать 75-миллиметровыми 50-калиберных орудий; восемь из них были установлены в казематах по бокам корпуса и в надстройке. Остальные орудия располагались над казематами шестидюймовых орудий в поворотных креплениях с орудийными щитами. На Адмирале Макарове также были установлены четыре 47-миллиметровых пушки Гочкиса. Корабль также имел два подводных 457 мм торпедных аппарата, по одному на каждом борту.[4]

На корабле использовалась крупповская броня. Пояс по ватерлинии имел толщину 190 миллиметров над машинными отделениями. В носу и корме он уменьшался до 90 мм. Верхний пояс и казематы имели толщину 60 мм. Броневая палуба имела толщину 50 мм; над центральной батареей она состояла из одной плиты, а в других местах - из 30-миллиметровой плиты над двумя 10-миллиметровыми плитами. Орудийные башни были защищены броней толщиной 132 миллиметра, а борта башни управления имели толщину 136 миллиметров.[5]

Спасательная операция в Мессине

Когда отряд под флагом контр-адмирала В. Литвинова («Адмирал Макаров», «Богатырь», «Цесаревич» и «Слава») находился в Средиземном море, то 28 декабря 1908 года стало известно о землетрясении на Сицилии. Литвинов сразу же направил корабли на помощь. Команды действовали самоотверженно и в высокой степени умело, успев спасти множество сицилийцев.[6]

Командиры

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 McLaughlin, p. 75
  2. Budzbon, p. 190
  3. Watts, p. 100
  4. McLaughlin, pp. 68, 75
  5. McLaughlin, p. 68
  6. Гребенщикова Г. А. Подвиг российских военных моряков во время землетрясения на Сицилии в декабре 1908 года. // Военно-исторический журнал. — 2019. — № 5. — С.51—55.

Источники

  • С. Е. Виноградов, А. Д. Федечкин Крейсера «Адмирал Макаров», «Паллада», «Баян». Галея Принт, 2006.
  • Ганзен А. Крейсер Адмирал Макаров, русского императорского флота. С-Петербург Издание Ришаръ до 1917 г.
  • Мельников Р. М. Броненосные крейсера типа «Адмирал Макаров». 1906—1925 гг. Леонов М. А., 2006.

Ссылки