Адмирал Макаров (крейсер)
Адмирал Макаров | |
---|---|
![]() |
|
Служба | |
Класс и тип судна | Броненосный крейсер типа «Баян» |
Порт приписки | Кронштадт |
Изготовитель | Forges et chantiers de la Méditerranée (Франция) |
Спущен на воду | 25 апреля 1906 года |
Введён в эксплуатацию | 1908 год |
Выведен из состава флота | 1922 год |
Статус | Сдан на слом |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 7890 т |
Длина | 138,81 м |
Ширина | 17,5 м |
Осадка | 6,5 м |
Бронирование |
Броневой пояс — 60…175 мм, броневая палуба — 30 мм, боевая рубка — 136 мм, казематы — 80 мм, башни — 30…132 мм |
Двигатели | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 26 котлов Бельвиля |
Мощность | 15 527 л. с. |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 21,08 узла |
Дальность плавания | 860/2450 миль (20/14 узловым ходом) |
Экипаж | 577 человек |
Вооружение | |
Артиллерия |
2 × 1 — 203-мм/45, 3 × 1 — 203-мм/45, 12 × 1 — 152-мм/45, 2 × 1 — 75-мм/50, 2 × 1 — 47-мм, 2 × 7,62-мм пулемёта |
Минно-торпедное вооружение | 2 подводных 457-мм торпедных аппарата |
«Адмирал Макаров» — первый русский и советский броненосный крейсер типа «Баян» (см. также «Паллада» (1907) и «Баян» (1908)).
Описание
Общая длина Адмирала Макарова составляла 137 м. Максимальная ширина судна составляла 17,5 м, осадка 6,7 м, водоизмещение 7750 длинных тонн (7870 т). Экипаж корабля состоял из 568 офицеров и человек. Адмирал Макаров был назван в честь адмирала Степана Макарова.[1]
На корабле были установлены две вертикальные паровые машины тройного расширения общей проектной мощностью 16,500 лошадиных сил (12 304 кВт), предназначенные для движения крейсера со скоростью 21 узел (39 км/ч).[2] Однако во время ходовых испытаний они развивали 19,320 лошадиных сил (14,410 кВт) и разгоняли корабль до максимальной скорости 22,55 узла (41,76 км/ч; 25,95 миль/ч). Пар для двигателей вырабатывали 26 котлов Бельвиля. Крейсер был способен перевозить максимум 1100 длинных тонн (1118 т) угля, хотя дальность его плавания неизвестна.[1]
Основное вооружение Адмирала Макарова состояло из двух 8-дюймовых (203 мм) 45-калиберных орудий в одноорудийных башнях на носу и корме. Восемь 6-дюймовых (152 мм) орудий были установлены в казематах по бортам корпуса корабля.[3] Противоторпедную оборону корабля обеспечивали двадцать 75-миллиметровыми 50-калиберных орудий; восемь из них были установлены в казематах по бокам корпуса и в надстройке. Остальные орудия располагались над казематами шестидюймовых орудий в поворотных креплениях с орудийными щитами. На Адмирале Макарове также были установлены четыре 47-миллиметровых пушки Гочкиса. Корабль также имел два подводных 457 мм торпедных аппарата, по одному на каждом борту.[4]
На корабле использовалась крупповская броня. Пояс по ватерлинии имел толщину 190 миллиметров над машинными отделениями. В носу и корме он уменьшался до 90 мм. Верхний пояс и казематы имели толщину 60 мм. Броневая палуба имела толщину 50 мм; над центральной батареей она состояла из одной плиты, а в других местах - из 30-миллиметровой плиты над двумя 10-миллиметровыми плитами. Орудийные башни были защищены броней толщиной 132 миллиметра, а борта башни управления имели толщину 136 миллиметров.[5]
Спасательная операция в Мессине
Когда отряд под флагом контр-адмирала В. Литвинова («Адмирал Макаров», «Богатырь», «Цесаревич» и «Слава») находился в Средиземном море, то 28 декабря 1908 года стало известно о землетрясении на Сицилии. Литвинов сразу же направил корабли на помощь. Команды действовали самоотверженно и в высокой степени умело, успев спасти множество сицилийцев.[6]
Командиры
- 02.10.1906-05.10.1909 — капитан 1-го ранга Пономарёв, Владимир Фёдорович
- xx.12.1908-11.05.1909 — капитан 2-го ранга Порембский, Казимир Адольфович (врид)
- 05.10.1909-хх.хх.1911 — Курош, Александр Парфёнович
- 31.12.1911-xx.xx.1914 — капитан 1-го ранга Нехаев, Константин Константинович
- 20.01.1914-хх.05.1914 — капитан 1-го ранга Вердеревский, Дмитрий Николаевич
- хх.05.1914-18.08.1914 — капитан 1-го ранга Степанов, Константин Иванович
- 18.08.1914-хх.07.1915 — капитан 1-го ранга Пален, Павел Михайлович
- xx.xx.1915-xx.xx.1916 — капитан 1-го ранга Владиславлев, Пётр Петрович
- хх.хх.1916-хх.04.1917 — капитан 1-го ранга Тыртов, Николай Дмитриевич
- 01.05.1917-хх.хх.1918 — капитан 1-го ранга Сполатбог, Александр Николаевич
- хх.хх.1919-хх.хх.1921 — лейтенант Юзвикевич, Евгений Густавович
- хх.хх.1921-хх.хх.1922 — Орас, Пауль Юрьевич
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 McLaughlin, p. 75
- ↑ Budzbon, p. 190
- ↑ Watts, p. 100
- ↑ McLaughlin, pp. 68, 75
- ↑ McLaughlin, p. 68
- ↑ Гребенщикова Г. А. Подвиг российских военных моряков во время землетрясения на Сицилии в декабре 1908 года. // Военно-исторический журнал. — 2019. — № 5. — С.51—55.
Источники
- С. Е. Виноградов, А. Д. Федечкин Крейсера «Адмирал Макаров», «Паллада», «Баян». Галея Принт, 2006.
- Ганзен А. Крейсер Адмирал Макаров, русского императорского флота. С-Петербург Издание Ришаръ до 1917 г.
- Мельников Р. М. Броненосные крейсера типа «Адмирал Макаров». 1906—1925 гг. Леонов М. А., 2006.
Ссылки
- Р. М. Мельников. Крейсер «Адмирал Макаров»
- Российский императорский флот: тип «Баян»
- Combat Ships of Russian Fleet
- Фото
- Схема бронирования
- Крейсер «Адмирал Макаров» после установки второй мачты. Кронштадт
- Высочайший смотр на палубе крейсера (недоступная ссылка)
- Высочайший смотр на палубе крейсера (недоступная ссылка)
- Архив фотографий кораблей. Броненосный крейсер «Адмирал Макаров»