Гелиболулу Мустафа Али
Гелиболулу Мустафа Али | |
---|---|
Дата рождения | 28 апреля 1541 |
Гелиболулу Мустафа́ Али́ (тур. Gelibolulu Mustafa Âlî; 28 апреля 1541, Гелиболу, совр. Турция — 1600, Джидда, совр. Саудовская Аравия) — османский историк и поэт. Занимал различные посты на службе у шехзаде Селима, шехзаде Мурада. Отдельный труд Мустафа Али посвятил подробному описанию последней кампании Сулеймана в Сигетваре, обстоятельствам смерти Сулеймана и возведения на трон его сына Селима. Али является автором хроник ширванской кампании Лала Мустафы-паши и грузинской кампании Коджа Синана-паши, бывших этапами Османо-сефевидской кампании (1578—1590). Перу Мустафы Али принадлежит описание войны сыновей Сулеймана (Селима и Баязида). Али оставил подробный отчёт о быте османского Каира. Мустафа Али написал четыре дивана и использовал 24 метра в своих стихах.
Биография
Происхождение и ранние годы
Сведения о жизни и происхождении Мустафы Али известны из его собственных произведений. Мустафа родился 28 апреля 1541 года в Галлиполи[1] (ранее приводилась дата 24/25 апреля[2]) в семье образованного и успешного торговца Ахмеда бин Абдуллаха. Полное имя историка — Мустафа бин Ахмад бин Абдулмевля (тур. Muṣṭafā bin Aḥmed bin ʿAbdülmevlā). Отец Мустафы, имевший, возможно, боснийское происхождение, был из рабов, набранных по системе девширме[3]. Мать Мустафы, Уммухани, была внучкой шейха Муслих ад-дина Мустафы (Муслихиддина), ученика и духовного последователя накшбандийского шейха Сайида Ахмада Бухари (умер в 1516/17 году). У Муслихиддина было двое детей. Помимо дочери, ставшей бабкой по матери Мустафы Али, у него был сын, Дервиш Челеби, личный имам Сулеймана I[4].
Галлиполи был культурным центром Османской империи, более тридцати поэтов родились и выросли в нём. В городе были медресе, собравшие в качестве мюдеррисов (преподавателей) выдающихся учёных, толкователей законов и поэтов[5]. Ахмед бин Абдуллах имел образованных друзей и понимал ценность образования, которое в Османской империи служило пропуском в слой чиновников. Он мог позволить себе оплатить образование для своих троих сыновей: у родителей Мустафы было ещё два сына — Мехмед и Ибниямин[6]. Мустафа начал посещать школу в возрасте шести лет. Как положено, он начал с изучения арабского языка, тафсира и фикха. Позже поэт жаловался, что его часто били в классе, но он не сдавался, упорствовал и проявлял склонность к учёбе. К 12 годам он хорошо знал арабский язык и основы теологии[7]. С этого возраста начался второй этап обучения. Мустафа изучал продвинутую арабскую грамматику с Хабиб-и Хамиди, а логику и теологию — с Синаном Калифе[7]. В это время арабский язык был языком науки, а персидский — языком двора и литературы. В своих произведениях Мустафа нигде не упоминает, каким образом освоил персидский, но он должен был изучить его в раннем возрасте, чтобы достичь такого владения языком, которое автор демонстрирует в произведениях. Возможно, Мустафа (и один из его братьев) изучал персидский с частным учителем. Языком личного общения в семье Мустафы был турецкий[8]. Оба брата Мустафы тоже, как и он сам, получили образование и к 1553 году имели должности при диване[6].
В 15 лет Мустафа начал писать стихи под псевдонимом Чешми (тур. ÇEŞMÎ — «надеющийся»), однако уже вскоре он сменил его на Али (тур. ÂLÎ — «высокий, надменный, возвышенный»)[5]. Хабиб-и Хамиди стал первым поэтическим наставником Мустафы, но в 1558 году его сменил Сурури[азерб.][9]. Влияние Сурури заметно в произведениях этих лет. Параллельно Мустафа Али продолжил обучение в Стамбуле, посещая медресе Рустема-паши, Хасеки и Семание. Учителем его стал Мевляна Шамс ад-Дин Ахмед, сын высшего авторитета в толковании законов, шейх аль-ислама Эбусууда-эфенди. Мустафа изучал право, грамматику и художественную литературу и к 1560 году в 19 лет завершил sahn-ı sem’an — высшую ступень в османском образовании[10].
В свите шехзаде Селима
Первую свою книгу «Михр-у-мах» («Солнце и луна») начинающий поэт представил в 1558 году в Кютахье шехзаде Селиму. К этому времени он имел должность мулазима. Селим предложил Мустафе Али поступить на службу в качестве секретаря его канцелярии (диван катиби) в Конье, и в 1560/61—1563 годах историк находился в свите шехзаде[11]. Уже в это время имя Мустафы Али было перечислено среди выдающихся поэтов своего времени в библиографическом словаре Ахмеда-челеби[12].
Мирахур двора Селима, Турак Челеби, покровительствовал поэтам и даже поднял зарплату Мустафы Али за счёт своих денег[13]. Однако тому было мало славы придворного провинциального поэта, он хотел служить не принцу, а султану. Известно, что он подавал прошение о службе Сулейману, на что султан ответил, что у поэта уже есть хозяин. В 1563 году лала Селима, Мустафа-паша, был заменён на Хуссейна-пашу[тур.], с которым у Мустафы Али сложились враждебные отношения[14].
На службе у Лала Мустафы
Мустафа Али обратился к Мустафе-паше с прошением о месте, которое вельможа удовлетворил. Он принял поэта на должность личного секретаря, и последующие несколько лет (до 1568 года) Мустафа Али провёл, сопровождая Мустафу-пашу. Поэт был в Дамаске и Египте, стал свидетелем подготовки экспедиции Лала Мустафы-паши по покорению Кипра[2].
В этот период своей жизни Мустафа Али познакомился с Кыналызаде Хасаном Челеби[англ.], который в конце лета 1563 года был назначен кади Дамаска. Вспоминая об этих годах, Мустафа Али с восхищением отзывался о широте познаний Хасана Челеби. Между учёными возникли дружеские отношения, и они встречались каждую неделю, чтобы критиковать труды друг друга в процессе создания. По словам Мустафы Али, Кыналызаде сказал: «…настоящая дружба означает смотреть на труды друга глазом врага». До самой смерти Кыналызаде в 1609 году они поддерживали дружеские отношения и переписку[15]. Во время службы в Дамаске поэт создал сборник касыд и газелей. Одна из сохранившихся копий относится к 1567 году и переписана братом Мустафы, Мехмедом. Вероятно, Мустафа похлопотал о том, чтобы его младший брат служил рядом с ним[16].
Находясь на службе у Лала Мустафы-паши, Мустафа Али получал важную информацию, которую использовал для описания войны между сыновьями Сулеймана, Селимом и Баязидом. Книга об этих событиях была закончена и преподнесена Лала Мустафе-паше в 1568/69 году[16].
В декабре 1567 года великий визирь Соколлу Мехмед-паша назначил покровителя Мустафы Али, Лала Мустафу-пашу, сардаром экспедиции по покорению Йемена, который объявил о независимости от Османской империи. Для подготовки кампании вновь назначенный сардар вместе со своей свитой отправился в Каир[17]. Бейлербеем Египта был Коджа Синан-паша. Между двумя вельможами возник конфликт, сопровождавшийся жалобами и доносами в Стамбул. В 1569 году Лала Мустафа-паша был отозван обратно в Стамбул и отдан под суд, а сардаром в экспедиции стал Синан-паша[18].
Этот конфликт отразился и на судьбе Мустафы Али. В дальнейшем Мустафу Али часто снимали с постов или заставляли долго ждать назначений. Поэт связывал это с ненавистью Соколлу Мехмеда-паши и Коджи Синана-паши к Лала Мустафе-паше. Поскольку труды Мустафы Али были основой для многих последующих хроник и исследований, этот конфликт также определил трактовку образов всех его участников в османской историографии. Оздемироглу Осман-паша, сторонник Лала Мустафы-паши, изображается как великий герой, тогда как Коджа Синан-паша осуждается как один из главных разрушителей Османской империи[19].
При дворе шехзаде Мурада и в Стамбуле
Мустафа Али не вернулся в Стамбул с Лала Мустафа-пашой. В декабре 1568 — январе 1569 года Али достиг Манисы, санджака шехзаде Мурада, где подарил наследнику написанную несколько лет назад книгу «Чувства и верность» («Mihr ü Vefâ»). Он также закончил книгу «Редкость воинов» («Nâdirü'l-Mehârib»), в которой возносил хвалу Селиму на трёх языках. Мурад не дал ему никакой официальной должности, но, видимо, одарил и привечал, поскольку весной 1569 года Мустафа Али всё ещё находился в свите принца[20]. Мурад поручил Али написать бах-наме (учебное пособие по сексу) для его маленького сына, принца Мехмеда. Несмотря на то, что Мехмеду было всего два года и такое пособие ещё не было актуально, но Али написал «Rahat un-nufus» — перестроенный и аннотированный перевод арабского трактата. Вероятно, заказчик оказался доволен трудом Али. Во всяком случае, в сентябре 1569 года поэт прибыл в Стамбул с рекомендательным письмом Мурада. К этому времени Лала Мустафа-паша, использовав свои связи и привязанность к себе Селима, был оправдан, получил прощение и ранг шестого визиря. По неясной причине Али не смог найти влиятельного придворного, чтобы представить своё рекомендательное письмо султану или Соколлу Мехмеду-паше, — либо в это время отношения Али с его бывшим покровителем, Лала Мустафой, были напряжёнными, либо позиция Лала Мустафы ещё не была достаточно безопасной[21].
Али вернулся в круг столичных интеллектуалов, в котором вращался до отъезда в Малую Азию. Он начал посещать салон Шемси Ахмеда-паши — поэта, родственника Селима и его музахиба (компаньона)[22]. Вместе с Шемси Ахмедом Али был свидетелем страшного пожара в еврейском квартале Стамбула в конце сентября 1569 года. Пламя бушевало в течение недели и уничтожило тысячи домов. Али использовал огонь как оригинальную тему и написал «Книгу пламени» («Harik-name») в виде письма к Кыналызаде, который тогда был кади Эдирне. В добавлении Али возносил хвалу Соколлу Мехмеду-паше за его умелое управление в период кризиса. Однако это не помогло Али получить должность, и зиму 1569—1570 года он провёл в Стамбуле, не имея назначения. В это время он сблизился с влиятельным и богатым Бали-эфенди, шейхом тариката халватия. Бали-эфенди поддерживал Али материально. Тогда же последний сблизился и с другим шейхом халватии, Нуриддинзаде Муслихиддином, который соперничал с Бали-эфенди. В этом соперничестве Али (не без колебаний) принял сторону Муслихиддина, бывшего наставником Соколлу. Именно этот выбор поспособствовал получению Мустафой Али назначения на новую должность. Али, возвеличивая великого визиря, описал осаду Сигетвара и сопутствующие события (сокрытие смерти Сулеймана, вызов Селима, джулюс Селима в Белграде) в книге «Семь сцен», а шейх Муслихиддин вместе с письмом Мурада передал «Семь сцен» Соколлу[23].
На службе у Ферхада-паши
В 1570 году Мустафа Али был отправлен секретарём в Килис к санджакбею Ферхаду-бею[англ.], ещё одному родственнику Соколлу[24]. Впоследствии Али оценивал это назначение как ссылку и выражал обиду за удаление из столицы. По его мнению, великий визирь либо мстил ему за преданность Лала Мустафе-паше, либо был не в состоянии оценить литературный дар Али. Однако Соколлу лишь удовлетворил просьбу, высказанную Мурадом в рекомендательном письме: дать Али зеамет. Получение такого крупного поместья было доступно лишь в провинциях[25].
Когда в 1574 году Ферхад-бей стал бейлербеем Боснии, он, будучи, вероятно, доволен службой Али, забрал его с собой[26]. Али вёл официальную переписку Ферхада-бея. Несмотря на жёсткие характеристики, который впоследствии в своих трудах он давал своему начальнику, их отношения, видимо, были достаточно хорошими[27].
В Боснии Али прослужил до 1577 года[28]. Ни в одной из своих работ Али не описывает годы службы с Ферхадом-беем. В течение своего пребывания в Боснии Али искал возможность уехать. Известно его письмо Лала Мустафе-паше, бывшему тогда в Кипрской экспедиции. Али писал о том, что их отношения пострадали из-за клеветы и зависти других приближённых Мустафы-паши. Далее поэт просил о дефтере Кобаса в Боснии. Как подношение Али отправил бывшему патрону трактат о суфизме и посулил прислать трёх высоких красивых пажей (ичогланов) из Боснии[29]. Али послал касыду паше Буды, родственнику Соколлу, обращался к Феридуну Ахмету, секретарю дивана и личному секретарю Соколлу. Али писал и самому Соколлу с просьбой дать ему освободившийся зеамет, указывая, что он верно служит кузену Соколлу, Ферхаду-бею[27].
В самом начале службы в Боснии Али посетил Ашик-паша-заде, который служил кади Скопье[30]. Али бывал в Зворнике у Ташлыджалы Яхьи, ещё одного известного поэта того времени. Знания Али произвели большое впечатление на Яхью, который не получил образования в классическом медресе. Через год после их встречи Яхья отправил к Али своего сына Адема-челеби с проектом введения к новой редакции своего дивана. Он просил Али проверить текст на наличие ошибок, особенно в арабских конструкциях. Ещё одним поэтом, с которым Али поддерживал отношения в Боснии, был Сани, религиозный ученый, проживавший в Сараево. Они обменивались стихами и писали назире (ответы, параллели) к стихам друг друга[31].
Жизнь в годы правления Мурада
После смерти Селима в 1574 году и восшествия на престол Мурада Али воспрял духом в надежде перебраться в столицу. Он сочинил много новых касыд с поздравлением Мурада и даже обращённых к сыну Мурада, принцу Мехмеду. Во вступлении к дивану он, обращаясь к Мураду, просит признать его дар и не забыть в провинции. В 1575 году Али предпринял поездку в Стамбул, которая, однако, оказалась бесплодной[32]. Али с горечью писал о разочаровании, которое постигло его, когда он обратился за помощью к Шемси-паше, ставшему фаворитом и музахибом Мурада. Поэту было важно получить поддержку Шемси-паши, который собирал литературный салон в своём дворце. Однако Шемси-паша ответил, что он будет помогать лишь себе[33].
В 1578 году он нашёл покровителей в правительстве Мурада III и вернулся в Стамбул на пост секретаря своего бывшего патрона, Лала Мустафы-паши, ставшего третьим визирем[32]. Вскоре после этого назначения поэт сопровождал Мустафу-пашу в Ширван во время османской кампании 1578—1579 годов против Сефевидов[33]. После смерти Лала Мустафы-паши в 1580 году Али проживал в провинции[33]. В 1581—1583 годах он был отправлен в Алеппо дефтердаром[33]. В 1584—1585 годах он был башдефтердаром (главным дефтердаром) провинции Эрзурум, это самая крупная должность, которую он когда-либо занимал. В 1585 году Али был назначен дефтердаром Багдада, но был снят с должности даже до того, как вступил в неё[33].
Оставшись без поста в возрасте сорока четырёх лет, Али написал письмо в Стамбул с просьбой о разрешении выйти на пенсию или же быть назначенным на должность, которая позволила бы ему совершить паломничество в Мекку и Медину. В это время Али совершил паломничество к святым местам в Ираке и оплатил сооружение фонтана в Кербеле, на месте мученичества имама Хусейна. Али уехал из Багдада в Стамбул летом 1586 года. Он снова просил о назначении, но опять же безрезультатно[34].
Трудный характер Али и острое перо нажили ему много врагов как в Стамбуле, так и в провинциях. Это было основной причиной, создававшей трудности в получении должностей. Период вынужденного безделья в Стамбуле стал для Али плодотворным с точки зрения творчества. Когда в 1587 году родился новый шехзаде, Али написал и представил Мураду короткий труд, описав благоприятные астрологические знаки. В начале апреля 1587 года он закончил Деяния. К тому времени литературные труды Али заработали ему высокую репутацию среди улемов, религиозных учёных[34].
Тем не менее ему всё равно пришлось ждать до 1588 года, чтобы получить новый пост (дефтердара Сиваса)[34]. Лишившись в очередной раз должности в 1591 году, Али начал писать главный труд своей жизни, «Суть событий». В 1592 году Али был назначен на престижную должность регистратора дивана (defter emini)[35]. Затем, после восшествия на престол Мехмеда III (1595—1603), Али был назначен санджакбеем сначала в Амасью в 1595 году, а затем в Кайсери в 1596 году. Последней должности он вскоре лишился из-за суматохи в системе назначения. Следующие три года Али жил в Стамбуле, не имея должности и активно работая над «Сутью событий». В 1599 году он был назначен санджакбеем Дамаска, но снова лишился должности ещё до того, как принял пост. В качестве компенсации он вскоре получил назначение санджакбея Джидды[35]. Там он и умер в 1600 году[36].
Основные произведения
Известно около сорока работ Мустафы Али[9].
Исторические
13 трудов Мустафы Али посвящены истории. Основные из них:
- «Суть событий» («Künhü'l-Ahbâr») — главный и самый важный труд Али. Работа над книгой была начата в 1591 году и продолжалась на протяжении шести[9] (по другим данным, восьми[37]) лет. В четырёх томах Али изложил мировую историю, включая историю Османской империи, в последнем томе подробно описаны события, свидетелем которых был поэт. Будучи его автором, Али прославился как один из самых известных османских историков[38].
- «Книга Победы» («Nusret-nâme») — иллюстрированная история Ширванской кампании, написанная в 1580 году. Позже Али посвятил её Газанферу-аге, капы-аге (главному белому евнуху) гарема. Книга является компиляцией писем, написанных во время кампании. Али заказал пять иллюстраций для текста за свой счёт (позднее издание включало больше миниатюр) и представил труд султану Мураду, вероятно, в 1583 году. Это первая светская книга в Османской империи, описывающая не деяния султана, а военную кампанию[39].
- «Fursatnâme» — книга о грузинской кампании 1580 года под началом Синана-паши, сменившего на посту сардара Лала Мустафу-пашу. Написана по заказу Синана-паши[40].
- «Редкость воителей» («Nâdirü'l-Mehârib») — история борьбы двух сыновей Сулеймана — Селима и Баязида. Книга, законченная в 1569 году, заканчивается воцарением Селима. Источником послужили сведения, полученные от Лала Мустафы-паши[41].
- «Семь сцен» («Heft-Meclis») — история осады Сигетвара и сопутствующих событий (сокрытие смерти Сулеймана, вызов Селима, джюлюс Селима в Белграде). Книга написана в 1569 году и представлена Соколлу Мехмеду-паше[42].
- «Данишменд-наме» («Mirkatü'l-Cihâd») — книга о завоевании Анатолии Данишмендом[43].
- «Избранная история» («Zübdet üt-tevarih») — перевод труда Адюддина ал-Иджи (тур. Adudüddin el-Îcî), выполненный по заказу Ферхада-паши[44].
- «История исламских государств» («Fusûli’-Hall ü-‛Akd ve Usûl-i Harc u Nakd»)[45].
- «Блеск ста драгоценных камней» («Sadef-i sad güher»)[2] — книга содержит информацию о семье и детстве Мустафы[9].
Поэзия
- «Солнце и луна» («Mihr ü Mâh») — первый поэтический сборник Мустафы Али. Представлен Селиму[46].
- «Чувства и верность» («Mihr ü Vefâ»)[47].
- «Любопытство поклонников» («Tuhfetü'l Uşşâk») — назире[k 1] на «Восхождение светил» (Matla ul-Anwar) Хосрова Дехлеви. Месневи[k 2] о суфизме и суфийских святых, завершённое в 1562 году в Кютахье при дворе Селима[49].
- «Пристанище ищущих» («Riyâzü's-Sâlikin»)[50].
- Тюркские диваны (три)[51].
- Персидский диван[51].
Другие
- «Советы султанам» («Nushatü's-Selâtin») — книга, начатая в 1581 году в Ване и оконченная в 1587-м. Это иллюстрированная книга о политических реформах, адресованная непосредственно султану Мураду III[52].
- «Рождение уникальных жемчужин» («Feraidü’l-vilade») — книга, написанная в 1587 году по случаю рождения сына султана, в которой Али описал благоприятные астрологические знаки[53].
- «Зеркало миров» («Mir’atü’l-avalim») — книга, написанная в 1587 году по заказу Доганджи Мухаммеда-паши и посвящённая эзотеризму, которым увлекался султан[54].
- «Деяния художников» («Menâkıb-ı Hünerverân») — книга об искусстве каллиграфии и миниатюры. Содержит также жизнеописания османских мастеров этих искусств[55].
- «Положение Каира в свете увиденных обычаев» («Hâlâtü'l-Kâhire mine’l-Âdâti’z-Zâhire») — «уникальное описание Каира 1599 года». Написано за один-два месяца в 1599—1600 годах[56].
- «Câmiü'l-Buhûr der-Mecâlis-i Sûr» — книга, написанная в 1583 году. Весной 990/1582 года, когда Али был в Алеппо, ему поступил заказ от двора на составление письма с поздравлениями по случаю празднования обряда сюннет шехзаде Мехмеда. Эти торжества, которые продолжались несколько недель, были тщательно организованы. Несмотря на то, что Али не присутствовал в Стамбуле, он собрал описания очевидцев и написал очень подробный отчёт. В 1585—1586 годах, через три года после написания, Али подготовил презентационную копию текста. В ней оставлено девять пустых страниц для иллюстраций. Однако по неизвестным причинам эти девять миниатюр никогда не были выполнены. Несмотря на это, текст важен, поскольку отмечает начало новой традиции — сюрнаме, описание отдельных торжественных событий в семье султана[57].
Оценка
Мустафу Али называют самым известным османским историком XVI века[1]. «Деяния художников» («Menâkıb-ı Hünerverân») Мустафы Али являются первым в истории османов трактатом об истории культуры[58], а «Суть событий» («Künhü'l-Ahbâr») — это наиболее полный источник по истории Османской империи XVI века[59].
Одно из первых стихотворений Мустафы, написанное под псевдонимом Чешми, — газель, хранящаяся в Национальной библиотеке Анкары. По мнению профессора Аксояка, специалиста по творчеству Мустафы Али, изменение псевдонима было ключевым моментом в творчестве Мустафы. Для такого человека, каким был Мустафа (гордого и неуживчивого), Чешми было слишком романтично. Имя Али лучше отражало характер поэта[60].
Али писал стихи до конца жизни. Время от времени он собирал написанное и давал каждому стихотворению название, а затем собирал в диваны. Всего известно четыре дивана Али, относящихся к различным периодам жизни поэта. Первый диван Али был исследован Аксояком. В этом диване встречаются почти все известные в то время стихотворные формы. Помимо газелей, встречающихся во всех диванах, этот диван содержит формы, а также темы, не обнаруженные в других диванах. Использование 24 стихотворных метров — особенность поэзии Али[60].
Комментарии
- ↑ Назире — ответ на произведение другого автора. При написании назире автор заимствует у своего предшественника сюжет и главных персонажей.
- ↑ Месневи — дидактическое эпическая поэма, написанная рифмующимися двустишиями[48].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Kütükoğlu, 1989; Akin, 2011, p. 18; Рыженкова, 2016.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Kütükoğlu, 1989.
- ↑ Akin, 2011, p. 16.
- ↑ Akin, 2011, p. 18; Fleischer, 2014, p. 17.
- ↑ 5,0 5,1 Akin, 2011, p. 18.
- ↑ 6,0 6,1 Fleischer, 2014, p. 20.
- ↑ 7,0 7,1 Fleischer, 2014, p. 21.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 22.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Рыженкова, 2016, с. 58.
- ↑ Akin, 2011, p. 19; Fleischer, 2014, p. 28—29.
- ↑ Kütükoğlu, 1989; Рыженкова, 2016, с. 58; Fleischer, 2014, p. 34—35.
- ↑ Akin, 2011, p. 14.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 37.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 39.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 43.
- ↑ 16,0 16,1 Fleischer, 2014, p. 44.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 45—47.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 45—49.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 51.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 54—55.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 55; Kütükoğlu, 1989; Akin, 2011, p. 18.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 55.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 58.
- ↑ Kütükoğlu, 1989; Akin, 2011, p. 18; Fleischer, 2014, p. 58.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 59—60.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 61.
- ↑ 27,0 27,1 Fleischer, 2014, p. 66.
- ↑ Kütükoğlu, 1989; Akin, 2011, p. 18.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 61—62.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 63.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 64.
- ↑ 32,0 32,1 Akin, 2011, p. 18—19.
- ↑ 33,0 33,1 33,2 33,3 33,4 Kütükoğlu, 1989; Akin, 2011, p. 19.
- ↑ 34,0 34,1 34,2 Kütükoğlu, 1989; Akin, 2011, p. 22—23.
- ↑ 35,0 35,1 Akin, 2011, p. 23—24; Kütükoğlu, 1989.
- ↑ Kütükoğlu, 1989; Рыженкова, 2016, с. 59.
- ↑ Akin, 2011, p. 25.
- ↑ Akin, 2011, p. 23—24; Schmidt, 2002; Ertaş, 2013; Uğur, 1995; Рыженкова, 2016, с. 58; Aksoyak, 2005.
- ↑ Eravcı, 2003; Akin, 2011, p. 20; Kütükoğlu, 1989; Ertaş, 2013; Hilyetü'r-Ricâl, 1994, p. XVII.
- ↑ Hilyetü'r-Ricâl, 1994, p. XVII.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 44; Kütükoğlu, 1989; Ertaş, 2013; Hilyetü'r-Ricâl, 1994, p. XVII.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 58; Kütükoğlu, 1989; Eravcı, 2010; Ertaş, 2013; Hilyetü'r-Ricâl, 1994, p. XVII.
- ↑ Ertaş, 2013; Kütükoğlu, 1989; Hilyetü'r-Ricâl, 1994, p. XVIII.
- ↑ Kütükoğlu, 1989; Akin, 2011; Ertaş, 2013; Рыженкова, 2016, с. 58; Kütükoğlu, 1989; Hilyetü'r-Ricâl, 1994, p. XVII.
- ↑ Yücel, 2004; Ertaş, 2013; Hilyetü'r-Ricâl, 1994, p. XVIII—XIX.
- ↑ Kütükoğlu, 1989; Ertaş, 2013.
- ↑ Akin, 2011, p. 114; Ertaş, 2013.
- ↑ Месневи, 1934.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 37; Ertaş, 2013; Aksoyak, 2003.
- ↑ Fleischer, 2014, p. 42; Ertaş, 2013.
- ↑ 51,0 51,1 Ertaş, 2013.
- ↑ Akin, 2011, p. 20; Kütükoğlu, 1989; Рыженкова, 2016, с. 58.
- ↑ Akin, 2011, p. 23.
- ↑ Akin, 2011, p. 23; Kütükoğlu, 1989.
- ↑ Akin, 2011; Ertaş, 2013; Kütükoğlu, 1989; Hilyetü'r-Ricâl, 1994, p. XVIII.
- ↑ Рыженкова, 2016, с. 59; Ertaş, 2013; Hilyetü'r-Ricâl, 1994.
- ↑ Akin, 2011, p. 20—21; Kütükoğlu, 1989; Ertaş, 2013; Hilyetü'r-Ricâl, 1994, p. XVII.
- ↑ Akin, 2011, p. 5.
- ↑ Akin, 2011, p. 11.
- ↑ 60,0 60,1 Isen,Aksoyak.
Литература
- А. С. Месневи // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934. — Т. 7, Стб. 226. Архивировано 25 августа 2011 года.
- Рыженкова Т. А. «Описание Каира 1599 г.» Мустафы Али как источник по истории Египта конца XVI века // Вестник СПбГУ. — СПбГУ, 2016.
- Akin E. Mustafa Âli's Epic Deeds of Artists. — Leiden: Brill Academic Publishers, 2011. — 601 p. — (Islamic History and Civilization, volume 87). — ISBN 978-90-04-17872-4. (англ.)
- Gelibolulu Mustafa Ali'nin Hilyetü'r-Ricâl / Çukurova Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Türk Dili ve Edebiyatı Bölümü. — Adana: Turk Dil Kurumu Yayinlari, 1994. — 328 S.
- Aksoyak İ. H. Gelibolulu Mustafa Ali ve Baki'nin Münasebetleri [Künhü'l-ahbar ve Divanlarına Göre] // The journal of ottoman studies : (Osmanlı Araştırmaları). — İstanbul: Turkish Religious Foundation Centre for Islamic Studies, 2005. — Vol. XXV. — S. 69—82. (тур.)
- Aksoyak İ. H. Gelibolulu Ali’nin Menşeü’l-İnşa’sı (тур.) // Türklük Bilimi Araştırmaları. — Nazım Hikmet POLAT, 2014. — Sayıl. 19. — S. 225—244. — ISSN 1300-7874. Архивировано 10 сентября 2018 года.
- Mustafa Âlî (Gelibolulu.). Gelibolulu Mustafa Âlî Tuhfetü'l-uşşâk / İ. Hakkı Aksoyak. — İs.: Millî Eğitim Bakanlığı, 2003. — 358 S. — ISBN 978-9751118295. Архивная копия от 9 сентября 2018 на Wayback Machine
- Eravcı H. M. Gelibolulu Mustafa 'Âlî ve “Heft Meclis” Adlı Eseri (тур.) // Tarih Okulu Dergisi. — Uşak: Uşak Üniversitesi, 2010. — C. VI. — S. 1—16. — ISSN 2148-4260. Архивировано 7 августа 2018 года.
- Eravcı H. M. Mustafa 'Ali'nin Nusret-namesi ve Onun ışığında Yazarın Tarihçiliği // Uludağ Üniversitesi Fen-Edebiyat Fakültesi Sosyal Bilimler Dergisi. — Bursa: Uludağ Üniversitesi, 2003. — Т. 4 (4). — S. 163—184. — ISSN 1307-9999. (тур.)
- Günaydın Y. T., Arslantürk İ. H. Gelibolulu Mustafa Âlî nin Hilyetü r-ricâl inde Melâmiyyûn ve Muhaddesûn Zümreleri // TASAVVUF: İlmî ve Akademik Araştırma Dergisi. — Istambul: İstanbul Sabahattin Zaim Üniversitesi, 2007. — Т. 18 (8). — S. 277—296. — ISSN 1302-3543. (тур.)
- Schmidt J. Künhü'l-Ahbar كنه الأخبار // Islam Ansiklopedisi. — 2002. — Т. 26. — S. 555—556. (тур.)
- Yücel A. S. Gelibolulu Mustafa Alinin Fusuli Hallü Akd ve Usuli Harcu Nakd Adlı Eseri // Cumhuriyet Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi. — Sivas, 2004. — Vol. VIII/2. — S. 129—142. (тур.)
- Uğur A. Künhü'l-Ahbar'a Göre Âli'nin Bazı Özellikleri // Islam Ansiklopedisi. — 1995. — Т. 11. — S. 314—315. (тур.)
- Akün Ö. F. Âlî Mustafa Efendi (2) // Islam Ansiklopedisi. — 1989. — Т. 2. — S. 416—421. (тур.)
- Ertaş K. Gelibolulu Mustafa Âlî'nin Hayatı ve Eserleri // The Journal of Academic Social Science Studies. — 2013. — Т. 3. — S. 191—211. — ISSN 2147-2971. Архивировано 9 сентября 2018 года. (тур.)
- Fleischer Cornell H.[англ.]. Bureaucrat and intellectual in the Ottoman Empire: the historian Mustafa Ali (1541-1600). — Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2014. — xviii, 363 p. — ISBN 978-1400854219.
- İsen Mustafa. Gelibolulu Mustafa Âlı̂. — 1. baskı. — [Ankara]: Kültür ve Turizm Bakanlığı, 1988. — vi, 110 S. — ISBN 978-9751702388. — ISBN 9751702380.
- Kütükoğlu B. Âlî Mustafa Efendi (1) // Islam Ansiklopedisi. — 1989. — Т. 2. — S. 414—416. (тур.)
Ссылки
- Isen M., Aksoyak İ. H. ÂLÎ/ÇEŞMÎ, Gelibolulu Mustafa (09.11.2013). Дата обращения: 12 ноября 2017. Архивировано 17 августа 2018 года.
- BAḤR-E ṬAWĪL (англ.). Encyclopaedia Iranica. www.iranicaonline.org. Дата обращения: 20 сентября 2018. Архивировано 20 сентября 2018 года.