Перейти к содержанию

Ганди, Анурадха

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анурадха Ганди
Имя при рождении Анурадха Шанбаг
Псевдонимы Нармада, Джанаки, Аванти
Дата рождения 28 марта 1954(1954-03-28)
Место рождения Бомбей
Дата смерти 12 апреля 2008(2008-04-12) (54 года)
Род деятельности политический деятель
Партия Коммунистическая партия Индии (маоистская)
Основные идеи социальное равноправие, борьба за права женщин
Супруг(а) Кобад Ганди

Анурадха Ганди (хинди अनुराधा गांधी, 28 марта 1954 — 12 апреля 2008) — индийская революционерка, член ЦК Коммунистической партии Индии (маоистской), теоретик и руководительница женского крыла партии. Жена Кобада Ганди. Умерла от церебральной малярии.

Биографические данные

Анурадха родилась у Ганеша и Кумуд Шанбаг, активистов Коммунистической партии Индии (КПИ), которые даже поженились в офисе своей партии. Ганеш Шанбаг в детстве сбежал из своего дома в Курге, чтобы присоединиться к армии Субхаша Чандры Боса, а позже, как адвокат боролся за дела арестованных коммунистов в Верховном суде Бомбея[1][2].

Брат Анурадхи, прогрессивный драматург Сунил Шанбаг, вспоминает, что она хорошо училась, а также занималась общественной работой и была очень хорошо осведомлена о том, что происходило вокруг нее. Сунил говорит: «Когда я учился в школе-интернате, она присылала мне письма, в которых писала о таких проблемах, как национализация банков. А ей тогда было всего 12». В 1972 году она поступила в Элфинстоунский колледж[2]. Именно там она приобщилась к деятельной политике: тогда обширные районы сельской местности Махараштры переживали тотальный голод. Анурадха отправилась в пострадавшие регионы вместе с группой товарищей по колледжу, чтобы помогать беднякам[1].

Будучи студенткой колледжа, Анурадха начала принимать участие в социальной работе среди бедных. Она вступила в студенческую организацию PROYOM (Progressive Youth Movement, Прогрессивное молодежное движение) и стала одним из ее активных членов, а затем и лидеров. Она работала в трущобах; это помогло ей увидеть ужасы неприкасаемости и движения далитов. К тому времени она познакомилась с марксизмом и стала понимать основу дискриминационной и эксплуататорской кастовой системы и всех других социальных недугов в свете марксистских учений[1].

Она получила степень магистра, а затем доктора социологии. Она начала преподавать, сначала в колледже Уилсона, а затем в колледже Джунджхунвалла, став любимицей студентов[1].

Начиная со студенческих выступлений 1968 года молодёжь бурлила. Мао начал Культурную революцию в Китае. Вьетнам оказывал яростное сопротивление американским войскам. В Индии разразился весенний гром Наксалбари. Сотни студентов элитных колледжей бросали карьеру и присоединялись к движению наксалитов. Молодые люди из обеспеченных семей, уехавшие за границу для получения высшего образования, радикализировались. Один из них был выпускником престижной бомбейской школы Doon и одноклассником Санджая Ганди. Он уехал в Англию, чтобы пройти курс обучения на дипломированного бухгалтера, и именно в Кембриджском университете получил посвящение в радикальную политику. Оставив свой курс незаконченным, он вернулся. Это был Кобад Ганди, за которого Анурадха вышла замуж в ноябре 1977 года[2][3].

Преданность пары была полной. Год спустя Анурадха переехала в Нагпур, который является вторым по величине трущобным районом в Махараштре, а также домом для значительного числа далитов (именно в Нагпуре в октябре 1956 года Б. Р. Амбедкар принял буддизм). Сначала она остановилась в небольшой однокомнатной квартире с террасой, которая привела в ужас навещавшую её мать: «Крыша протекала во многих местах. А той ночью шел дождь. С нами был наш помощник, который забирался под стол и спал там»[2].

Ану сыграла большую роль в формировании Всеиндийской лиги революционной культуры (AILRC) в 1983 году[1].

К 1986 году Анурадха переехала в северную часть Нагпура, в эпицентр проживания далитов Индора. Она также работала внештатным преподавателем в Университете Нагпура. Позже Кобад также переехал туда жить. Оба отсутствовали до полуночи. Анурадха ездила на работу на старом велосипеде, а позже по настоянию других активистов Кобад купил мопед TVS Champ[2].

Анурадха вовлекла в коммунистическое движение многих людей из своего круга, выходцев из буржуазных обеспеченных семей[2].

В середине 1990-х годов она присоединилась к руководству наксалитов в джунглях Бастара и в конце концов ушла в подполье, разделяя с товарищами все тяготы партизанской жизни. Она страдала от приступов малярии, голода, у неё развилась язва желудка. Тем не менее главной для неё была организация людей — в частности, она с товарищами по партии организовала общественные земляные работы по созданию более ста резервуаров для воды в Дандакаранье, которые обещало, но так и не сделало правительство[2].

Анурадха взялась за разработку методик обучения для женщин, писала и переводила пропагандистские материалы наксалитов, проводила политинформации для неграмотных, рассказывая о событиях в мире и мировых политических лидерах. Иногда она проводила занятия по вопросам здравоохранения. Иногда она вырывалась в Мумбаи, чтобы побыть с родителями. Её брат Сунил удивлялся, как ей удаётся следить за культурными веяниями, о которых она порой знала больше, чем её родные в мегаполисе[2].

В профсоюзной работе она сосредоточилась на рабочих-строителях и возглавила ряд выступлений. Наиболее заметным из них была затяжная забастовка на тепловой электростанции Хапаркхеда (Khaparkheda Thermal Power Station), расположенной в 30 км от Нагпура, на строительстве которой работали около 5000 рабочих. Полиция прибегла к увольнениям и ввела комендантский час в регионе. Она также организовала акции протеста рабочих компаний Maharashtra Industrial Development Corporation (MIDC) в Хингне (Нагпур), железнодорожников, рабочих табачных плантаций в Бхандаре, ткачей в Кампти — в 15 км от Нагпура. В Чандрапуре она организовала шахтёров и строителей. Она также наладила связи с другими прогрессивными профсоюзными лидерами региона из Нагпура, Чандрапура, Амравати, Джавалпура, Йотмала и других центров. В ходе этой борьбы ее несколько раз арестовывали и заключали в тюрьму Нагпура[1].

На девятом съезде КПИ (маоистской) в 2007 году Анурадха была избрана членом центрального комитета. К этому времени её муж Кобад стал одним из ключевых лидеров наксалитов, отвечая за партийную документацию[1].

Именно на основе работы Анурадхи наксалиты подготовили первый в истории документ о кастовой политике в марксистском движении в Индии. Она также составила проекты документов по «Марксизму и феминизму», которые высшее руководство партии приняло к сведению[2].

Во время пребывания в Дандакаранье Анурадха помогла партизанам понять, какую роль могут играть кооперативы в увеличении сельскохозяйственного производства[2].

В своих мемуарах об Анурадхе ее подруга Джоти Пунвани написала: «“Угроза наксалитов”, говорит Манмохан Сингх, является самой большой угрозой для страны. Но я помню девушку, которая всегда смеялась и отказалась от богатой во всех отношениях жизни, чтобы изменить жизни других»[2].

Память

В Университете Джавахарлала Неру с 2008 года проводятся мемориальные чтения её имени. В 2010 году со своей лекцией их посетил Ян Мюрдаль, в 2011 году — Бабурам Бхаттараи, в 2012 году — Арундати Рой, написавшая предисловие к сборнику статей Анурадхи Ганди.

Публикации

Ссылки

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Anuradha Ghandy; A Brief Life Sketch of a Great Revolutionary with a Hurricane Smile. Анурадха Ганди; краткий жизненный очерк великого революционера с покоряющей улыбкой (англ.). Asian Speaks (12 апреля 2023).
  2. Перейти обратно: 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Rahul Pandita (26 September 2009). "The Rebel". Open magazine.
  3. Кобад Ганди. Вопросы свободы и народной эмансипации. Маоизм.ру. Mainstream, VOL L, No 35, August 18, 2012 (18 мая 2015).