Византийская философия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рукописный греческий манускрипт Плифона начала XV века.

Византийская философия представляла собой преимущественно религиозную грекоязычную мысль Византии IV—XIV вв. Некоторое время (до закрытия Платоновской Академии Юстинианом в 529 году) сохранял своё влияние неоплатонизм (Прокл Диадох).

Начало византийской философии связывается с деятельностью каппадокийских мыслителей (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский), которые сформулировали различие между сущностью и ипостасью. Именно они «закладывают фундамент византийской философии»[1]. Как отмечают исследователи (Удальцова, 1988), основным содержанием этих размышлений была антропологическая проблематика. Отныне человек определяется не через родовую сущность (как разумное существо), а через совершаемые поступки (как личность). Различие сущности и ипостаси способствовало адаптации античного наследия в христианской традиции в эпоху триадологических споров.

Аскетическая традиция (Евагрий Понтийский и Иоанн Лествичник) наследовали античные идеи стоицизма (идеал бесстрастия), однако само понятие страсти подвергалось более глубокой проработке. Так началом страстей были названы восемь «помыслов» (λογισμοὶ): чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие и гордость[2].

Евсевий Кесарийский разрабатывает провиденциалистскую концепцию линейной истории. Дионисий Ареопагит вносит иерархический принцип в понимание бытия[3]. Византийская эстетика в лице Иоанна Дамаскина в немалой степени вдохновлялась полемикой с иконоборчеством и утверждала духовный характер подлинного искусства, в котором человек посредством иконы и символа оказывается сопричастным Богу[4].

В поздней Византии философская мысль расщепляется на рационалистическое (Михаил Пселл, Иоанн Итал) и мистическое (Симеон Новый Богослов, Григорий Палама) направление. Последнее направление получило название исихазм и было связано с учением о «нетварном свете», а также с различием сущности и энергии в Боге. Бог может быть совершенно трансцендентным миру, однако посредством своих действий или «энергий» (например, благодати) он может становится имманентным[5]. Этика переосмысливалась в мистическом ключе как синергизм человека и Бога в деле обожения.

Впоследствии византийская философия оказала сильное влияние на русскую религиозную философию (см. неопатристический синтез).

Примечания

  1. Удальцова З. В. Византийская культура. М.: Наука, 1988. — С.43.
  2. Евагрий Понтийский, авва О восьми помыслах к Анатолию. Дата обращения: 30 декабря 2019. Архивировано 5 января 2020 года.
  3. Что есть Иерархия, и какая цель Иерархии?. Дата обращения: 30 декабря 2019. Архивировано 29 декабря 2019 года.
  4. Три защитительных слова против порицающих святые иконы. Дата обращения: 30 декабря 2019. Архивировано 30 декабря 2019 года.
  5. О Божественных энергиях и их причастии. Дата обращения: 30 декабря 2019. Архивировано 4 мая 2020 года.

Литература

  • Беневич Г. И. Византийская философия: философия или богословие // Вестник ЛГУ. № 2. 2011.
  • Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977
  • Зозулак Ян. Византийская философия. Перевод на русский язык Н.Б. Кориной. Санкт-Петербург: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2022.-240 с.-ISBN 978-5-86007-984-7
  • Linos Benakis, (2013). Byzantine Philosophy B, Parousia, Athenai, 2013.
  • Frederick Lauritzen, Sarah Wear, (2021). Byzantine Platonists (284-1453), Franciscan University Press, Steubenville Ohio, 2021. ISBN 9781736656105.
  • Katerina Ierodiakonou, (2002). Byzantine Philosophy and Its Ancient Sources. Oxford University Press.
  • B. N. Tatakis, (1949). La philosophie Byzantine, Paris. English translation: Byzantine Philosophy by Nicholas Moutafakis, Hackett Publishing, 2003.
  • Ján Zozulak (2018). Inquiries into Byzantine Philosophy. Berlin: Peter Lang. ISBN 978-3-631-76600-2. DOI 10.3726/b14585.

Ссылки