Перейти к содержанию

Симеон Новый Богослов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Симеон Новый Богослов
Икона преп. Симеона Нового БогословаИкона преп. Симеона Нового Богослова
Рождение 949(0949)
в Галатии
Смерть 1022(1022)
в Хрисополисе
Почитается в Православной Церкви
В лике преподобных
День памяти 12 (25) марта
Симеон Новый Богослов

Симеон Новый Богослов (греч. Ὅσιος Συμεὼν ὁ Νέος Θεολόγος; 949, Галатия — 1022, Хрисополис) — христианский монах, богослов, сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Наряду с двумя великими богословами Церкви — Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Новый Богослов. Почитается Православной церковью в лике преподобного, память совершается 12 (25) марта.

Жизнеописание

Родился в 949 году в Малой Азии в городе Хрисополис (в настоящее время район Стамбула) в богатой и знатной семье, получил хорошее образование, но с ранних лет был склонен к уединённой монашеской жизни.

В 973 году поступил в Студийский монастырь, где подвизался под руководством старца Симеона Благоговейного. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

Учение преподобного Симеона Нового Богослова

Формулируя мысль Симеона кратчайшим образом, можно сказать, что главным для него в христианской вере является личный, непосредственный опыт богообщения. В этом он продолжает традицию преп. Макария Великого. Симеон, исходя из своего опыта, свидетельствует, что Бог открывается человеку и становится видимым, причём не в будущей жизни, но уже на земле: «Прежде воскресения тел бывает воскресение душ». Особое место в учении Симеона занимает восприятие Бога как света, который зрится очами ума, когда тот бывает немыслящим. Бог сотворил два мира: видимый и невидимый. В этих мирах есть два солнца: «чувственное солнце» и «солнце правды».

Симеон Новый Богослов проповедует отречение от мира, однако полагает, что для христианина есть три «жизни» (пути): пустынная, общежительная и начальственная.

Подвижническая деятельность преп. Симеона предвосхищала исихазм XIV века

Творения преподобного Симеона Нового Богослова

Литература