Виртуальная частица
Виртуа́льная части́ца — объект, который характеризуется почти всеми квантовыми числами, присущими одной из реальных элементарных частиц, но для которого нарушена свойственная последней связь между энергией и импульсом частицы. Понятие о виртуальных частицах возникло в квантовой теории поля. Такие частицы, родившись, не могут «улететь на бесконечность», они обязаны либо поглотиться какой-либо частицей, либо распасться на реальные частицы. Известные в физике фундаментальные взаимодействия протекают в форме обмена виртуальными частицами.
В квантовой теории поля понятия виртуальных частиц и виртуальных процессов занимают центральное место. Все взаимодействия частиц и их превращения в другие частицы в квантовой теории поля принято рассматривать как процессы, обязательно сопровождающиеся рождением и поглощением виртуальных частиц свободными реальными частицами[1]. Это — крайне удобный язык для описания взаимодействия. В частности, громоздкость вычисления процессов резко снижается, если предварительно составить правила рождения, уничтожения и распространения этих виртуальных частиц (правила Фейнмана) и изобразить процесс графически, с помощью фейнмановских диаграмм.
Разделение частиц на реальные и виртуальные имеет точный смысл лишь в отсутствии сильного внешнего поля и лишено однозначности в областях пространства-времени, где внешнее поле является сильным[2].
Отличительные особенности виртуальных частиц
Основное и определяющее отличие виртуальной частицы от реальной — это нарушение известного из специальной теории относительности соотношения, которое связывает энергию [math]\displaystyle{ E }[/math] и импульс [math]\displaystyle{ \vec p }[/math] реальной частицы:
- [math]\displaystyle{ E^2\,=\,m^2 c^4 + p^2 c^2\,; }[/math]
здесь [math]\displaystyle{ p }[/math] — модуль импульса, [math]\displaystyle{ m }[/math] — масса частицы, [math]\displaystyle{ c }[/math] — скорость света в вакууме. Для виртуальной частицы данное соотношение перестаёт быть справедливым[3]. Такие частицы могут существовать лишь очень короткое время и не могут быть зарегистрированы классическими измерительными приборами — например, счётчиками элементарных частиц[4].
Применительно к фотонам отличие виртуальных от реальных фотонов состоит ещё и в том, что для реального фотона проекция его спина на направление движения может принимать только значения [math]\displaystyle{ \pm1 }[/math] (в релятивистских единицах), а для виртуального фотона возможно также значение [math]\displaystyle{ 0 }[/math][5].
Потребность в понятии виртуальных частиц возникает вследствие того, что, согласно принципу корпускулярно-волнового дуализма и принципу близкодействия, любое взаимодействие между элементарными частицами заключается в обмене квантами поля, обеспечивающего это взаимодействие. Так, электромагнитное взаимодействие электрона и протона в атоме водорода заключается в обмене фотонами между электроном и протоном. Но свободный электрон не может ни испустить, ни поглотить фотон. Причина — в том, что в системе отсчёта, в которой электрон покоился до испускания фотона, перед испусканием последнего энергия электрона равна [math]\displaystyle{ mc^2 }[/math], а после испускания энергия системы из электрона и фотона даётся выражением
- [math]\displaystyle{ E\,=\,\frac{mc^2}{\sqrt{1-\frac{v^2}{c^2}}} + \hbar \omega\,; }[/math]
подобный процесс запрещён законом сохранения энергии. Поэтому считают, что при обмене виртуальными фотонами последние переносят импульс, но не переносят энергию.
Иногда, в целях наглядности, концепцию «виртуальных частиц» поясняют несколько иначе. А именно, говорят, что в процессе взаимодействия закон сохранения энергии выполняется с некоторой погрешностью. Это не противоречит квантовой механике: согласно соотношению неопределённостей, событие, длящееся конечный промежуток времени, не позволяет определить энергию с точностью выше некоторого предела. Грубо говоря, промежуточные частицы «берут энергию взаймы» на некоторое небольшое время. В этом случае в процессе взаимодействия могут рождаться и исчезать обычные частицы, только с небольшим нарушением закона сохранения энергии.
За меру виртуальности частицы принимают релятивистски-инвариантную величину [math]\displaystyle{ Q^2\,=\,E^2 - p^2 c^2 - m^2 c^4, }[/math] причём [math]\displaystyle{ Q^2 }[/math] может принимать как положительные, так и отрицательные значения. Область значений [math]\displaystyle{ E }[/math] и [math]\displaystyle{ p }[/math], при которых виртуальность [math]\displaystyle{ Q^2 }[/math] равна нулю, называют массовой поверхностью (или массовой оболочкой) частицы.
Таким образом, вектор энергии-импульса виртуальной частицы может быть пространственноподобным. Поэтому один и тот же процесс с участием виртуальной частицы для наблюдателей в разных системах отсчёта может выглядеть по-разному: с точки зрения одного наблюдателя процесс может быть испусканием виртуальной частицы, а с точки зрения другого наблюдателя этот же процесс будет поглощением виртуальной античастицы[6].
Для виртуальных частиц лишено смысла понятие классической траектории. Они поглощаются прежде, чем сместятся на расстояние, превышающее неопределённость их положения[7]. Аналогом процессов испускания и поглощения виртуальных частиц является процесс проникновения света в плотную среду при полном внутреннем отражении в классической оптике[7]. Число виртуальных частиц не является лоренц-инвариантным за счёт того, что они исчезают в одной точке и одновременно появляются в другой[7].
Скорость виртуальной частицы не имеет непосредственного физического смысла. Это следует из того, что скорость [math]\displaystyle{ v }[/math] частицы определяется через её импульс [math]\displaystyle{ p }[/math], энергию [math]\displaystyle{ E }[/math] и скорость света [math]\displaystyle{ c }[/math] соотношением [math]\displaystyle{ v=\frac{pc^{2}}{E} }[/math][8]. Например, для импульса и энергии виртуальных фотонов, которыми обмениваются протон и электрон в атоме водорода, имеем: [math]\displaystyle{ p\gt 0, E=0. }[/math] При подстановке в формулу [math]\displaystyle{ v=\frac{pc^{2}}{E} }[/math] этих значений для скорости получается бесконечно большая величина.
Масса виртуальной частицы также не имеет непосредственного физического смысла. Это следует из соотношения между массой [math]\displaystyle{ m }[/math], энергией [math]\displaystyle{ E }[/math], импульсом [math]\displaystyle{ p }[/math] и скоростью света [math]\displaystyle{ c }[/math] [math]\displaystyle{ m^2 c^4 = E^2 - p^2 c^2 }[/math][9]. Например, для виртуальных фотонов, которыми обмениваются протон и электрон в атоме водорода, значения [math]\displaystyle{ p }[/math] и [math]\displaystyle{ E }[/math] таковы: [math]\displaystyle{ p\gt 0, E=0. }[/math] При подстановке в формулу [math]\displaystyle{ m^2 c^4 = E^2 - p^2 c^2 }[/math] этих значений масса [math]\displaystyle{ m }[/math] частицы оказывается мнимой.
Виртуальный процесс
Процесс с участием виртуальных частиц называется виртуальным процессом. В виртуальных процессах действуют ограничения, связанные с сохранением электрического заряда, спина, странности, барионного, лептонного и других зарядов, но не действуют ограничения по энергии и импульсу[10][1]. Для описания виртуальных процессов применяется метод диаграмм Фейнмана[11]. За очень редкими исключениями, внутренние линии на диаграммах Фейнмана всегда относятся к виртуальным частицам[12].
Виртуальная частица может возникнуть не только в процессе обмена между реальными частицами, но и в процессе поглощения одной реальной частицы другой реальной частицей. Эффект Комптона объясняется поглощением реального фотона реальным электроном с образованием виртуального электрона и последующим распадом виртуального электрона на реальные электрон и фотон, имеющие другие направления движения и энергии[4].
Если масса виртуальной частицы
- [math]\displaystyle{ m_{v}\,=\,\frac{1}{c^{2}}\sqrt{E^{2}-p^{2}c^{2}} }[/math]
отличается на [math]\displaystyle{ \Delta{m} }[/math] от массы свободной частицы: [math]\displaystyle{ |m_{v}-m|\,=\,\Delta {m} }[/math], то, согласно соотношениям неопределённости между временем и энергией[13], эта виртуальная частица может существовать лишь в течение промежутка времени [math]\displaystyle{ \tau \le \frac{\hbar}{c^{2} \Delta {m}}. }[/math] За это время она может пролететь расстояние [math]\displaystyle{ r \le \frac{\hbar}{c \Delta {m}}. }[/math] Таким образом, чем больше виртуальность частицы, тем более короткое время происходит виртуальный процесс и на более малых расстояниях[14].
При обмене элементарных частиц виртуальным квантом поля с массой [math]\displaystyle{ m }[/math] неопределённость энергии промежуточного виртуального состояния даётся неравенством [math]\displaystyle{ \Delta E \geqslant mc^2. }[/math] Расстояние [math]\displaystyle{ r, }[/math] пройденное квантом, связано с временем жизни виртуального состояния [math]\displaystyle{ \Delta t }[/math] соотношением [math]\displaystyle{ r \approx v \Delta t. }[/math] Соотношение неопределённостей между временем жизни виртуального состояния [math]\displaystyle{ \Delta t }[/math] и неопределённостью его энергии [math]\displaystyle{ \Delta E }[/math] выглядит как [math]\displaystyle{ \Delta E \Delta t \approx \hbar. }[/math] Используя эти три формулы, можно найти зависимость расстояния, пройденного виртуальным квантом, от его массы:
- [math]\displaystyle{ r \approx v \Delta t \approx \frac{v \hbar}{\Delta E} \leqslant \frac{v \hbar}{m c^2} \leqslant \frac{\hbar}{m c}\,. }[/math]
Отсюда следует, что расстояние виртуального взаимодействия не превышает комптоновскую длину волны кванта — переносчика взаимодействия[15].
У полей с квантами-переносчиками, имеющими нулевую массу — таких как электромагнитное и, предположительно, гравитационное взаимодействие, — комптоновская длина волны кванта-переносчика, а следовательно, и радиус действия, не ограничены[16]. Напротив, у полей с квантами-переносчиками, имеющими ненулевую массу — таких как слабое взаимодействие, сильное взаимодействие[17], — комптоновская длина волны кванта-переносчика, а следовательно, и радиус действия, ограничены[18].
Примеры виртуальных процессов
- Процесс обмена виртуальными фотонами электрона и протона в атоме. В результате этого процесса энергия электрона не меняется, меняется лишь направление его импульса. Для свободной частицы должно быть справедливым соотношение [math]\displaystyle{ E^{2}-p^{2}c^{2}=m^{2}c^{4} }[/math], но для виртуального фотона оно не выполняется. Найдём значение виртуальности фотона [math]\displaystyle{ Q^2\,=\,E^2 - p^2 c^2 - m^2 c^4. }[/math]Для кванта-переносчика — фотона [math]\displaystyle{ m=0 }[/math]. Фотон переносит импульс [math]\displaystyle{ p \ne 0 }[/math], а его энергия [math]\displaystyle{ E=0 }[/math]. Поэтому [math]\displaystyle{ Q^2\lt 0 }[/math]: [math]\displaystyle{ Q^2 = E^{2}-p^{2}c^{2} = -p^{2}c^{2} \lt 0 }[/math][19].
- Процесс обмена виртуальными фотонами между обмотками электрического трансформатора. Электроэнергия передаётся из одной обмотки трансформатора в другую виртуальными фотонами с энергией [math]\displaystyle{ \hbar \omega }[/math] ([math]\displaystyle{ \omega }[/math] — частота переменного тока) и с длиной волны порядка размеров зазора между обмотками трансформатора. Импульс волн такой длины на несколько порядков превышает импульс свободной волны частотой [math]\displaystyle{ \omega = 50 }[/math] Гц, так как свободная волна такой частоты имеет длину волны порядка 1000 км[20].
- Процесс возникновения и исчезновения виртуальных электронно-позитронных пар вблизи электрона, на расстояниях порядка комптоновской длины электрона (поляризация вакуума)[21]
- Нуклоны окружены виртуальными пи-мезонами, возникающими в результате виртуальных процессов: [math]\displaystyle{ p \rightleftarrows n + \pi^{+} }[/math], [math]\displaystyle{ n \rightleftarrows p + \pi^{-} }[/math], [math]\displaystyle{ p \rightleftarrows p + \pi^{0} }[/math], [math]\displaystyle{ n \rightleftarrows n + \pi^{0} }[/math][22].
Эффекты, объясняемые при помощи виртуальных частиц
Часто наличием виртуальных частиц объясняются следующие эффекты:
- Спонтанная эмиссия фотона в процессе распада возбуждённого атома или ядра; такой распад невозможен по законам обычной квантовой физики (поскольку возбуждённые состояния есть точные стационарные состояния уравнения Шрёдингера). Он объясняется взаимодействием атома с нулевыми колебаниями электромагнитного поля в вакууме[23].
- Эффект Казимира, заключающийся в наблюдаемом взаимном притяжении или отталкивании незаряженных немагнитных тел под действием квантовых флуктуаций в вакууме.
- Поляризация вакуума, которая включает генерацию пары частица-античастица или «распад вакуума», как, например, спонтанная генерация электрон-позитронной пары.
- Излучение Хокинга, которое, предположительно, генерируется на горизонте событий чёрных дыр.
- Эффект Унру — эффект, аналогичный излучению Хокинга, но наблюдающийся при ускорении частиц.
- Эффект Комптона.
- Существование отрицательного магнитного момента у нейтрона и аномальная величина магнитного момента протона объясняются орбитальным движением виртуального [math]\displaystyle{ \pi^{-} }[/math]-мезона, образовавшегося в результате виртуального процесса [math]\displaystyle{ n \rightleftarrows p + \pi^{-} }[/math] и орбитальным движением виртуального [math]\displaystyle{ \pi^{+} }[/math]-мезона, образовавшегося в результате виртуального процесса [math]\displaystyle{ p \rightleftarrows n + \pi^{+} }[/math][22].
Физический смысл
Являются ли виртуальные частицы и процессы реальными или представляют собой удобный метод математического описания реальности?
На этот вопрос есть два противоположных ответа.
Один из ответов на этот вопрос утверждает, что виртуальные частицы — это в большей степени математическое явление, чем физическая реальность. Действительно, в квантовой теории поля в точных выражениях для процессов взаимодействия реальных частиц никакие виртуальные частицы не фигурируют. Если же, однако, попытаться упростить точное выражение в рамках теории возмущений, разложив его в ряд по константе взаимодействия (малому параметру теории), то возникает бесконечный набор слагаемых. Каждый из членов этого ряда выглядит так, словно в процессе взаимодействия порождаются и исчезают объекты, обладающие квантовыми числами реальных частиц. Однако эти объекты распространяются в пространстве по закону, отличному от реальных частиц, и поэтому если их трактовать как испускание и поглощение частицы, то придётся принять, что для них не выполняется связь между энергией и импульсом. Таким образом, виртуальные частицы появляются только тогда, когда мы определённым образом упрощаем исходное выражение. Понятие о виртуальных частицах возникло не на основе опытных фактов, а выведено из математического аппарата квантовой физики. Следовательно, это чисто умозрительное понятие для математических вычислений[24].
Виртуальные процессы происходят в промежутки времени порядка [math]\displaystyle{ 10^{-24} }[/math] сек, а такие процессы в силу соотношения неопределённости для энергии и времени принципиально не могут наблюдаться. Таким образом, виртуальные частицы и процессы «ненаблюдаемы» и физической реальности не имеют[24].
Виртуальные частицы наделены свойствами, не имеющими физического смысла, такими как отрицательная и мнимая масса[24].
Виртуальные процессы совершаются с нарушением законов сохранения и потому не могут быть описаны классической физикой, так как всякий реальный процесс в классической физике происходит с соблюдением законов сохранения[24].
Сторонники другой точки зрения утверждают, что в понятии виртуальных частиц и виртуальных процессов имеется объективное содержание, отражающее явления природы.
Невозможность наблюдать виртуальные частицы в измерительных приборах не опровергает их объективного существования. Можно создавать виртуальные частицы, использовать их для воздействия на другие частицы, воздействовать на них и превращать в действительные частицы[25].
Имеется ряд физических доказательств объективного существования виртуальных частиц[26].
- Виртуальные пионы, окружающие нуклоны, отклоняют быстрые электроны.
- Виртуальные фотоны вызывают спонтанные переходы электронов в атоме с более высокого на более низкий энергетический уровень и лэмбовский сдвиг энергетических уровней в атоме водорода.
- Виртуальные частицы могут превратиться в действительные за счёт внешних (например, при ускорении электрона виртуальные фотоны превращаются в реальные[22]) или внутренних (например, при [math]\displaystyle{ \beta }[/math]-распаде виртуальные электроны и антинейтрино превращаются в действительные).
- Действительные частицы при поглощении виртуальных частиц превращаются в другие действительные частицы (например, действительный нейтрон, поглотивший виртуальный пион, превращается в действительный протон).
- Виртуальные частицы превращаются в действительные при сообщении системе, в которой они находятся, некоторой энергии. Например, при сообщении нуклонам достаточной энергии окружающие их виртуальные пи-мезоны превращаются в реальные[22].
- Виртуальные частицы в составе действительных частиц определяют их свойства (например, токи виртуальных мезонов определяют магнитные моменты нуклонов).
- Виртуальные частицы порождают вполне действительные поля (например, ядерное, электромагнитное).
- Виртуальные частицы способны переносить энергию на макроскопические расстояния, как, например, при работе электрического трансформатора или при ядерном магнитном резонансе[20].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Физика микромира, 1980, с. 132.
- ↑ Новиков, 1986, с. 191.
- ↑ Берестецкий, Лифшиц, Питаевский, 1980, с. 53, 351—352.
- ↑ 4,0 4,1 Физика микромира, 1980, с. 133.
- ↑ Берестецкий, Лифшиц, Питаевский, 1980, с. 44, 352.
- ↑ Широков, 1972, с. 315.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Тирринг, 1964, с. 25.
- ↑ Широков, 1972, с. 16.
- ↑ Широков, 1972, с. 15.
- ↑ Широков, 1972, с. 303.
- ↑ Широков, 1972, с. 304.
- ↑ Широков, 1972, с. 306.
- ↑ Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. . Квантовая механика (нерелятивистская теория). 4-е изд. — М.: Наука, 1989. — 768 с. — (Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Теоретическая физика, т. III). — ISBN 5-02-014421-5. — С. 193.
- ↑ Широков, 1972, с. 311.
- ↑ Нишиджима, 1965, с. 15.
- ↑ Фриш, 1966, с. 98.
- ↑ Маляров В. В. Основы теории атомного ядра. — М., Физматгиз, 1959. — с. 195—200
- ↑ Фриш, 1966, с. 104.
- ↑ Окунь Л. Б. Элементарное введение в физику элементарных частиц, 3-е изд., М., Физматлит, 2009, 128 c., ISBN 978-5-9221-1070-9
- ↑ 20,0 20,1 Широков, 1972, с. 318.
- ↑ Тирринг, 1964, с. 23.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 22,3 Савельев, И. В. Курс общей физики. — М. : Наука, 1987. — Т. 3 : Квантовая оптика. Атомная физика. Физика твердого тела. Физика атомного ядра и элементарных частиц. — С. 240–244.
- ↑ А. Б. Мигдал, В. П. Крайнов Приближенные методы квантовой механики, М.: Наука, 1966 г., 4. Оценки в квантовой электродинамике. Нулевые колебания электромагнитного поля, стр. 47-50
- ↑ 24,0 24,1 24,2 24,3 Готт, 1972, с. 180.
- ↑ Готт, 1972, с. 181.
- ↑ Готт, 1972, с. 182.
Литература
- Берестецкий В. Б., Лифшиц Е. М., Питаевский Л. П. . Квантовая электродинамика. 2-е изд. — М.: Наука, 1980. — 704 с. — (Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Теоретическая физика, т. IV).
- Готт В. С. . Философские вопросы современной физики. — М.: Высшая школа, 1972. — 416 с.
- Мякишев Г. Я. . Виртуальные частицы // Физика микромира / Под ред. ред. Д. В. Ширкова. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 528 с. — С. 132—133.
- Нишиджима К. . Фундаментальные частицы. — М.: Мир, 1965. — 462 с.
- Новиков, И. Д. Физика чёрных дыр / И. Д. Новиков, В. П. Фролов. — М. : Наука, 1986. — 328 с.
- Фриш Д., Торндайк А. . Элементарные частицы. — М.: Атомиздат, 1966. — 151 с.
- Широков Ю. М., Юдин Н. П. . Ядерная физика. — М.: Наука, 1972. — 670 с.
- Виртуальные частицы — статья из Физической энциклопедии
- Вальтер Е. Тирринг. Принципы квантовой электродинамики. — М.: Высшая школа, 1964. — 226 с.