Бухгалтерский учёт (дисциплина)/Лекция 8
Запасы
Согласно ФСБУ, запасы — это активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев[1].
К запасам относят[1]:
- сырьё, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты (10 счёт);
- инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка, тара (10 счёт);
- готовая продукция (43 счёт);
- товары (41 счёт);
- товары отгруженные (45 счёт);
- незавершённое производство (20 счёт);
- объекты недвижимого имущества для продажи (41 счёт);
- объекты интеллектуальной собственности для продажи (41 счёт).
Производственные запасы — это различные вещественные элементы, используемые в качестве исходных предметов труда, потребляемых при производстве продукции (выполнения работ, оказания услуг). Производственные запасы в зависимости от назначения и способа использования в процессе производства продукции подразделяются на следующие основные группы:
- сырьё и основные материалы;
- покупные изделия, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
- вспомогательные материалы (топливо, тара, запасные части);
- возвратные отходы;
- инвентарь и хозяйственные принадлежности (средства труда сроком использования до 12 месяцев).
Товары — это запасы, приобретенные или полученные от других лиц и предназначенные для продажи[1].
Готовая продукция — это запасы, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством)[1].
Требования к учёту запасов
Согласно п.6 ФСБУ 5 предприятие обязано обеспечить:
- полный учёт запасов;
- достоверный учёт запасов;
- надлежащий контроль за наличием и движением материальных ценностей.
До 1 января 2021 года согласно п. 9 «Методических указаний по бухучету МПЗ» к предприятию предъявлялись следующие требования контроля за сохранностью запасов:
- наличие оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);
- размещение запасов по секциям складов, а внутри них - по отдельным группам и типо - сорто - размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия;
- в местах хранения каждого вида запасов прикреплён ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
- оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;
- обеспечение доставки материалов со складов предприятия в подразделения, а на стройках - от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям;
- сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
- организация в случае необходимости и целесообразности участков централизованного раскроя материалов;
- определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
- установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);
- установление порядка формирования учётных цен на запасы и порядка их пересмотра;
- определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц (МОЛ) по согласованию с главным бухгалтером;
- определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;
- наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером. В списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений). Оформление всех операций по движению (поступление, перемещение, расходование) МЗП первичными учетными документами.
Оценка запасов
- Расходы, включаемые в себестоимость
Запасы учитываются по фактической себестоимости согласно п.9 ФСБУ 5.
В фактическую себестоимость приобретаемых (создаваемых) запасов входят согласно п.11 ФСБУ 5:
- затраты при приобретении (создании) запасов у поставщика (продавца, подрядчика);
- затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования);
- затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (включая затраты организации по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов);
- оценочные обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды в связи с приобретением (созданием) запасов;
- проценты, связанные с приобретением (созданием) запасов;
- иные затраты, связанные с приобретением (созданием) запасов.
До 01.01.2021 согласно п. 71 Методических указаний МПЗ расходы по доведению материалов до состояния, пригодного к использованию — это затраты предприятия по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик приобретенных материалов, не связанные с производственным процессом. Данные работы могут выполняться собственными силами или сторонними организациями. В данные расходы включаются стоимость выполненных работ и расходы по перевозке к месту выполнения работ и обратно, по погрузке и выгрузке, выполненные сторонними организациями.
В фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг согласно п. 23 ФСБУ 5:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Согласно пп. 20,21 ФСБУ 5 предприятия торговой деятельности могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу. Товары, приобретенные предприятием для продажи, учитываются по стоимости их приобретения. Предприятия розничной торговли могут учитывать приобретенные товары по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
Согласно п. 19 ФСБУ 5 продукцию сельского, лесного и рыбного хозяйства собственного производства, а также товары, торгуемые на организованных торгах, допускается оценивать при признании по справедливой стоимости. Справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном IFRS 13 "Оценка справедливой стоимости". Справедливая стоимость — это цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки.
- Расходы, не включаемые в себестоимость
Согласно п.18 ФСБУ 5 в себестоимость приобретаемых (создаваемых) запасов не включаются:
- чрезвычайные затраты, возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими чрезвычайными ситуациями;
- управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (созданием) запасов;
- расходы на хранение запасов, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или обусловлено условиями приобретения (создания) запасов;
- иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения (создания) запасов.
Согласно п.26 ФСБУ 5 в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции не включаются:
- затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины);
- затраты, возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими чрезвычайными ситуациями;
- обесценение других активов независимо от того, использовались ли эти активы в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
- управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг;
- расходы на хранение, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);
- расходы на рекламу и продвижение продукции;
- иные затраты, осуществление которых не является необходимым для осуществления производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Отпуск запасов в производство
Согласно п. 36 ФСБУ 5 при отпуске запасов в производство, отгрузке готовой продукции, товаров покупателю, отпуск запасов и себестоимость запасов рассчитывается одним из следующих Методов списания материалов в производство (списание в производство — отпуск материалов):
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости (расчет себестоимости единицы учета запасов путем деления общей себестоимости вида запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало периода (месяц или другой, определенный организацией период));
- по себестоимости первых по времени поступления единиц (способ ФИФО).
По каждой группе запасов в течение отчётного года применяется один способ оценки и определяется учётной политикой предприятия (п. 37 ФСБУ 5).
Транспортно-заготовительные расходы
До 01.01.2021 п. 70 Методических указаний МПЗ транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) определялись как затраты предприятия, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов:
- расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке;
- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.
- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;
- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые посредническим организациям;
- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к учету;
- командировочные расходы по непосредственному заготовлению материалов;
- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
- и другие расходы.
До 01.01.2021 п. 83 Методических указаний МПЗ предприятия выбирали в Учётной политике метод учета ТЗР:
- отнесения ТЗР на отдельный счёт 15 «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;
- отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;
- прямого включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала).
Обесценение запасов
Запасы оцениваются на отчетную дату по наименьшей из следующих величин[2]:
- фактическая себестоимость;
- чистая стоимость продажи.
Чистая стоимость продажи запасов определяется организацией как предполагаемая цена, по которой организация может продать запасы в том виде, в котором обычно продает их в ходе обычной деятельности, за вычетом предполагаемых затрат, необходимых для их производства, подготовки к продаже и осуществления продажи. При этом за чистую стоимость продажи запасов, отличных от готовой продукции, товаров, принимается величина, равная приходящейся на данные запасы доле предполагаемой цены, по которой организация может продать готовую продукцию, работы, услуги, в производстве которых используются указанные запасы. В случае если определение указанной величины является затруднительным, за чистую стоимость продажи запасов, отличных от готовой продукции, товаров, может быть принята цена, по которой возможно приобрести аналогичные запасы по состоянию на отчетную дату (п. 29 ФСБУ 5).
Обесценение запасов — это превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи. Признаками обесценения запасов — это моральное устаревание запасов, потеря ими своих первоначальных качеств, снижение их рыночной стоимости, сужение рынков сбыта запасов.
Запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли своё первоначальное качество, либо стоимость продажи снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под обесценение запаса. Резерв равен величине разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью запаса, если последняя выше. Сумма резерва уменьшает финансовый результат предприятия на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Начисленный резерв списывается на увеличение финансовых результатов (счет 91 «Прочие доходы и расходы») по мере отпуска относящихся к нему запасов. Резерв формируется проводками Д91 К14. В случае если чистая стоимость продажи запасов, по которым признано обесценение, повышается, балансовая стоимость таких запасов увеличивается до их чистой стоимости продажи путем восстановления ранее созданного резерва (но не выше их фактической себестоимости). Восстанавливается сумма неиспользованного резерва Д14К91.
Предприятие должно обеспечить подтверждение расчета текущей рыночной стоимости запасов.
Неотфактурованные поставки
До 01.01.2021 согласно п. 10 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» запасы, поступившие от других предприятий (в том числе безвозмездно), и изготовленные на собственном предприятии, подлежат обязательному учёту на соответствующих складах предприятия.
Суммы, оплаченные за запасы, но не вывезенные со складов поставщиков и находящиеся в пути, учитываются как дебиторская задолженность (если отсутствуют договора на ответхранения).
В случае, если на предприятие поступили запасы, на которые отсутствуют у предприятия права собственности (права хозяйственного ведения или оперативного управления), то такие запасы учитываться на забалансовых счетах.
Согласно п. 18 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» запасы, не принадлежащие данному предприятию, но находящиеся в его пользовании или распоряжении, учитываются на забалансовых счетах в оценке, предусмотренной в договоре, или в оценке, согласованной с их собственником. При отсутствии цены на указанные запасы в договоре или цены, согласованной с собственником, МПЗ могут учитываться по условной оценке.
Согласно п. 19 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» МПЗ, приобретённые в иностранной валюте, учитываются в рублях РФ путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на дату принятия запасов к бухучету.
Согласно п. 36 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» неотфактурованные поставки — это материальные запасы, поступившие на предприятие, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком). К неотфактурованным поставкам не относятся поступившие, но не оплаченные материальные запасы, на которые имеются расчетные документы. Такие материальные запасы принимаются и приходуются организацией в общеустановленном порядке с отнесением задолженности по их оплате на счета расчетов.
Согласно пп. 37-39 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением Акта о приемке материалов (в двух экземплярах). Предприятие принимает меры по установлению поставщика (если он неизвестен) и получению от него расчетных документов. Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце либо в следующем месяце до составления в бухгалтерии соответствующих регистров по приходу материальных запасов, они учитываются в общеустановленном порядке. Такие МПЗ приходуются по соответствующим счетам учета материальных запасов и учитываются в аналитическом и синтетическом учёте по принятым на предприятии учётным ценам. Если на предприятии используются в качестве учётных цен фактическая себестоимость, то данные МПЗ приходуются по рыночной стоимости.
После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учётная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком.
Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем отчётном году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то:
- учётная стоимость запасам не меняется;
- НДС принимается к учету в установленном порядке;
- корректируются расчёты с поставщиком, разница между учётной стоимостью оприходованных запасов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы:
- - уменьшение стоимости запасов отражается по дебету счетов расчетов и кредиту счетов финансовых результатов (как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году);
- - увеличение стоимости запасов отражается по кредиту счетов расчетов и дебету счетов финансовых результатов (как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году).
Учёт материалов
До 01.01.2021 согласно п. 42 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» предприятие при поставке материалов получает от поставщика (грузоотправителя) и расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.) и должно было:
- регистрировать первичные документы в журнале учёта поступающих грузов;
- проверять на соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;
- проверять правильность расчетов в расчетных документах;
- акцептовать (оплачиваются) расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказываются от акцепта (от оплаты);
- определять фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;
- передовать документы в подразделения предприятия (в бухгалтерскую службу, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота предприятия.
Затем согласно п. 117 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» бухгалтерия предприятия должна была:
- проверить поступившие от подразделений отчеты и документы;
- произвести сверку отчетов подразделений с данными складского учета, а также с данными бухгалтерского учёта, при выявлении расхождений производятся соответствующие корректировки. О внесенных исправлениях уведомляются подразделения предприятия, в которых установлены расхождения. В отчёты, карточки учета материалов и другие учетные документы вносятся соответствующие исправления;
- определить совместно с другими заинтересованными службами (отделами) предприятия отклонения фактического расхода материалов от установленных норм;
- регулярно контролировать правильность ведения учёта МПЗ.
Согласно п. 49 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» на предприятие Приёмка и оприходование поступающих материалов и тары оформляются соответствующими складами, путём составления Приходных ордеров при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).
Вместо Приходного ордера приёмка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к Приходному ордеру.
При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе Товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).
При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приёмку осуществляет Комиссия, которая оформляет её Актом о приёмке материалов. В случае составления Акта о приёмке материалов Приходный ордер не оформляется. Акт о приёмке материалов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику или транспортной компании.
Согласно п. 50 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» материалы приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, в штуках). В случае, когда материал поступает в одной единице измерения (например, по весу), а отпускается со склада в другой (например, поштучно), то его оприходование и отпуск отражаются в первичных документах, на складских карточках и соответствующих регистрах бухгалтерского учета одновременно в двух единицах измерения. При этом вначале записывается количество в единице измерения, указанной в документах поставщика, затем в скобках - количество в единице измерения, по которой материал будет отпускаться со склада или материал сразу приходуются переводом материала в другую единицу измерения с составлением Акта перевода. Если в расчетных документах поставщика указана более крупная (или более мелкая) единица измерения (например, в тоннах), чем принято на предприятии (например, в килограммах), такие материалы приходуются в той единице измерения, которая принята на данном предприятии.
В п. 51 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» указывается, что на предприятие утверждается перечень материалов, которые могут завозиться транзитом непосредственно в подразделения предприятия или на удаленные объекты, минуя центральный склад.
Согласно п. 57 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» подразделения предприятия могут вернуть МПЗ на склад материалов, что оформляется Накладными на внутреннее перемещение материалов в случаях, когда:
- произведенная подразделениями продукция используется для внутреннего потребления или для дальнейшей переработки;
- осуществляется возврат подразделениями на склад;
- производится сдача отходов и брака, образующихся в процессе производства;
- осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств;
- и в других аналогичных случаях.
Передача материалов из одного подразделения предприятия в другое оформляются также Накладными на внутреннее перемещение материалов.
Согласно п. 58 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» недостачи и порча учитываются следующим образом:
а) сумма порчи в пределах норм естественной убыли, оговорённые договором поставки, определяется путём умножения количества недостающих или испорченных материалов на договорную цену поставщика. Транспортные расходы и НДС, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов на дебет счета «Недостачи и потери от порчи ценностей». Одновременно недостающие или испорченные материалы списываются со счета «Недостачи и потери от порчи ценностей» и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов. Если испорченные материалы могут быть использованы на предприятии или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи;
б) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости, включая стоимость недостающих материалов, транспортно-заготовительных расходов и НДС, которая учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При отсутствии оснований для предъявления претензии поставщику, и когда иск покупателя к поставщику или транспортной организации судом не удовлетворен, такие суммы недостач и потерь от порчи списываются покупателем на счет «Недостачи и потери от порчи ценностей».
в) в случае поставки продукции, не соответствующей по своим качественным характеристикам стандартам, техническим условиям, заказам, договорам, такие материалы могут приходоваться по пониженным ценам, согласованным с поставщиком.
Учёт отпуска материалов в производство
Согласно п. 90 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» отпуск материалов на производство — это выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) и для управленческих нужд предприятия.
Отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений организации и на площадки строительства — это внутреннее перемещение.
По мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счет 20 «Затраты на производство». Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на счет 26 «Общехозяйственные расходы». Стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам (подготовительные работы в сезонных производствах, горно-подготовительные работы, освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологий, рекультивация земель), зачисляется на счет 97 «Расходы будущих периодов». Стоимость материалов, израсходованных в связи со сбытом и продажей продукции (работ, услуг), зачисляется на счет 44 «Расходы на продажу».
Согласно п. 98 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» отпуск материалов со складов предприятия осуществляется только утверждённым для их получения сотрудникам предприятия. В первичных учетных документах на отпуск материалов со складов (кладовых) организации в подразделения организации, на участки, в бригады, на рабочие места указываются наименование материала, количество, цена (учетная цена), сумма, а также назначение: номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого отпускаются материалы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат. Отпуск материалов или их отдельных групп без указания назначения учитывается как внутреннее перемещение, а сами материалы считаются в подотчете у получившего их подразделения. На фактически израсходованные материалы подразделение — получатель материалов составляет Акт списание материалов, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ. Списание материалов с подотчета и отнесение их стоимости на затраты производства производится на основании Акта списания материалов. Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливаются предприятием.
Согласно п. 99 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» отпуск материалов со складов (кладовых) предприятия непосредственно на производство (участкам, бригадам, на рабочие места) осуществляться на основе предварительно установленных лимитов. Лимиты на отпуск материалов устанавливаются на основе разработанных соответствующими службами предприятия норм расхода материалов, производственных программ подразделений организации, с учетом остатков (переходящих запасов) материалов на начало и конец планируемого периода. Внесение изменений в лимиты (в связи с уточнением объемов незавершенного производства и остатков неиспользованных материалов в подразделениях организации, изменением и (или) перевыполнением производственной программы, изменением норм расхода, заменой материалов, исправлением ошибок, допущенных при расчете лимита, и т.д.) производится с разрешения тех же лиц, которым предоставлено право их утверждения. Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов предприятия в подразделения являются Лимитно-заборная карта (типовая межотраслевая форма № М-8), Требование-накладная (№ М-11), Накладная (№ М-15) и самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению МПЗ.
Согласно п. 100 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и услуг) и для контроля за соблюдением лимитов сроком на один месяц, но могут выписываться и на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта. В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу предприятия. В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) проставляется штамп (надпись) "Сверх лимита". Отпуск материалов сверх лимита производится при наличии разрешения руководителя или лиц, им на то уполномоченных. На документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов.
Шифры причины отклонений | Причины отклонений от норм | Сумма |
---|---|---|
Несоответствие материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий техническим условиям | ||
Несоответствие полуфабрикатов и комплектующих изделий собственного изготовления техническим условиям или их низкое качество | ||
Расход материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на исправление брака и замену неисправимого брака | ||
Потери, вызванные доработками по требованию заказчика | ||
Потери, вызванные доработками по требованию разработчика | ||
Замена материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предусмотренных технологией, другими материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями | ||
Нарушение технологического процесса | ||
Использование отходов взамен полноценных материалов | ||
Использование полноценных материалов взамен отходов | ||
Раскрой материала | ||
Прочие причины |
Сверхлимитный отпуск материалов связан с исправлением или возмещением брака (на производство изделий, продукции взамен забракованной) и покрытием перерасходов материалов (т.е. расходов сверх норм). При получении материалов для производства изделий (продукции) взамен забракованной и для исправления брака к Лимитно-заборной карте или Требованию-накладной прилагаются Акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена забракованная продукция. При замене материала, предусмотренного установленной для данного изделия (продукции) технологией, другим материалом оформляется Требование на замену.
Выявление отклонений от норм расхода материалов (экономия, перерасход) производится следующими методами:
- методом документирования отклонений (определяются на основании отдельных сигнальных первичных документов, где отражается отпуск материалов сверх норм);
- методом учета партионного раскроя материалов (материалы подвергаются резке или раскрою, учитываются в весовом выражении (или в погонных метрах), и в соответствующих единицах измерения площадей (кв. м; кв. дм и т.д.); определяется фактический расход раскраиваемого материала, полученных заготовок и устанавливаются отклонения от действующих норм по количеству и стоимости материалов, а также количества полученных отходов; выявляются причины и виновники перерасхода материалов или установления экономии; количество изготовленных заготовок (деталей) является в дальнейшем основанием для учета выработки и расчета оплаты труда);
- инвентарным методом (на начало и конец проверяемого периода производится инвентаризация остатков не израсходованных в производстве материалов, находящихся на рабочих местах (участках, бригадах)).
Согласно п. 108 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» на предприятии может быть организована централизованная доставка материалов со складов предприятия на склады подразделений, на участки и на рабочие места, когда составляется специальный оперативный документ на отпуск — План-карта, в котором отражаются утвержденные лимиты и календарные сроки доставки материалов. На основе План-карты выписывается Накладная на отпуск материалов в пределах месячного лимита и производится доставка материалов по назначению.
Согласно п. 109 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» отпуск материалов со складов (кладовых) подразделения организации на производство может оформляться путем записи непосредственно в Карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Материалы отпускаются на основании Лимитно-заборных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Получатель расписывается в получении материалов непосредственно в Карточке складского учета. Здесь же указывается шифр или наименование заказа (затрат). При этой системе отпуска материалов со склада карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичного учетного документа. Перечень материалов, отпускаемых указанным способом, и подразделения организации, где он применяется, устанавливает руководитель организации.
В п. 110 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» указывается, что количество отпущенных в производство массовых однородных материалов (песок, щебень, гравий, руда, уголь и т.п.) при невозможности отпуска их по фактическому весу или объёму допускается определять на основе проведения периодических инвентаризаций остатков этих материалов, проводимых Комиссией. Результаты инвентаризации оформляются Актом инвентаризации. Расход материала определяется как разница между остатком по учётным данным к моменту проведения инвентаризации и фактическим наличием, определенным инвентаризацией.
Учёт отходов
В п. 111 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» указывается, что отходы, образующиеся в подразделениях, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Учет отходов должен способствовать обеспечению контроля за их сохранностью и использованием.
Стоимость отходов (утиля) определяется предприятием исходя из сложившихся цен на лом, ветошь, стеклобой и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).
Стоимость возвратных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство. В случае последующего использования отходов на изготовление изделий (деталей и т.д.) их отпуск в производство оформляется выпиской Требований-накладной.
Учёт безвозвратных отходов, подлежащих утилизации (на выброс) в балансе не отражаются. Это производственные (технологические) потери, норматив которых закладывается в нормы расхода сырья при расчете себестоимости готового продукта: усушка, улетучивание, угары, испарение и т.д.
Вывоз и дальнейшая утилизацию поручается специализированной фирме, при этом опасные отходы требуют наличия лицензии на утилизацию у специализированной фирмы. Учёт по объёмам отходов фиксируются в Журнале образования и движения отходов (ЖДО). На каждом предприятии, в результате деятельности которого образуются отходы (или даже одно наименование отхода) обязаны вести учёт в области обращения с отходами. ЖДО не сдают, как отчетность, а хранят на предприятии. При проверках это один из основных документов, который требуют инспекторы Росприроднадзора. Форма заполняется ежеквартально по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября и на 1 января, сдается в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Учёт материалов на забалансовых счетах
Согласно п. 155 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» материалы, принятые предприятием на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»:
- ошибочно поступившие предприятию;
- готовая продукция, оплаченная и принятая покупателем на месте у поставщика, но временно оставленная у него покупателем на ответственное хранение;
- материалы, которые предприятие отказалась принять ввиду порчи, поломки, низкого качества, несоответствия стандартам, техническим условиям, условиям договора и т.д.;
- в других случаях, когда находящиеся на предприятие МПЗ ей не принадлежат.
На забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку» учитываются давальческие материалы (материалы, принятые предприятием от заказчика для переработки без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции). Аналитический учет давальческих материалов ведется по заказчикам, наименованиям, количеству и стоимости, а также по местам хранения и переработки (выполнения работ, изготовления продукции). Предприятие, передавшая свои материалы другой организации для переработки как давальческие, стоимость таких материалов с баланса не списывает, а продолжает учитывать на счете учета соответствующих материалов.
На забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию» предприятие-комиссионер учитывает товары, принятые им от комитента для продажи. Такие товары учитываются в ценах, указанных в приемо-сдаточных актах, включая НДС (т.е. по ценам, согласованным с комитентом). Комиссионер по мере продажи (отпуска) товара покупателю списывает его стоимость с указанного забалансового счета.
Учёт полуфабрикатов
Согласно п. 106 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» в каждом подразделении предприятия должен вестись оперативный количественный учет наличия и движения полуфабрикатов.
Списание материалов
Согласно п.41, 42 ФСБУ 5/2019 отпуск материалов в производство не является списанием материалов, т.к. при этом происходит лишь изменение вида запасов. Списать запасы, к которым относятся и материалы, можно при продаже, выбытии и при иных обстоятельствах, когда запасы перестают быть активами. Отпуск материалов со склада в производственный цех/участок/подразделение оформляется (см. выше):
- лимитно-заборной картой по форме № М-8 (Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а); или
- требованием-накладной по форме № М-22 (Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а).
Согласно п. 124 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» списание материалов осуществляется в следующих случаях:
- пришли в негодность по истечении сроков хранения;
- морально устарели;
- выявлена недостача, хищения или порча, в том числе вследствие стихийных бедствий.
На основании п. 125 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» формируется Комиссия с участием материально ответственных лиц, принимается решение о списании материалов. Сформированная комиссия осуществляет:
- непосредственно осматривает материалы;
- устанавливает причины непригодности к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения, вследствие пожара, стихийных бедствий и т.д.);
- выявляет лица, по вине которых материалы оказались непригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;
- определяет возможность использования материалов на другие цели или их продажу;
- составляет Акт на списание материалов по каждому материально ответственному лицу;
- представляет Акт на списание материалов на утверждение руководителю предприятия или уполномоченному им лицу;
- проводит совместно со специалистами предприятия оценку рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств (моральный износ материалов, изменение рыночной цены) и определяет стоимость отходов (утиля, лома и т.п.);
- осуществляет контроль за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материалов.
В Акт на списание материалов указывается: наименование списываемых материалов, количество, фактическая себестоимость, установленный срок хранения, дата (месяц, год) поступления материалов, причина списания, информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц. Акт утверждается руководителем предприятия или лицом, им уполномоченным.
При списании фактическая себестоимость материалов (стоимость материалов по учетным ценам, отклонения в стоимости, связанная с приобретением ТЗР) относится в дебет счета «Недостачи и потери от порчи ценностей». В зависимости от конкретных причин потерь фактическая себестоимость материалов подлежит списанию с кредита счета «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счетов учета затрат на производство или издержки обращения (расходы), расчетов по возмещению ущерба, финансовых результатов. Списанные материалы, использование которых возможно (материалы с пониженными качественными характеристиками) или подлежащие сдаче в виде отходов (лом, ветошь и т.п.), приходуются на склад на основании Акта на списание материалов и Накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей. Отходы оцениваются по сложившейся на дату списания стоимости исходя из цены возможного использования и зачисляются по указанной стоимости на финансовые результаты. Списанные материалы могут быть переданы безвозмездно, на основании первичных документов на отпуск материалов (товарно-транспортных накладных, заявлений на отпуск материалов на сторону, приказов на отпуск и др.). Материалы списываются по фактической себестоимости (учетной цене, увеличенной на долю отклонений к стоимости этих материалов или ТЗР, приходящихся на них, а также возникающие расходы по отпуску этих материалов) и относятся на финансовые результаты предприятия.
На основании п. 276 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» вместо карточек (книг) складского учета могут вестись Материальные отчеты за месяц. В них учитываются данные (реквизиты), которые имеются в Карточках складского учета, остаток материалов на начало месяца, приход и расход за месяц и остаток на конец месяца. При этом для записи операций по приходу и по расходу могут отводиться несколько граф, в том числе для отражения сведений о поступлении материалов (от поставщиков, от других складов и подразделений организации и т.д.), отпуск (производственным подразделениям, обслуживающим производствам и хозяйствам, для продажи и т.д.) и (или) для каких целей. В Материальных отчетах за месяц учитываются материалы, по которым имелось движение (приход или расход) за период. В этом случае на начало каждого квартала составляется сальдовая ведомость по всей номенклатуре материалов данного склада (кладовой). В материальных отчетах указывается также сумма (по приходу, расходу и остаткам) материальных ценностей. Сумма заполняется (таксировка) бухгалтерией или кладовщиком. Материальные отчеты с приложением всех первичных документов представляются в бухгалтерию в установленные на предприятии сроки. Перечень складов, на которых ведутся месячные материальные отчеты, форма отчета, порядок его составления, представления и проверки определяются решением руководителя организации по представлению главного бухгалтера.
Инвентаризации и проверки
Согласно п. 21 «Методических указаниям по бухучету МПЗ» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета предприятие обязано проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Вопросы для самопроверки
18. Определение запасов, требования к учёту запасов. Могут ли в качестве инвестиций выступать запасы? Если да, в чем тогда суть инвестиционного проекта и инвестиционной программы в части учёта?
19. Методы оценки материальных запасов и их отражение. Как вы считаете как должна учитывать бухгалтерия стоимость запасов в бухгалтерском учете: только по стоимости материалов, или с учётом транспортно-заготовительных расходов, или по цене возможной рыночной продаже данных запасов, или по цене реализуемой готовой продукции за минусом расходов до расходов по доведению до готовой продукции (по маржинальному доходу)?
20. Транспортно-заготовительные расходы. Как бы вы предложили бухгалтерии вести учёт ТЗР, если руководство поставило задачи выяснить объёмы транспортных услуг (с целью приобретения Газели или смены транспортной компании)? А если предложено оценить уровень затрат заготовительного участка (вкладываться или нет в новое оборудование)?
21. Обесценение запасов. Неотфактурованные поставки материалов. Если нанятый ЧОП интересуется на каком основании они охраняют чужое имущество, что отвечать? Что делать, если кладовщик спрашивает, можно ли ему осуществлять отпуск в производство неотфактурованные материалы?
22. Учёт материалов. Учёт отпуска материалов в производство. ?
23. Учёт отходов. Учёт материалов на забалансовых счетах. Задачи связанные с рециркуляцией промышленных отходов заставляют вести учёт отходов. А как предлагается оценивать учёт программ по утилизации и стоимости возвратных отходов, чтобы оценить эффективность? Кооперационные связи с партнерами заставляет вести учёт давальческого сырья. Экономическая эффективность связана с преимуществами данной схемы, какими?
24. Учёт полуфабрикатов. Списание материалов. На предприятиях утверждается, что нет ресурсов, чтобы вести фактический учёт полуфабрикатов (большое количество, различные заказы), нет возможности списывать фактическое количество материалов (проблема партионности, когда надо взять 1кг, но приходиться брать лист на 1 т; много деловых отходов, типа на другие заказы пойдут). Какой путь вы предложили стабилизировать учёт материалов и полуфабрикатов?