Бухгалтерский учёт (дисциплина)/Лекция 3

Эта страница является частью учебника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лекция 3. Учёт денежных средств
Лекции: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Казначейство организации

Учёт движения денежных средств

В РФ предусмотрены два способа денежных расчетов :

  • безналичный, осуществляемый путем направления средств через кредитные организации,
  • и наличными деньгами.

В рамках Плана счетов бухгалтерского учета в состав денежных средств и их эквивалентов входят:

  • деньги в кассе организации, операционная касса, денежные документы и др. (50 счет);
  • деньги на текущих рублёвых счетах (51 счет);
  • деньги на валютных счетах внутри страны и за рубежом (52 счет);
  • спец счета, депозиты до востребования, аккредитивы, чековые книжки, прочие счета (55 счет);
  • денежные средства в пути, то есть сданные в банк и не зачисленные на отчетную дату, сданные в банк через инкассацию, перечисленные в рублях для покупки валюты, перечисленные в валюте для продажи (57 счет);
  • банковские переводные векселя и прочие векселя, кроме собственных векселей (60/62 счета), чужих беспроцентных векселей (76 счет), паи и акции, долговые ценные бумаги, предоставленные займы, вклады по договору простого товарищества, прочие финансовые вложения (58 счет);
  • резервы под обесценение вложений в ценные бумаги (59 счет).

В рамках МСФО есть следующие дополнения:

  • банковские овердрафты отражаются в составе задолженности по кредитам полученным, но банковские овердрафты, подлежащие погашению по первому требованию банка, включаются в остаток денежных средств или их эквивалентов в Отчёт о движении денежных средств.
  • денежные средства с ограничением к использованию исключаются из состава денежных средств и их эквивалентов и показываются в качестве прочих оборотных либо внеоборотных активов в зависимости от срока ограничения в использовании, либо отдельной строкой, если их сумма существенна.

Расчётные операции

Расчётные операции — операции в рамках системы организации безналичных платежей юридических и физических лиц по денежным требованиям и обязательствам.

Безналичный расчёт

Безналичные расчётные операции — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачётов взаимных требований.

В хозяйственной деятельности между юрлицами и ИП безналичные расчёты:

  • не требуют обязательного открытия расчётного счёта (п. 3 ст. 861 ГК РФ);
  • допускается свобода выбора между несколькими видами операций — платёжными поручениями, расчётами по аккредитиву, расчётами по инкассо, чеками и в иных формах (пп. 1, 2 ст. 862 ГК РФ);
  • возможны в любых суммах, в т. ч. не ограничена и величина перечислений в инвалюте, производимых в адрес иностранных контрагентов.

Согласно ст. 866.1 ГК РФ банк плательщика может перевести денежные средства без открытия банковского счёта плательщику-гражданину на основании его распоряжения предоставленные им наличные денежные средства получателю средств в этом или ином банке.

Платёжное поручение

Платёжное поручение

Платёжное поручение — это расчётный документ, содержащий распоряжение банку плательщика перевести находящиеся на его банковском счёте денежные средства на банковский счёт получателя средств в этом или ином банке в сроки, предусмотренные законом, договором банковского счёта либо обычаями.

Платёжные поручения принимаются банками независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При недостаточности денежных средств на счете плательщика платёжные поручения помещаются банками в Картотеку, а с 01.07.2018 года банки могут вернуть платежку без исполнения, если иной порядок не установлен договором с клиентом.

Платёжные поручения используются при расчётах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором[1].

Платёжный ордер

Платёжный ордер

Платёжный ордер — это расчётный документ, формируемый банком для частичного выполнения распоряжения получателя денежных средств, по которому имеется частичный акцепт плательщика, при отсутствии достаточного количества денежных средств на банковском счете плательщика, который размещается в очереди не выполненных в срок распоряжений. Клиент с помощью платежного поручения поручает банку перевести требуемую сумму денежных средств со счета клиента на другой определенный счет, а в случае не хватки банк имеет право с помощью платёжного ордера разбить поручаемую сумму и списать имеющиеся денежные средства со счета плательщика без его непосредственного распоряжения, последующими платежами завершить исполнение платёжного поручения. Клиент узнаёт о списании (частичном списании) только в момент получения оповещения о списании своих денежных средств. На практике, так оплачиваются распоряжения ФССП и платежи в рамках договора о РКО.

Платёжное требование

Платёжное требование

Платёжное требование ― это расчетный документ, содержащий требование кредитора по договору к должнику об уплате определенной денежной суммы через банк; предъявляемый получателем средств (поставщиками) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств.

Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. При этом под акцептом понимается гарантия оплаты или согласие на оплату денежных, товарных или расчетных документов. Безакцептное списание денежных средств со счета плательщиков в случаях, предусмотренных договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании нужных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета[1].

Инкассовое поручение

Инкассовое поручение

Инкассовое поручение — это расчетный документ, на основании которого банк производит списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:

  • в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством (органами, выполняющими контрольные функции);
  • для взыскания по исполнительным документам;
  • в случаях, предусмотренных сторонами по договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Расчеты по инкассо (выставить на инкассо) — банковская операция, по которой банк осуществляет действия на основании платежных требований и инкассовых поручений:

  • оплата платежных требований производится по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (без акцепта);
  • оплата инкассовых поручений производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Если платёж не были получены, исполняющий банк немедленно извещает банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта. Банк-эмитент немедленно информирует об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий.

Аккредитив

Аккредитив — это обязательство банка по поручению плательщика перед получателем средств произвести платежи или акцептовать и оплатить переводной вексель, выставленный получателем средств, либо совершить иные действия по исполнению аккредитива по представлении получателем средств предусмотренных аккредитивом документов и в соответствии с условиями аккредитива.

Аккредитив бывает покрытым, непокрытым, отзывным, безотзывным.

Для исполнения аккредитива получатель средств представляет документы, в том числе в электронной форме, предусмотренные условиями аккредитива, в исполняющий банк или банк-эмитент. Исполняющий банк или банк-эмитент, получившие указанные документы, проверяют их в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня их получения, и принимают решение о выплате или об отказе от выплаты.

Аккредитив считается исполненным, когда осуществлён[1]:

  • платеж получателю средств, осуществляемого банком по предъявлении ему документов, соответствующих условиям аккредитива, непосредственно либо в срок или сроки, предусмотренные условиями аккредитива;
  • акцепт переводного векселя с его оплатой по наступлении срока платежа;
  • иным способом, указанным в аккредитиве.

Проверка представленных документов осуществляется банком, и если представленные документы по внешним признакам не соответствуют условиям аккредитива, банк вправе не исполнять аккредитив. Затем документы, принятые исполняющим банком, представляются им в банк-эмитент. Банк, получивший представленные документы, проверяет их в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня их получения. В случае установления банком, получившим представленные документы, несоответствия представленных документов условиям покрытого аккредитива банк, получивший представленные документы, вправе потребовать от исполняющего банка сумму денежных средств, перечисленных по исполненному аккредитиву.

Чек

Банковский чек

Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков. Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается. Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан (ст. 877 ГК РФ).

Чекодатель — юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Он не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Чекодержатель — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, а плательщиком является банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями (банками)[1].

Наличные операции

Наличные платежи между юрлицами и ИП возможны при соблюдении следующих условий:

  • необходимо применить кассовую технику (ККТ) при операциях приема/выдачи наличных в связи с продажами (ст. 1.2 № 54-ФЗ «О применении ККТ»);
  • необходимо соблюсти ограничения по объему подлежащей передаче суммы (предельному размеру расчетов наличными между юридическими лицами / ИП), в т. ч. если такая передача делается в валюте (п. 4 Указания Банка России от 09.12.2019 N 5348-У «О правилах наличных расчетов»);
  • следовать требованиям о расходовании поступивших в операционную кассу от контрагентов и из банка наличных только на определенные цели (пп. 2, 4 Указания № 5348-У).

При операциях между юрлицом/ИП и физлицом действуют не все из этих ограничений.

Использовать ККТ юрлицам/ИП обязательно согласно ст. 1.2 закона № 54-ФЗ:

  • при получении/возврате наличной выручки;
  • поступлении/возврате авансовых платежей за поставку;
  • принятии ставок и выплате выигрышей;
  • предоставлении/погашении займов, связываемых с оплатой продаваемых товаров (работ, услуг).

Между юрлицами/ИП возможны наличные расчеты без использования ККТ согласно в ст. 2 закона № 54-ФЗ (продажа газет, питание обучающихся и работников образовательных организаций, торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и т.д.).

Лимит для наличных расчетов между юрлицами/ИП — 100 тыс. рублей (п. 4 указания № 5348-У). Действует он и для договоров, предусматривающих оплату в валюте, при этом объем наличного валютного платежа пересчитывается в рубли по курсу Банка России на день оплаты. Лимит применяется для платежей в рамках одного договора на весь срок действия договора и на операции, выполняемые за его пределами. Таким образом, при достижения суммы лимита необходимо перейти к дальнейшим расчетам в безналичной форме или необходимо заключить нового договора, если объем расчетов наличными по действующему соглашению достиг предельной величины. Для расчетов наличными между юрлицами/ИП могут использоваться средства, как поступившие в операционную кассу в качестве выручки от продаж, так и полученные на эти цели из банка.

Из выручки от продаж допустимо осуществлять в адрес контрагента, являющегося юрлицом или ИП, платежи (п.1 Указания № 5348-У):

  • за продажу товаров (работ, услуг), но не ценных бумаг;
  • покупателю, возвращающему товар, купленный им за наличный расчет;
  • платежному агенту для безналичного перевода.

Однако из каких средств ни делался бы платеж, лимит расчетов наличными между ООО/ИП по одному договору должен соблюдаться.

При расчетах между физическим и юридическим лицом в обязательном порядке действует правило о применении ККТ при расчетах по реализации, производимой в адрес физлица, но возможно не использовать кассовый аппарат (ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Ограничений по сумме у наличных расчетов между физическими и юридическими лицами нет, как нет и зависимости от того, в какой именно валюте (российской или иностранной) осуществляется выплата (п. 5 указания № 5348-У). Хотя цели, на которые могут быть выданы средства, тоже регламентируются. За счет поступившей в операционную кассу выручки физлицам можно выплачивать (п. 2 указания № 5348-У):

  • зарплату и соцпособия;
  • возмещение по договорам страхования;
  • средства на личные нужды ИП;
  • подотчетные суммы.

Направление расходования средств кроме возмещения по договорам страхования согласно п. 6 указания № 5348-У лимит расчетов не имеет. Необходимо применять лимит в сумме 100 тыс. руб. к выплатам в адрес физлиц, осуществляемым в качестве страховых возмещений по каждому договору. Выплаты физлицам за счет средств, полученных в банке, производятся на те же цели, что и при расчетах между юрлицами/ИП. Но для них особых оговорок в части применения лимита нет, поэтому в данном случае выдача наличных средств осуществляется без его учета.

В случае нарушения ограничения обе стороны сделки могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ (40 000-50 000 рублей на организацию, 4000-5000 рублей на должностное лицо).

Кассовые операции

Кассовые операции — это операции с физическими и юридическими лицами по приёму и выдаче наличных денежных средств (банкнот и монет), осуществляемые предприятиями, банками. Представляют собой совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приёме (инкассация), хранении и выдаче наличных денег.

Наличные деньги — валюта одной из стран в каком-либо физическом представлении (купюры, монеты) для платежей за покупаемые товары и услуги.

Кассовые ордера

Приходный кассовый ордер
Расходный кассовый ордер

Кассовый ордер — приказ главного бухгалтера (и руководителя организации) кассиру и одновременно отчет кассира о поступлении или расходе денег:

  • Приходный кассовый ордер — это первичный документ, который используется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как при ручном ведении учёта, так и при обработке информации с применением средств компьютерной техники. Выписывается в единственном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным. Бланк квитанции к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью кассира и регистрируется в журнале регистрации расходных и приходных кассовых документов, по форме N КО-3, далее выдается на руки сдавшему деньги, а сам приходный кассовый ордер остается в кассе.
  • Расходный кассовый ордер — это первичный документ, который используется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации как при ручном ведении учёта, так и при обработке информации с применением средств компьютерной техники. Расходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре сотрудником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером либо лицом, на это уполномоченным. Выписанный РКО регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов по форме N КО-3. В тех случаях, когда на прилагаемых к РКО документах (заявлениях, счетах и др.) уже имеется разрешительная надпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна.

Разрешено оформлять электронные приходные и расходные электронные ордера. Распечатывать документы не нужно, но у кассира, бухгалтера и получателя денег должна быть электронная подпись. Компания может комбинировать электронные и бумажные документы (часть ПКО и РКО составлять на бумаге, часть электронно либо оформлять электронно только «приходники», а все расходные ордера печатать).

Денежные документы

Денежный документ

Денежный документ — документ, показывающий движение денежных средств, учитывающий кассовые и банковские операции, владельцу которого предстоит получить по нему денежные суммы, или приобретаемый документ, предоставляющий определённые, впоследствии используемые права. Учёт ведётся на 50.03 счете «Денежные документы», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных документов.

Виды денежных документов:

  • почтовые марки и конверты с марками;
  • марки государственной пошлины;
  • вексельные марки;
  • оплаченные авиабилеты;
  • оплаченные талоны на бензин и масла, на питание и т.п.;
  • оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы;
  • полученные извещения на почтовые переводы;
  • карты предоплаты;
  • подарочные сертификаты (подарочные карты).

По общим правилам за кассовые операции отвечает кассир, но по приказу может быть назначено другое ответственное лицо (например, главбух, директор, если численность организации небольшая). Такой порядок следует включить в положение о ведении ведения кассовых операций.

Платёжные ведомости

Расчётно-платёжная ведомость — это ведомость, по которой происходит выдача заработной платы, пенсий и стипендий из кассы предприятия, расходные кассовые ордера на каждого получателя не формируются. В кассовых документах подчистка, помарки и исправления не допускаются.

Лимит кассы

Лимит кассы (лимит остатка наличных денег на конец дня) — сумма наличных денежных средств в кассе предприятия, размер которых устанавливается предприятием самостоятельно в зависимости от конкретных условий его функционирования, то есть максимально допустимый остаток наличных денег на конец рабочего дня, который может храниться в месте для проведения кассовых операций (в кассе), и определенным руководителем юридического лица самостоятельно.

Согласно Указанию Банка России от 11.03.2014 № 3210-У организации, которые относятся к субъектам малого предпринимательства и ИП, не обязаны устанавливать лимит остатка наличных в кассе. Если такой лимит не установлен, то он принимается равным нулю. Если малые предприятия и ИП по своей инициативе установили лимит остатка наличных установлен, то организация обязана его соблюдать, то есть сверхлимитную наличность сдавать в банк. Лимит остатка наличных в кассе устанавливается распоряжением руководителя, согласовывать с банком или с налоговой его не нужно.

Ответственность

В противном случае ей грозит административная ответственность — штраф (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ): на должностное лицо организации или индивидуального предпринимателя в размере от 4 000 рублей до 5 000 рублей; на организацию в размере от 40 000 рублей до 50 000 рублей. Штраф за нарушение кассовой дисциплин накладывают налоговые органы.

Способы, позволяющие избежать превышения лимита остатка кассы
  1. Увеличить лимит до максимально возможного уровня (Лимит кассы = Сумма налички, выданная на хоз нужды или полученная от выручки за/до 92 дней/ 92 дней * 14 дней).
  2. Использовать возможность превышения установленного лимита остатка кассы в период выплаты заработной платы в течение трех дней (до и после).
  3. Выдать излишек суммы подотчет сотруднику организации (затем он возвращает сумму как неиспользованный аванс).
  4. Воспользоваться услугами инкассаторов (заключить рамочный договор на обслуживание с банком).

Использование ККТ

Согласно ст. 4.3. № 54-ФЗ «О применении ККТ» ККТ после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом).

Согласно п. 4.7. № 54-ФЗ «О применении ККТ» кассовый чек и бланк строгой отчетности должен содержат 23 обязательных реквизита, однако при формировании его на бумажном носителе уполномоченный орган вправе определить перечь реквизитов кассового чека (бланка строгой отчетности), которые могут не указываться в нём.

Виды ККТ-онлайн (онлайн-кассы): стационарные (фискальные регистраторы); мобильные (портативные); смарт-терминалы; с эквайрингом; для интернет-магазинов; облачные; с поддержкой маркированных товаров; для торговых автоматов.

Корреспонденция счетов

Счета о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчётных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за её пределами, а также ценных бумаг, платёжных и денежных документов.

Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах в рублях в суммах, определяемых путем пересчёта иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчётов и платежей.

Учёт денежных средств в кассе

Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

50.01 «Касса организации»,
50.02 «Операционная касса»,
50.03 «Денежные документы» и другие.

На субсчете 50.01 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 50.02 «Операционная касса» учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т. п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.

На субсчете 50.03 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

По Д50 отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По К50 отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

Учёт денежных средств на расчетных счетах

Счет 51 «Расчетные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.

По Д51 отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По К51 отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Аналитический учет по счету 51 ведется по каждому расчетному счету.

Учёт денежных средств на валютном счете

Счет 52 «Валютные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории РФ и за ее пределами.

По дебету счета 52 отражается поступление денежных средств на валютные счета организации. По кредиту счета 52 отражается списание денежных средств с валютных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет валютных счетов организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

К счету 52 могут быть открыты субсчета:

52.01 «Валютные счета внутри страны»,
52.02 «Валютные счета за рубежом».

Аналитический учет по счету 52 ведется по каждому счету, открытому для хранения денежных средств в иностранной валюте.

Учёт денежных средств на специальных счетах

Счёт 55 «Специальные счета в банках» предназначен для учёта денежных средств в рублях и валюте, находящихся на территории РФ и за её пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

55.01 «Аккредитивы»;
55.02 «Чековые книжки»;
55.03 «Депозитные счета»;
55.04 «Прочие специальные счета».
55.05 «Электронный кошелек»
Аккредитивы

На субсчете 55.01 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.

Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов.

Принятые на учет по счету 55 средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».

Аналитический учёт по субсчету 55.01 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.

Чеки

На субсчете 55.02 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.

Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается ― Д55 К51 (К52, К66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и др.). Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, т. е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с К55 в дебет счетов учета расчетов (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55; сальдо по субсчету 55.02 должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются ― Д51(Д52) К55.

Аналитический учет по субсчету 55.02 «Чековые книжки» ведется по каждой полученной чековой книжке.

Депозит

На субсчете 55.03 «Депозитные счета» учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.

Перечисление денежных средств во вклады отражается ― Д55 К51 или К52. При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи.

Аналитический учёт по субсчету 55.03 ведется по каждому вкладу.

Целевое финансирование

На субсчете 55.04 «Средства целевого финансирования» бюджетные средства, средства на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета, и т.д. учитываются обособленно на отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках», хранящихся в кредитной организации.

Филиалы, представительства и иные структурные подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в кредитных организациях для осуществления текущих расходов (оплата труда, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т. п.), отражают на отдельном субсчете к счету 55 «Специальные счета в банках» движение указанных средств.

Учёт валюты счете 55 «Специальные счета в банках» проводиться обособленно.

Учёт переводов в пути

Счёт 57 «Переводы в пути» предназначен для учёта движения денежных средств (переводов) в рублях и валюте «в пути» при инкассировании своей выручки от продажи товаров организаций, или сданные в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы и в кассы почтовых отделений для их перевода по назначению. В момент передачи выручки инкассаторам банка и до момента её зачисления на расчётный счет предприятие учитывает данные денежные средства на счете 57.

Основанием для принятия на учет по счету 57 сумм являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т. п. Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 обособленно.

Ссылки

Список использованных источников

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р. Бухгалтерский учёт и анализ: учебник — М.:Инфра-М, 2019 — 355с. — С.9—69 — ISBN 978-5-16-013703-2
Лекции: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16