Бурханизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис


Бурханизм
южно-алт. Ак jаҥ
Общая численность среди верующих этнических алтайцев — 81 % (опрос 2008 года Институтом алтаистики)[2]
Основатель
  • Чет Челпанов
  • Чугул Сорокова
Религии этническая религия
Языки горно-алтайские
Связанные этнические группы алтайцы
Страны и регионы
Республика Алтай
На репродукции картина художника-бурханиста Г. Гуркина, «Хан Алтай» (1912)

Бурхани́зм (южно-алт. буркан јаҥ; самоназвания: Белая вера (южно-алт. Ак jаҥ), Молочная вера (Сӱт јаҥ) и Алтайская вера (Алтай јаҥ)) — этническая религия алтайцев, зародившаяся в Горном Алтае в начале XX века. Термин «бурханизм» производен от тюрк. быркан («бог») либо уйг.-монг. burχa, бурханБудда»)[3][4]. Исповедовавшие учение алтайцы называли бурханизм «белой», «молочной» верой, — в противопоставление шаманской «чёрной» и «кровавой» вере. Бурханисты восхваляли эпоху Ойратского ханства, которая представлялась как «золотой век» алтайцев и Джунгарии, и стремились возродить порядки тех времён. Бурханизм являлся в том числе ненасильственным национально-политическим движением[5][6][4]. Идеи бурханистов легли в основу создания Каракорум-Алтайской окружной управы под председательством бурханиста, художника Г. И. Гуркина[7], и позднее Ойротской автономной области[8]. До 70 % алтайцев продолжают исповедовать «алтайскую веру» — бурханизм и другие народные духовные традиции[9][10].

Понятие и причины возникновения

Как среди исследователей, так и в среде самих алтайцев сложились два основных взгляда на природу бурханизма[11][12].

Первый — бурханизм есть реформированный алтайский шаманизм как алтайский вариант общетюрского тенгрианства без какого-либо значимого влияния со стороны иных религий[13][3].

Второй — бурханизм представляет собой алтайскую форму буддизма, синтез алтайских народных традиций с элементами тибетско-монгольского буддизма (ламаизма)[14][4].

Причинами возникновения и успешного распространения бурханизма явились:

1. Земельный кризис на Алтае связанный с активным переселением русских крестьян из Европейской России в конце XIX — начале XX века[15].
2. Русификаторская политика российских властей[15].
3. Ослабление и кризис шаманизма, который стремительно терял сторонников под натиском православных миссионеров.
4. Усиленное распространение слухов на бывшей территории Джунгарского ханства о возвращении (перерождении) последнего правителя Амурсаны.

История

Чет Челпанов с женой Кул

По некоторым данным «официальным становлением бурханизма явились алтайские моления в долине Теренг» в Усть-Канском аймаке (ныне Усть-Канский район Республики Алтай) в 1904 году, связанные с ожиданием скорого прихода пророка Ойрот-хана — посланника Юч-Курбустана / Ак Бурхана[16]. Первыми проповедниками бурханизма были Чет Челпанов и его приёмная дочь Чугул Сорокова. В 1906 году они с группой других бурханистов были привлечены к суду, но были оправданы[17].

По неофициальным данным истинными руководителями движения явились алтайские баи Манди и Аргымай Кульджины и знаток ламаизма ярлык Тырый Яшитов ("Ак-эмчи").

Основы вероучения

В основе бурханизма лежали элементы исторических мифов, вера в грядущего мессию. Проповедники ак jан — ярлыкчи (или дьарлыкчы — «получившие ярлык (дьарлык) [от бога]»[14]) отвергали чёрных духов и контакты с обитателями подземного мира, поклонялись только «белым» покровителям и почитали верховное божество Юч-Курбустана, или Ак Бурхана (разные источники говорят об одном и том же, либо о двух разных персонажах)[18].

Первое откровение, полученное бурханистами, выглядит в виде следующих заповедей:[6][19]

— Я был и буду во веки веков, — говорил таинственный всадник.
— Я глава ойротов, что и объявляю вам, ибо время близко...
— Ты, Чет, человек грешный, а дочь твоя безгрешна. Через неё я возвещу всем алтайцам свои заповеди. Заповеди мои следующие:
— Табаку не курить, а если кто не может воздержаться от этой привычки, пусть к табаку подмешивает две части берёзовой коры.
— Убейте всех кошек и никогда впредь не пускайте их в свои юрты.
— Не рубите сырой лес.
— Не колите в пищу молодого скота.
— Не ешьте крови животных.
— При встрече говорите друг другу: “Jaкшы” (хорошо) и ничего нового не спрашивайте, как это делалось у вас раньше.
— Каждое утро и каждый вечер брызгайте вверх и на все четыре стороны молоко.
— Поставьте внутри юрты и у дверей, и в передней части юрты четыре берёзовых кадильницы и четыре берёзки.
— Жгите в кадильницах вереск.
— Не угощайте друг друга при встрече табаком, а вместо трубки давайте веточку вереска и говорите при этом: “Иакши”.
— Бубны камов (шаманов) сожгите, потому что они не от бога, а от Эрлика (т. е. сатаны).
— С христианами (с новокрещёнными алтайцами) из одной посуды не ешьте.
— Дружбы с русскими не водите и не зовите их “орус”, а зовите “чичке пут” (тонконогие).
— Высокая северная белая гора! Долго вы склоняли голову перед ней. Но настало время, когда белая гора нам больше не владыка.
— Когда-то все были подданные Ойрота, и теперь будем знать его одного.
— Будем смотреть на русских как на своих врагов. Скоро придёт им конец, земля не стерпит их, расступится, и они все провалятся под землю. Мы же будем смотреть на солнце и луну, как на своих братьев.
— Повесьте на берёзках ленты пяти разных цветов в знак существующих на земле пяти главных племён и пяти главных религий.
— Главное ваше знамя — белый и жёлтый цвет. Эти цвета носите на своих шапках.
— У кого есть русские деньги, расходуйте их скорее на покупку пороха, свинца и товара у русских же, а оставшиеся от покупки деньги принесите все ко мне.

— Не утаивайте от меня ни копейки: утаивший провалится вместе с русскими.

Бурханизм сегодня

Картина Н. Рериха, «Ойрот — вестник Белого Бурхана» (1925).

В годы возрождения интереса к бурханизму он получил несколько интерпретаций[11]. Большинство деятелей рассматривает его как «Алтай-дьанг» (Алтайскую веру) — единую алтайскую традиционную политеистическую религию с её божествами и духами, в большей или меньшей степени очищенную от шаманизма. Таким образом, современный, «возрождённый» бурханизм отошёл от радикализма бурханизма «старого» и представляет собою синтез бурханизма с остатками шаманизма и иных родо-племенных верований[20][12].

С 1996 года в Республике Алтай существовало прошаманистское движение «Агару Санг» (южно-алт. Агару Саҥ). В конце 1990-х годов его бывшей участницей Д. М. Алексеевой было создано бурханистское общество «Ак Дьанг» (Белая Вера), его главой стал С. К. Кыныев («Акай»), объявивший, что в 1995 году ему явился Алтай Ээзе (Дух Алтая), с 2003 по 2006 год он представлял в Межконфессиональном совете Республики Алтай алтайскую традиционную веру, однако в связи с критикой нетрадиционности проповедуемой им обрядности был выведен из его состава[21]. Позднее Алексеева создала собственный Духовно-оздоровительный центр «Ак Санаа»[22][23], а Кыныев в 2005 году — Духовный центр тюрков «Кин Алтай»[24][23].

В 2004 году от общества «Ак Дьанг» отделилось объединение «Алтайская Вера Белая Вера», или «Дьангы Алтай» (южно-алт. «Алтай-Jаҥ Ак Jаҥ» (Jаҥы Алтай)) В. Б. Чекурашева с элементами шаманизма и рерихианства[24][23].

Несколько позднее общества «Ак Дьанг» возникло объединение «Алтайская Вера» (южно-алт. «Алтай Jаҥ»), основательница которого З. Т. Тырысова («Эне-Ыйык кам»), автор книг «Алтай jан — генофонд Алтая» и Алтай јаҥда эрдиҥ јаҥы ла учурлузы («В праве Алтая права и обязанности мужчины»), назвала себя воплощением солнечной богини плодородия Умай. Центральное место в этом обществе занимает поклонение Солнцу. С 2006 года Тырысова стала представлять в Межконфессиональном совете Республики Алтай алтайскую традиционную веру[24]. Кроме того, Тырысова является инициатором госохраны сакральных мест алтайцев и учредителем в 2016 году Общественной экологической организации «Сакральный Алтай»[24][23].

Бурханизм в качестве современного этапа развития алтайской политеистической религии и универсального мировоззрения (южно-алт. айлаткыш) для всего человечества понимает Н. А. Шодоев, учитель географии, директор сельского музея, лидер движения «Ак Суус» и автор книг «Алтайский Билик — древние корни народной мудрости России» и «Основы алтайской философии». Он критикует понимание бурханизма в качестве буддизма[25][26][27].

Монотеистическое понимание бурханизма характерно для сторонников тенгрианства. Таковы действующая с 1995 года «Школа экологии души „Тенгри“» Д. И. Мамыева[28][29] и объединение с 2010 года «Тенгрианство — Небесная Вера» поэта В. А. Сата[23]. Хакасский этнограф и пропагандист бурханизма в Хакассии В. Я. Бутанаев считает, что бурханизм есть древняя тюркская религия единобожия, близкая тенгрианству и отличающаяся от позднейших наслоений примитивного шаманизма. По его мнению, бурханизм в будущем будет иметь свою доктрину, храмы и жреческую организацию[30][13].

Ветвью бурханизма можно считать дуалистический «Круг преданных Аллат», в котором обожествляется одна из основательниц бурханизма Чугул Сорокова в качестве последнего по времени воплощения богини-матери. Эти идеи изложены в писании «Аллат» и книге И. Н. Попова «Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления»[31].

В основанной в 1991 году в Горно-Алтайске журналистом А. М. Санашкиным религиозной организации буддистов «Ак-Буркан» (Белый Бурхан) бурханизм интерпретировался как алтайская форма буддизма, как возвращение народа к своему буддийскому прошлому. Но, как отмечается, после 12 лет буддистской пропаганды на Алтае зарегистрировано всего три общины, причем регулярная религиозная жизнь теплится только в одной из них (данные 2003 года)[32].

Сердцевиной современного бурханизма, как и прежде, являются активисты и сельские хранители веры, особенно на Юге Алтая, действующие вне каких-либо религиозных объединений. Таковы режиссёр национального театра А. В. Юданов и поэт Паслей Самык. В ряде сёл есть авторитетные лица, ответственные за проведение молений и сохранность святилищ. В долине Теренг, например, несколько раз в году совершаются бурханистские моления, руководит которыми местная жительница, ярлыкчи К. М. Кыпчакова[24][12][29].

Примечания

  1. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Kremlin.ru (25 июля 2002).
  2. «Алтайцам следует принять буддизм», ИА REGNUM (20 сентября 2015). Архивировано 4 марта 2016 года. Дата обращения 14 октября 2021.
  3. 3,0 3,1 Тадина, 2005, с. 38—44.
  4. 4,0 4,1 4,2 Шерстова, 2013.
  5. Данилин, 1993.
  6. 6,0 6,1 Мамет, 1930.
  7. Филатов, 2006, с. 112.
  8. Znamenski, 2005, p. 44—47.
  9. Филатов, 2006, с. 105.
  10. Екеев, 2012, с. 113—114.
  11. 11,0 11,1 Филатов, 2006, с. 114.
  12. 12,0 12,1 12,2 Тадина, 2013.
  13. 13,0 13,1 Бутанаев, 2003.
  14. 14,0 14,1 Косьмин, 2005.
  15. 15,0 15,1 Филатов, 2006, с. 108.
  16. Филатов, 2002.
  17. Бурханизм. Документы и материалы / сост. Н. А. Майдурова: в 2 ч. — Горно-Алтайск, 1994.
  18. Палкина Р. Доминанты мировоззрения алтайцев в структуре алтайской литературы Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine
  19. Филатов, 2006, с. 109—110.
  20. Halemba, 2003, p. 168.
  21. Филатов, 2006, с. 119.
  22. Halemba, 2003, pp. 175–176.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 Хвастунова, 2018.
  24. 24,0 24,1 24,2 24,3 24,4 Кнорре, 2016.
  25. Шодоев Н. Об «Ак дьанг» (Белой Вере) Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  26. Halemba, 2003, pp. 173, 176.
  27. Верещагина, 2014, с. 56.
  28. Halemba, 2003, p. 176.
  29. 29,0 29,1 Филатов, 2006, с. 106.
  30. Филатов С. Б. Язычество в Республике Хакасия // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Логос, 2006. — Т. IV. — С. 124—129. — ISBN 5-98704-057-4.
  31. Верещагина, 2014, с. 55—56.
  32. Филатов, 2006, с. 114—118.

Литература

Авторы-бурханисты

  • Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. — Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2003. — 260 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7810-0226-X.
  • Попов И. Н. Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления. — Барнаул: Азбука, 2010. — 290 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-93957-396-2.
  • Тырысова З. Т. Алтай Jаҥ — генофонд Алтая. — Горно-Алтайск, 2009. — 455 с.
  • Тырысова З. Т. Ургÿлjикти учугы — Алтай Jаҥ (Нить вечности — Алтай Jан). — Горно-Алтайск, 2008. — 450 с. (алт.)
  • Шодоев Н. А. Алтайская народная педагогика. Билик воспитания личности и обретения смысла жизни. Пособие по духовному самообразованию. — Барнаул: Алтайский Дом Печати, 2011. — 268 с. — 800 экз.
  • Шодоев Н. А. Основы алтайской философии. — Бийск, 2010. — 207 с.
  • Шодоев Н. А., Курчаков Р. С. Алтайский Билик — древние корни народной мудрости России. — Казань: Центр инновационных технологий, 2003.

См. также

Ссылки