Славянское неоязычество в Чехии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Славянское неоязычество в Чехии
чеш. slovanské novopohanství, rodnověří, rodná víra
Религии этническое неоязычество
Языки чешский
Связанные этнические группы чехи
На снимке памятник природы Свентовитова скала, район Всетин, Чехия

Славянское неоязычество (родноверие) имеет распространение в Чехии (чеш. slovanské novopohanství, rodnověří, rodná víra).

В 1839 году врач и учитель Карел Славой Амерлинг  (англ.) основал «Братство верующих новой славянской религии» (чеш. «Bratrstvo Věrníků Nového Náboženství Slávského»), учение которого рассматривается как пантеизм и как средство чешского национального возрождения; однако группа была запрещена австрийскими властями год спустя, в 1840 году[1].

Первые неоязыческие группы, возникшие в Чехии в 1990-х годах, были ориентированы на германское неоязычество и кельтский друидизм[2]. Современное родноверие в Чехии возникло в 1995—1996 годы[2], когда были основаны две группы: «Народный фронт кастистов» (чеш. «Národní Front Castistů», где «кастисты» возникло как неологизм от лат. castus, «чистый»[3]) и группа «Радгошть» (чеш. «Radhoŝť»), созданная уроженцем Неаполя антропологом и профессором славянских языков Джузеппе Майелло (славянское имя Дерван) среди студентов философского факультета Карлова университета в Праге[1][4]. Две группы, переименованные соответственно в «Род Яровита» и «Род Макоши», объединились в 2000 году и образовали Содружество «Родная вера» (чеш. Společenství «Rodná Víra»)[1].

В 1995 году один из будущих основателей организации Радек Микула (Ратько) установил контакты с Вадимом Казаковым, главой российского родноверческого «Союза славянских общин». Связи продолжались в 2000-х годах, в результате чего Содружество «Родная вера» стало официальной подгруппой российской организации до 2002 года[5]. Одновременно она поддерживала связи с польскими и словацкими родноверами. В середине 2000-х Содружество «Родная вера» было официально зарегистрирована правительством Чехии, но внутренние разногласия привели к отмене регистрации в 2010 году и преобразованию в неформальное объединение[6][7][8]. Конфликты возникли вокруг вопроса интерпретации древнеславянской религии: «Род Яровита» сосредоточился на индоевропейской религии и её социальном трифункционализме  (англ.), «Род Макоши» — на поклонении богине-матери неолитической Европы, тогда как группы, появившиеся позже, такие как «Род Велеса», не фокусировались на чём-либо[9][10].

С 2007 года руководителем является Ричард Бигл (Хотебуд). Организация устраивает ежегодные праздники и отдельных обряды посвящения, осуществляет реконструкцию священных мест, связанных со славянскими божествами, и распространение знаний о славянской духовности в чешском обществе[7]. Между 2000 и 2010 годами она имела сложную структуру[11], и составила «Кодекс родной веры», принятый собранием в 2006 году[12]. Представители Содружества «Родная вера» решительно отвергли «Велесову книгу»[12]. Однако современное объединение полностью адогматично и аполитично[11], и отказывается «вводить прочный религиозный или организационный порядок» из-за прошлых внутренних конфликтов[13]. Хотя Содружество «Родная вера» больше не включает структурированные территориальные группы, её поддерживают отдельные сторонники, по всей Чехии[14].

В 2013 году Анна-Мария Досталова писала, что всё неоязыческое сообщество в Чехии, включая родноверов, а также представителей других неязыческих направлений, было небольшим[15].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Мачуда, 2014, с. 102.
  2. 2,0 2,1 Мачуда, 2014, с. 101.
  3. Maiello, 2015, p. 83, note 2.
  4. Dostálová, 2013, с. 170.
  5. Мачуда, 2014, с. 102—103.
  6. Dostálová, 2013, с. 171.
  7. 7,0 7,1 Мачуда, 2014, с. 103.
  8. Maiello, 2015, p. 83.
  9. Maiello, 2015, p. 86.
  10. Maiello, 2018, passim.
  11. 11,0 11,1 Мачуда, 2014, с. 104.
  12. 12,0 12,1 Мачуда, 2014, с. 106.
  13. Мачуда, 2014, с. 107.
  14. Мачуда, 2014, с. 105.
  15. Dostálová, 2013, p. 179.

Литература