Перейти к содержанию

Большой рейд в Кронштадте

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
И. К. Айвазовский
Большой рейд в Кронштадте. 1836 год
Холст, масло. 71,5 × 93 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
инв. Ж-2206

«Большой рейд в Кронштадте» — картина русского художника Ивана Константиновича Айвазовского из собрания Государственного Русского музея, одна из самых ранних его работ.

На картине на переднем плане слева изображён большой стопушечный корабль, идущий под парусами напротив береговых укреплений Кронштадта, видимых справа на дальнем плане (в краснокирпичном строении опознаётся здание Морского артиллерийского арсенала, построенное в 1836 году). Справа на набережной за кораблём наблюдают городские обыватели и моряки. Справа внизу на донце лежащей на боку бочки красным подпись художника и дата: Гайвазовскiй. 1936 годъ, в правом нижнем углу красной краской проставлен номер 2161. На обороте на перекладине подрамника и холсте прямоугольные штампы с надписью «ИАХ. Музей», рядом на подрамнике штамп «Г. Р. М. Инв. № 2161» (номер зачёркнут). Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 71,5 × 93 см[1].

Как следует из авторской подписи, картина была создана в 1836 году. Айвазовский в то время был учеником Академии художеств. В 1835 году он состоял в батальном классе приглашённого французского художника Ф. Таннёра, который использовал Айвазовского для черновой работы над своими картинами: тот готовил краски, срисовывал виды Петербурга, которые затем Таннёр задействовал в собственных картинах. При этом он запретил молодому художнику работать над самостоятельными сюжетами. Айвазовского подобное положение дел не удовлетворяло и он на осенней академической выставке 1835 года показал собственный «Этюд воздуха над морем». Это вызвало возмущение Таннёра, он обвинил Айвазовского в нарушении ученической дисциплины, который в итоге вышел из числа учеников его мастерской[2]. Тем не менее, Совет академии 21 сентября 1835 года за «успехи в живописи и рисовании с натуры» присудил Айвазовскому по классу ландшафтной и перспективной живописи серебряную медаль 2-го достоинства[3].

Весной 1836 года молодой художник был прикомандирован к практической эскадре Балтийского флота для учебных занятий по академической программе[4]. В отчёте Академии художеств сказано: «Академист Гайвазовский имел счастие находиться в море <…> и вполне воспользовался сим случаем для изучения натуры и дальнейших успехов в живописи морских видов» [5]. Отмечается, что «плавание на военных кораблях в течение лета 1836 года не только обогатило запас наблюдений над изменчивой морской стихией, но и дало возможность близко узнать матросов и офицеров флота, уклад жизни на боевых судах и в деталях познакомиться с конструкцией парусных кораблей, со всей сложной системой их управления»[6]. Итогом этих летних занятий стало представление семи картин на осенней отчётной выставке в Академии художеств[6] (по другим данным их было пять[7]), среди которых был и «Большой рейд в Кронштадте», фигурировавший под названием «Вид части Кронштадта с идущим на парусах стопушечным кораблём, в бурливую погоду»[4].

В «Художественной газете» в обзоре выставки были помещены следующие строки: «Две картины Айвазовского <…> говорят без околичности, что талант художника поведёт его далеко. Изучение натуры откроет ему остальные сокровища, о которых талант теперь только догадывается. <…> Произведения Айвазовского теперь поражают, кидаются в глаза. Признаемся, мы ожидаем, что они вскоре не будут так резко эффектны, но зато глубоко западут в душу зрителя и надолго заведут хозяйство „на дне её“»[8]. Когда на выставку приехал А. С. Пушкин, то Айвазовский был представлен ему как один из самых талантливых академистов[9]. 24 сентября Айвазовскому за исполнение заданной программы «Приморский вид» по классу «живописи пейзажной» была вручена золотая медаль 2-го достоинства[10] — речь явно идёт об одной из картин, представленных на выставке.

Новое появление картин Айвазовского на публике вызвало негодование Таннёра, который пожаловался царю и Николай I приказал снять их с выставки[11]. Однако в защиту молодого художника выступили В. А. Жуковский, И. А. Крылов, президент Академии художеств А. Н. Оленин и другие[6]. В итоге Таннёр восстановил против себя множество лиц, близких к императорскому двору и в начале 1837 года вынужден был уехать из России[2]. Айвазовский же в 1837 году перешёл в мастерскую профессора А. И. Зауервейда («Государь император высочайше повелеть соизволил художника Гайвазовского причислить к классу батальной живописи для занятия его под руководством профессора Зауервейда морскою военною живописью и предоставить ему по сему случаю мастерскую»[12]), который годом ранее также поддержал Айвазовского. Вот что Зауервейд впоследствии писал об этом: «Когда грозная клевета французского художника Айвазовского задушить хотела, я не замедлил защитить его. Всему свету известно, что спасло русского художника и побудило его развить свои огромные способности»[6]. Подобное, казалось бы нескромное утверждение имело все основания: Зауервейд в 1817—1825 году был преподавателем рисования в семье императора Александра I и был довольно близок к его сыну Николаю I. По свидетельству искусствоведа В. В. Садовеня «только один Зауервейд сумел со свойственной ему прямотой, находчивостью и остроумием убедить царя в невиновности Айвазовского»[13].

«Большой рейд в Кронштадте» остался в Академии художеств и хранился в академическом музее. В 1923 году картина была передана в Государственный Русский музей[1], в инвентарные описи музея включена под № Ж-2206[14].

Биограф и исследователь творчества Айвазовского, директор Феодосийской картинной галереи Н. С. Барсамов писал о картине:

Композиция картины построена с глубоким ощущением большого простора, переданного высоким небом и перспективой берега. Несмотря на некоторую зависимость от старых голландских маринистов, в картине уже видны черты самостоятельного восприятия природы и новые качества живописи. Преобладающий холодный, серо-голубой тон, в котором выдержана красочная гамма картины, тонкий фактурный и живописный расчёт в изображении лёгких, рыхлых масс облаков на небе и плотных, тяжёлых волн, их блески и движение — всё говорит о пытливом уме, зоркой наблюдательности и тонких ощущениях, какими был наделён начинающий художник…[15]

Примечания

Литература

  • Айвазовский. Документы и материалы / Сост. Саргсян М. С., Арутюнян Г. Г., Шатирян Г. М., под ред Башинджагяна З. Г.. — Ереван: Айастан, 1967. — 408 с.
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. 1817—1900. — М.: Искусство, 1962. — 276 с.
  • Государственный Русский музей — каталог собрания / Под. ред. Г. Н. Голдовского. — СПб.: Palace Editions, 2002. — Т. 2: Живопись первой половины XIX века (А—И). — 256 с. — ISBN 978-5-935298-25-0.
  • Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения [Каталог выставки] / Государственный Русский музей. — СПб.: Palace Edition, 2016. — 204 с.
  • Отчёт Императорской Академии художеств за 1836—1837 академический год. — СПб., 1837. — 23 с.
  • Садовень В. В. Русские художники-баталисты XVIII—XIX веков. — М.: Искусство, 1955. — 373 с.
  • Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской академии художеств за сто лет её существования. Часть II / Под ред. П. Н. Петрова с его примечаниями. — СПб.: в типографии Комиссара Императорской Академии художеств Гогенфельдена и Ко, 1865. — 464 с.