Перейти к содержанию

Панорама Москвы с храмом Христа Спасителя

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
И. К. Айвазовский
Панорама Москвы с храмом Христа Спасителя. 1851 год
Холст, масло. 223 × 336 см
Музеи Московского Кремля, Москва
инв. Ж-1928

«Панорама Москвы с храмом Христа Спасителя» — картина русского художника Ивана Константиновича Айвазовского из собрания музеев Московского Кремля.

Слева на фоне рассветного неба изображён храм Христа Спасителя на Волхонке, чуть левее его на горизонте — Пашков дом. Справа от храма через Москву-реку переброшен Большой Каменный мост, за ним комплекс Московского кремля с Большом Кремлёвским дворцом и колокольней Ивана Великого. Справа на замоскворецком берегу — палаты Аверкия Кириллова и храм Николая Чудотворца на Берсеневке. Слева внизу подпись художника и дата: И. К. Айвазовскiй 1851. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 223 × 336 см[1].

В марте 1851 года в Московском училище живописи и ваяния была устроена совместная выставка работ И. К. Айвазовского и Ф. И. Иордана. На банкете, устроенном в честь открытия выставки, Айвазовский произнёс небольшую речь, где было сказано: «Москва производила на меня всегда сильное впечатление своими оригинальными видами, но никогда не был я поражён ею так живо, как в нынешнее моё пребывание. Это живописнейший город во всей Европе. Отныне я буду изображать её со всех сторон и года через два, может быть, успею представить что-нибудь достойное вашего внимания»[2].

Айвазовский не стал откладывать исполнение своего обещания в долгий ящик и, поскольку он всегда отличался феноменальной работоспособностью, уже летом он преподнёс императору Николаю I по случаю 25-летия его царствования две большие картины (более трёх метров в ширину и двух в высоту) с изображениями Москвы — «Пожар Москвы в 1812 году» и «Панорама Москвы с храмом Христа Спасителя»[3]. Император приказал отправить картины в Москву, где они первоначально были выставлены в кремлёвском Малом Николаевском дворце. По этому поводу московский генерал-губернатор А. А. Закревский писал: «Государь император соизволил повелеть, чтобы после отъезда из Москвы государыни императрицы дозволено было желающим осмотреть поставленные в Николаевском дворце две картины Айвазовского, изображающие Москву в 1812 и 1851 г. По неудобствам, какие сопряжены с впуском публики во дворец, г. министр Двора <…> предложил обер-гофмейстеру барону Боде дозволить перенести помянутые две картины осторожно в залы училища ваяния и живописи Московского художественного общества на время назначенной в оном выставки художественных произведений с тем, чтобы по окончании выставки картины сии были возвращены на прежнее место» [4]. Также на той выставке был продемонстрирован второй увеличенный вариант картины 1848 года «Вид Москвы с Воробьёвых гор»[5].

Ко времени написания картины строительство храма Христа Спасителя ещё не было закончено, только-только начиналась его отделка, фасады храма были частично закрыты лесами, которые были полностью разобраны лишь в 1858 году. Предполагается, что Айвазовскому для работы над картиной были предоставлены не публиковавшиеся проектные чертежи 1832 года — купола храма изображены гладкими, как это и предусматривалось первоначальным проектом; изменения в конструкцию куполов были внесены К. А. Тоном в том же 1851 году и в итоге они стали ребристыми[1].

По окончании выставки картины вернулись в Малый Николаевский дворец и находились в Большой гостиной зале[6]. Впоследствии картина выставлялась в Грановитой палате[2]. В инвентарные описи Музеев Московского Кремля картина внесена под № Ж-2011. Первоначально картина была обрамлена в резную раму, украшенную военной арматурой и гербами Российской империи[6], однако до наших дней эта рама не дошла и сейчас картина выставляется в простой золочёной раме с гладким волнистым профилем[7].

Примечания

Литература

  • Айвазовский. Документы и материалы / Сост. Саргсян М. С., Арутюнян Г. Г., Шатирян Г. М., под ред Башинджагяна З. Г.. — Ереван: Айастан, 1967. — 408 с.
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. 1817—1900. — М.: Искусство, 1962. — 276 с.
  • Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения [Каталог выставки] / Государственный Русский музей. — СПб.: Palace Edition, 2016. — 204 с.
  • Чубинская В. Г. Произведения русских и западноевропейских живописцев XVII—XX веков. — М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2020. — 334 с. — ISBN 978-5-88678-368-1.