Благовещенский собор (Супрасль)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Православный храм
Благовещенский собор
польск. Cerkiew Zwiastowania
Координаты: 53°12′39″ с. ш. 23°20′13″ в. д.HGЯO
Страна  Польша
Город Супрасль
Конфессия Польская православная церковь
Епархия Белостокская и Гданьская епархия
Архитектурный стиль Белорусская готика[1].
Основатель Ходкевич, Александр Иванович
Строительство 15051510 годы
Приделы Феодосия Печерского; Бориса и Глеба
Реликвии и святыни Супрасльская икона Божьей Матери
Статус действует

Благовещенский собор Супрасльского Благовещенского монастыря — православный храм в Супрасле (Польша), памятник оборонно-культовой архитектуры Великого княжества Литовского. Входит в комплекс строений православного Супрасльского Благовещенского монастыря, одного из шести в Польше. Супрасльский Благовещенский монастырь был одним из главных интеллектуальных центров Великого Княжества Литовского наряду с Киевско-Печерской Лаврой и Вильной[2].

История

Монастырь основан маршалком господарским А. Ходкевичем в 1505—1510 годах. Церковь освящена в 1511 году. В 1557 году её интерьер был отделан фресками.

В первой половине XVII века Благовещенская церковь передана униатской церкви. В 1771 году верхние части башен и интерьер церкви переделаны в стиле рококо. Богатые лепные и живописные декорации закрыли фрески в апсиде, стены и колонны закрыты деревянными панелями[3].

В 1852—1859 годах фрески, ипорченные влагой, были закрашены побелкой. В 1887 году при снятии побелки сухим способом часть фресок была утрачена[3].

В начале XX века в церкви сохранялся крест с частицей древесины Животворящего Креста 1500—1510 годов, дарохранительница, сделанная в виде Супрасльской церкви, дар Ходкевича — потир серебряный с позолотой, с его гербом. Так же сохранялось множество других ценностей: потиров, дискосов, окладов книг и образов, отделанных гравировкой, эмалью, чернением, чеканкой[3].

В 1910 году открыты фрагменты росписей на северной и южной стенах, которые были скрыты в XVIII веке под деревянными панелями, при этом они были в очередной раз испорчены[3].

В 1915 году в связи с Первой мировой войной был издан указ об эвакуации жителей города Супрасля вглубь России. Уезжая из Благовещенского монастыря, монахи забрали с собой Супрасльскую икону и некоторое количество церковной утвари.

После провозглашения независимого Польского государства территория монастыря не была передана церкви. В 1919 году Благовещенская церковь была заперта и опечатана, а монастырь перешёл в распоряжение государственного казначейства.

Прежний иконостас церкви

В 1939 году монастырь оказывается на территории СССР. В Благовещенской церкви были созданы мастерские и кузница. В октябре 1939 года в монастыре был расквартирован 4-й мотоциклетный полк 10-й армии РККА. В Благовещенской церкви командованием полка был оборудован спортивный зал. 28 июля 1944 года во время отступления немецких войск Благовещенский собор был взорван. После окончания войны православные монахи были выгнаны из монастыря, в котором обосновалась школа.

Остатки фресок были сняты с колонн польскими реставраторами под руководством Владислава Пашковского в 1945—1946 годах.

В 1964—1966 годах монастырь был отреставрирован. Правительство Белоруссии в начале 1990-х выделило на святыню 200 тысяч штук кирпича и 500 м³ гранита[4].

Возрождение Супрасльского монастыря пришлось на годы деятельности архиепископа Белостокско-Гданьской епархии Саввы. В 1982 году в Супрасль прибыл монах Мирон (Ходаковский), монашеская жизнь возобновлена в 1984 году. В 1984 году было принято решение о восстановлении взорванного Благовещенского собора — и 4 июня архиепископ Савва заложил первый камень в основание собора.

Архитектура

Современный интерьер церкви
Благовещенский собор в ансамбле Супрасльского монастыря

Памятник готичного православного церковного зодчества в ВКЛ, Супрасльская церковь являет собой модифицированную версию характерного для византийской традиции крестово-купольного храма с чертами католической базилики. Соединение готических элементов с византийскими дало основание называть этот стиль «готикой ВКЛ»[5]. Пятибашенная композиция церкви сближает её с Софийским собором в Полоцке и Пречистенской церковью в Вильнюсе.

Храм имеет выраженные оборонительные черты. Четыре внешние башни имели ярко выраженное оборонительное предназначение, а пятая, которая должна символизировать центральный купол, в сочетании с высокой готической крышей приобрела чрезмерно вытянутый вид. Архитектор Благовещенской церкви достиг довольно высокого мастерства в интерпретации готичных форм и технологий и приспособлении их к православной традиции.

Фрески

О системе росписей Благовещенской церкви даёт представление люстра купола, где находилось изображение Христа Пантократора с закрытой книгой, которая, согласно пророчеству Иоанна Богослова, будет открыта в день Страшного Суда[3].

В промежутке между световым барабаном и куполом на каждой из граней стены были поочерёдно проиллюстрированы две фронтальные фигуры шестикрылых серафимов и архангелов[3].

В световом барабане между окнами были размещены по три изображения святых и пророков. Все они изображены в полный рост, с разных ракурсов. Одеяние традиционное — хитоны и гимации[3].

Ниже проходил широкий декоративный орнамент из переплетенных листьев и шестилепестковых цветков, в которых угадываются незабудки[3].

Под декоративным орнаментом изображены апостолы. На восточной стороне четверика Пётр, Павел и Иоанн Богослов, на остальных по два изображения. Они подаются, как и изображения праотцов и пророков, «свободно, в резких ракурсах фигур и особенно голов»[3].

Под Апостольским поясом, который отделяется коричнево-красной границей, размещались изображения мучеников с крестами в руках. Они, как и апостолы, представлены тремя изображениями на восточной стороне и по два на остальных. Ещё ниже размещены медальоны с поясными образами суровых святых с клиноподобными бородами, между которых были разбросаны орнаментальные узоры. На витражах барабана размещались четыре символа евангелистов[3].

Евангельские сюжеты располагались на периметре стен в два яруса, которые разделялись границей. Сюжеты посвящены в основном акафисту Богородицы и некоторым сценам из жизни Христа. Порядок расположения сюжетов соответствовал канону[3].

Ниже евангельских сцен находились строго фронтальные изображения бородатых и длинноволосых отшельников в звериных шкурах, воинов и многочисленных святых, которые заполняли нижние два яруса, грани нефов и арочные проёмы[3].

В самом низу проходил широкий фриз, отделанный рисунком в виде горизонтальных зигзагообразных тройных полос[3].

Орнамент украшал арки, оконные проёмы и ниши[3].

Сохранилось 30 фрагментов фресок, которые теперь экспонируются в супрасльском музее икон. Эти фрески располагались на двух восьмигранных колоннах, которые находились во внутреннем подкупольном пространстве храма. Это изображения мучеников, орнаментально-декоративные фризы, которые покрывали капители колонн. Целиком сохранились только семь фресок с изображениями мучеников и три медальона с образами святых, остальные приходилось собирать из отдельных кусочков и фрагментов. По характеру иконографии и стилю выполнения фресковая роспись церкви аналогична византийскому искусству (так называемый «Палеологовский ренессанс») и восходит к византийско-сербским традициям. Стилистически близким памятником монументальной живописи является церковь Святой Троицы в Мансии (Сербия)[3].

См. также

Примечания

  1. Белорусская церковная готика | ЦАРКВА. Дата обращения: 12 февраля 2021. Архивировано 21 апреля 2021 года.
  2. «Еўропа ўзрушана смерцю Браніслава Герэмека». Агляд друку. News from Poland (5.06.2010) (белор.)
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 ГБМ, 1987.
  4. Андрэй Скурко. Маленькая скварачка ў вялікай кашы. Палітыка. Радио «Свобода» (13.01.2006). (белор.)
  5. Уладзімір Міхневіч. Супрасль. Вакол свету. Польскае радыё для замежжа (27.06.2009). Дата обращения: 9 апреля 2015. Архивировано 12 апреля 2015 года. (белор.)

Литература

  • Ад старажытных часоў да другой паловы XVI ст. // Гісторыя беларускага мастацтва / рэд. тома Марцэлеў С. В. , Дробаў Л. М.. — Мінск: Навука і тэхніка, 1987. — Т. 1. — 303 с. (белор.)

Ссылки