Базилика Святого Стефана на Целийском холме

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Католическая базилика
Базилика Святого Стефана на Целийском холме
Santo Stefano Rotondo
Фасад базиликиФасад базилики
Страна  Италия
Город Рим, Целий, Via Stefano Rotondo 7
Конфессия Католицизм
Тип здания ротонда
Дата основания 468-483 гг.
Координаты: 41°53′04″ с. ш. 12°29′48″ в. д.HGЯO

Базилика Святого Стефана на Целийском холме или Санто-Стефано-Ротондо (итал. Santo Stefano Rotondo, итал. Santo Stefano al Monte Celio, лат. Basilica S. Stephani in Caelio Monte) — церковь на Целийском холме в Риме, посвященная св. Стефану и св. Иштвану, первому христианскому королю Венгрии. Церковь является титулярной и национальной венгерской церковью в Риме (приходской церковью Папской коллегии Germanicum et Hungaricum).

Первая церковь на этом месте была заказана папой Львом I, (440—461), освещена папой Симплицием между 468 и 483 годами в честь первомученика Стефана, чье тело было обнаружено за несколько десятилетий до этого на Святой Земле и доставлено в Рим.

Это круглая в плане постройка: одна из первых раннехристианских ротонд, возведённая после мавзолея Санта Костанца (340—345), на основе античных прототипов (Храм Минервы Медики) [1]. Ротонда диаметром 65 метров была возведена на месте Большого рынка (лат. Macellum Magnum), устроенного при императоре Нероне в 59 г. Вопреки центрическому, а не базиликальному плану, по традиции получила название базилики.

Церковь Санто-Стефано-Ротондо. Интерьер

Церковь имела три концентрических кольца амбулаториев (обходных галерей). Двадцать две колонны ионического ордера окружали ярко освещённое центральное пространство диаметром 22 метра с барабаном высотой 22 метра с двадцатью двумя окнами. Это пространство планировали перекрыть куполом. Церковь имела четыре боковых капеллы (образующих «греческий крест»), четыре атриума с портиками, по предположению Р. Краутхаймера, имевшие бассейны, возможно, с фонтанами. «Всё это создавало взаимопроникновение пространства и объёмов, света и тени. Корни такой композиции, надо полагать, лежат в оформлении позднеримских вилл, восходящих к эпохе Адриана... В то же время моделью могла служить и ротонда Анастасиса в Иерусалиме» [2]. Связь с античными традициями свидетельствует о намерении сохранить и даже возродить великое прошлое Рима в христианскую эпоху — тенденция и течение в архитектуре конца IV — начала V веков, получившая название «романизация христианского искусства».

Церковь была украшена разноцветной мраморной облицовкой (opus sectile) в VI веке. Перестроена в 1139—1143 годах при папе Иннокентии II. Сохранилось одно внешнее кольцо амбулатория и три из четырех боковых капелл. Храм утратил прежнюю кровлю в 1450 году. Церковь реставрировал, в сущности перестраивал в 1452 — 1454 годах Бернардо Росселлино под руководством Леона Баттиста Альберти [3]. Ради прочности здания Альберти разобрал наружную колоннаду и возвёл вместо неё массивные стены.

В 1454 году папа Николай V передал полуразрушенную церковь монахам ордена святого Павла, отшельника Фивейского (орден основан в Венгрии в XIII веке). В 1579 году «Collegium Hungaricum» объединили с конгрегацией иезуитов «Collegium Germanicum». Поэтому в 1580 году коллегия получила название «Collegium Germanicum et Hungaricum».

Археологические исследования, проведённые в 1969—1975 годах доказали, что здание не является перестройкой языческого храма, оно с самого начало было возведено при Константине I. Стены амбулатория по заказу папы Григория XIII в XVI веке украсили фрески работы нескольких художников, в том числе Никколо Помаранчио (Чирчиньяни) и Антонио Темпеста, на которых изображены 34 сцены мученичества святого Стефана в 16 веке. Каждая картина имеет надпись, объясняющую сцену, а также подходящую к теме цитату из Священного писания.

Алтарь создан по рисунку флорентийского художника Бернардо Росселлино в XV веке. В апсиде — изображение Христа и мучеников. Там же находится трон папы римского Григория Великого (около 580 года). Венгерская часовня посвящена венгерскому королю Стефану I (святому Иштвану). Под церковью находится митреум (святилище Митры) II века. Мраморный барельеф «Митра, убивающий быка» из этого святилища ныне находится в Национальном Римском музее.

Примечания

  1. Claridge, A. Cunliffe, Barry (ed.). Rome: Аn Oxford archaeological guide to Rome, 1998
  2. Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Рим. Константинополь. Милан. Топография и политика. — М.: Алетейя, 2000. — С. 115
  3. Rossellino, Bernardo. Benezit Dictionary of Artists. — Oxford University Press. 2011-10-31

Титулярная церковь

Церковь Санто-Стефано-Ротондо является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Санто-Стефано-Ротондо с 25 мая 1985 года, является немецкий кардинал Фридрих Веттер.

Литература

  • Heinz-Joachim Fischer: Rom. Zweieinhalb Jahrtausende Geschichte, Kunst und Kultur der Ewigen Stadt. DuMont Buchverlag, Köln 2001, S. 316—317, ISBN 3-7701-5607-2.
  • Herbert Alexander Stützer: Frühchristliche Kunst in Rom DuMont Buchverlag, Köln 1991, S. 163—166, ISBN 3-7701-2643-2.