Аэрокосмическая техника
Авиационно-космическая техника — летательные аппараты, ракеты-носители и космические аппараты.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82-%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%22%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0%22.jpg&width=294)
История
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=First_flight2.jpg&width=300)
Зарождение аэрокосмической техники как науки можно наблюдать с конца XIX — начала XX веков, хотя работа сэра Джорджа Кейли датируется последним десятилетием XVIII века до середины XIX века. Один из самых важных людей в истории воздухоплавания[1], Кейли был пионером в области авиационной техники[2], в частности Кейли считается первым человеком, выделившим понятия подъемной силы и лобового сопротивления, влияющие на любой летательный аппарат в атмосфере. Ранее знания об авиационной технике во многом были эмпиричными, некоторые понятия и навыки были взяты из других областей инженерного дела[3]. Ученые поняли некоторые ключевые элементы аэрокосмической техники в XVIII веке. Много лет спустя, после успешных полетов братьев Райт, в 1910-е годы развитие авиационной техники произошло в результате необходимости в разработке военных самолетов для Первой мировой войны.
Первое определение авиационно-космической техники появилось в феврале 1958 года[4]. Оно объединяло атмосферу Земли и космическое пространство в единую сферу и тем самым охватило оба термина: самолеты (аэро) и космические аппараты (космос).
Самолётостроение является одной из наиболее прибыльных и в то же время наиболее капиталоёмких отраслей машиностроения. Немногие страны мира, из числа наиболее развитых государств, обладают полным циклом (макротехнологии) создания авиационной техники — такую промышленность имеют 5—6 государств, обладающие высокими технологиями.
Производство крупных пассажирских самолётов освоено всего несколькими государствами. Самые крупные из них — широкофюзеляжные самолёты — выпускают компании «Airbus» (ЕС) и «Boeing» (США); самолёты, рассчитанные на меньшее количество пассажиров, производятся в странах ЕС (компании «ATR» и «Saab AB»), в Канаде («Bombardier»), в Бразилии («Embraer»), в Иране (HESA), России (Объединённая авиастроительная корпорация) и на Украине (на Харьковском авиазаводе и «Антонове»).
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Chkalov_Novosibirsk_Aviation_Plant.jpeg&width=294)
Первым искусственным спутником земли стал космический аппарат "Спутник-1", запущенный 4 октября 1957 года СССР. В дальнейшем были достигнуты большие успехи в строительстве космических аппаратов для пилотируемых полётов, например корабль "Восток-1" стал первым космическим кораблем с человеком на борту (Юрий Алексеевич Гагарин), корабль "Апполон-11" стал первым кораблём доставившим человека на другое космическое тело (Нил Армстронг, Баз Олдрин на Луне) и изучения спутников и планет, например луноход "Луноход-1", марсоходы "Спирит", "Оппортьюнити", "Чжужун", а также дальнего космоса ("Вояджер", "Новые горизонты").
Производство ракетной техники и космических аппаратов сосредоточено, в основном, в США, России, Франции, Великобритании, Китае.
В 2017 году общая выручка мировой аэрокосмической промышленности составила 838 млрд. долларов США[5].
Теория
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=MD-11_12ft_Wind_Tunnel_Test.jpg&width=350)
Для изготовления аэрокосмической техники требуется теоретическая подготовка в следующих областях[6][7]:
- аэродинамика;
- материаловедение;
- электротехника;
- теория авиационных и ракетных двигателей;
- теория автоматического управления.
- Эффективная площадь рассеяния
- Гидроаэромеханика
- Статика и динамика
- Математика
- Механика твёрдого деформируемого тела
- Авионика
- Аэроакустика
При создании авиационной техники большое значение всегда имели испытания масштабных моделей и прототипов, в том числе, в аэродинамических трубах. В наше время также широко применяется компьютерное моделирование.
Создание аэрокосмической техники требует интеграции всех компонентов и подсистем летательного (космического) аппарата.
Обучение
Инженеров в области авиационно-космической техники готовят в различных высших учебных заведениях. Для студентов, обучающихся в области авиационно-космической техники, имеет большое значение подготовка в области математики, физики, химии[8].
В популярной культуре
В английском языке выражение «учёный в области ракетостроения» (англ. rocket scientist) иногда используется в переносном смысле, чтобы описать очень умного человека, так как ракетостроение рассматривается как практика, требующая больших умственных способностей, особенно в технической и математической областях. Термин иронически используется в выражении «это не ракетостроение» (англ. It's not rocket science), чтобы указать, что задача проста[9].
См. также
Примечания
- ↑ Cayley.
- ↑ The Pioneers: Aviation and Airmodelling.
- ↑ Every.
- ↑ Kaydon Al, 1989.
- ↑ Aboulafia, Michaels.
- ↑ Open Site.
- ↑ Mike Gruntman. The Time for Academic Departments in Astronautical Engineering // AIAA SPACE 2007 Conference & Exposition Agenda (AIAA SPACE 2007 Conference & Exposition). — AIAA. Архивная копия от 18 октября 2007 на Wayback Machine
- ↑ myfuture.com.
- ↑ Bailey.
Литература
Stanzione, Kaydon Al. Engineering // Encyclopædia Britannica. — 15. — Chicago, 1989. — С. 563–563.
Ссылка
- Bailey, Charlotte. Oxford compiles list of top ten irritating phrases, The Daily Telegraph (7 November 2008). Дата обращения 18 ноября 2008. «10 - It's not rocket science».
- Entry education, Aerospace Engineers . myfuture.com. Дата обращения: 22 июня 2015.
- Ричард Абулафия[англ.], Kevin Michaels. The Global Aerospace Industry Size & Country Rankings . The Teal Group / AeroDynamic Advisory (16 July 2018).
- Sir George Cayley (British Inventor and Scientist) . Britannica (n.d.). — «English pioneer of aerial navigation and aeronautical engineering and designer of the first successful glider to carry a human being aloft.». Дата обращения: 26 июля 2009.
- The Pioneers: Aviation and Airmodelling . ?. — «Sir George Cayley is sometimes called the 'Father of Aviation'. A pioneer in the field, he is credited with the first major breakthrough in heavier-than-air flight. He was the first to identify the four aerodynamic forces of flight – weight, lift, drag, and thrust – and their relationship and also the first to build a successful human carrying glider.». Дата обращения: 26 июля 2009.
- Кермит Ван Эвери[англ.] (1988), Aeronautical engineering, Aeronautical engineering, vol. 1, Grolier Incorporated.
- Science: Engineering: Aerospace, Open Site, <http://open-site.org/Science/Engineering/Aerospace/>. Проверено 8 октября 2006..