Ашшурбанапал
Ашшурбанапал | |
---|---|
аккад. 𒀸𒋩𒆕𒀀 — Aššur-bāni-apli — «Ашшур — творец первородного сына» | |
669 — ок. 627 год до н. э. | |
Предшественник | Асархаддон |
Преемник | Ашшур-этель-илани |
|
|
Род | династия Новоассирийских царей |
Ашшурбанапа́л (Ашшур-бани-апали) — царь Ассирии, правил приблизительно в 669 — 627 годах до н. э., последний великий царь Ассирии. Сын Асархаддона.
Военными и дипломатическими средствами пытался сохранить и приумножить огромную Ассирийскую державу. Ашшурбанапал был хорошим администратором и ловким дипломатом, не брезговавшим для достижения политических целей любыми интригами и даже убийствами. Характеру Ашшурбанапала были присущи злобная жестокость, стремление не только победить противника, но и максимально его унизить. Вместе с тем, он, будучи единственным ассирийским царём, владевшим клинописью и умевшим читать на шумерском и аккадском языках, собрал крупнейшую библиотеку своего времени. Из царской переписки известно, что Ашшурбанапал был слаб здоровьем или, по крайней мере, чрезвычайно мнителен. Вопреки утверждениям его анналов, он почти никогда не принимал личного участия в военных походах[1].
В первые годы царствования совершил ряд походов против восставшего Египта, вновь покорил его, но ненадолго (около 655 года до н. э. Египет окончательно отпал от Ассирии). На Западе покорил Тир и Арвад. На Востоке и Севере успешно боролся с киммерийцами, скифами, персами и мидянами. На Юго-Востоке воевал с Эламом и около 655 года до н. э. нанёс ему поражение. На Юге столкнулся с антиассирийской коалицией (Вавилонией, Эламом, арамеями, халдеями и другими) во главе с правившим в Вавилонии своим братом Шамаш-шум-укином, который около 653 года до н. э. поднял восстание против Ашшурбанипала. Овладев Вавилонией (648 год до н. э.), Ашшурбанипал затем поодиночке разбил её союзников. В последние годы жизни разгромил Элам (639 год до н. э.) и совершил поход против аравийских племен.
Правление
Восшествие на престол
Ашшурбанапал был, видимо, любимцем отца и бабушки, уроженки Сирии, жены Синаххериба и матери Асархаддона, энергичной и властной Накии (по-арамейски «Чистая», в аккадском переводе — Закуту). Ещё до своего вступления на престол Ашшурбанапал руководил работой разведки (руководство этим ведомством по обычаю поручалось наследнику престола), а также строительными работами и тому подобным, что позволило ему приобрести административный опыт. В конце своей жизни Асархаддон назначил Ашшурбанипала наследником ассирийского престола, а Шамаш-шум-укина, другого своего сына от жены — уроженки Вавилона, поставил царём Вавилона. Ашшурбанапал нигде не подчёркивает, что он является старшим. Если бы это было так, то он не преминул бы на это опереться, ибо существующее ассирийское законодательство обосновывало преимущественные права на наследство именно старшего из сыновей. Шамаш-шум-укин нигде не воздаёт брату почестей за его старшинство, но употребляет термин аху талиму, что значит «брат-близнец» или «брат равный». Точно такой же термин употребляет и Ашшурбанапал в своих надписях. Скорее всего, они не имели друг перед другом возрастных преимуществ, и вопрос престолонаследия решался отчасти влиянием их матерей на отца, а главным образом проассирийской и провавилонской партиями.
После смерти Асархаддона бабушка Ашшурбанапала Закуту решительно взялась за приведение населения к присяге молодому царю. Особое внимание было обращено на приведение к присяге Шамаш-шум-укина, которого предполагали сделать не царём Вавилона, а лишь подданным ассирийского царя. По Вавилонии прокатилась волна протестов, но вавилонян силой заставили присягнуть царю Ассирии. Но всё же Ашшурбанапалу пришлось отступить перед оппозицией. Всю зиму и весну 668 года до н. э. Ашшурбанапал колебался, он запрашивал оракула бога Шамаша: «должен ли Шамаш-шум-укин взять руку великого господина бога Мардука в городе?», «следует ли вернуть бога Мардука из Ашшура в Вавилон?». В обоих случаях оракул дал утвердительный ответ. В месяце айару (апрель—май) Ашшурбанапал решил, наконец, выполнить отцовскую волю и назначил Шамаш-шум-укина царём Вавилона, в связи с чем в Вавилон была возвращена статуя бога Мардука, находившаяся в Ассирии с 689 года до н. э. Шамаш-шум-укин получил в управление лишь Северную Вавилонию, а на юге Ашшурбанапал сохранил для равновесия самостоятельные халдейские княжества и Приморскую страну. Хотя южные города Урук, Ур, Эриду и другие входили формально в царство Шамаш-шум-укина, на самом деле Ашшурбанапал держал там свои воинские силы и, по-видимому, полностью распоряжался в них. В первое время отношения между Ассирией и Вавилонией носили мирный характер. Ашшурбанапал, вероятно, помог Шамаш-шум-укину в формировании войска. Он восстанавливал храмы на территории Вавилонии (Эсагила в Вавилоне, Эбарра в Сиппаре и другие), приносил жертвы вавилонским богам, Шамашу, Мардуку, Иштар-Инанне[2][3].
Военные кампании
Подавление египетского восстания
Помимо ассирийского трона, Ашшурбанапал унаследовал и задачу, которую из-за своей смерти не сумел решить его отец, — он должен был подавить восстание в Египте. Союзниками египетско-кушитского фараона Тахарки выступили финикийские и филистимские города, государств на территории, впоследствии известной, как Палестина (Иудея, Эдом, Моав, Аммон), а также города Кипра. Ашшурбанапал в 667 году до н. э. подавил восстание 22 царей союзников Египта и, более того, принудил их выступить со своим флотом и войсками против Египта. На границе Египта, у Карбаниты, войско Тахарки было разбито, а сам он бежал в Фивы. Правители Дельты, примкнувшие к Тахарке: царь Ци’ну (Пелусий) Шарру-Лудари, царь Саиса и Мемфиса Нехо I, царь Пер-Сопда Паккур, царь Мендеса Пуйама, царь Таниса Педубастис, царь Атрибиса Буккуаннипи (егип. Бекеннефи) и другие цари были разбиты, и покорены. Некоторые из них были пленены и уведены в Ниневию. Усилившись войсками мелких владетелей, ассирийцы двинулись на Фивы и через 40 дней после вступления в Египет взяли этот город. Тахарка бежал в Куш. Правитель Фив Мантиманхе (егип. Монтуэмхет) покорился ассирийцам и уплатил дань. Пытаясь сохранить Египет под своей властью, Ашшурбанапал прибегнул к политике «разделяй и властвуй». Из пленных вождей лишь Нехо и его сын Псамметих были отмечены милостью Ашшурбанапала — награждены богатыми дарами и возвращены на царствование в Египет. Причём Псамметих даже получил ассирийское имя Набу-шезиб-анни («Набу спаси меня») и был назначен вместо Бекеннефи правителем Атрибиса, который был переименован в Лимир-патеси-Ашшур («Да, сияет наместник Ашшура»). Однако Нехо лишился Мемфиса, и этот город стал главной ассирийской крепостью на египетской территории. Гелиополь, вероятно, тоже управлялся ассирийской администрацией, так как ни город, ни его царь не упоминаются в списке правителей Египта в летописи Ашшурбанапала[4][5].
Война с Эламом
С юго-восточным соседом Эламом Ашшурбанапал первоначально находился в хороших отношениях. По словам Ашшурбанапала, когда Элам постигла засуха, ассирийский царь направил туда из своих личных запасов зерно для голодающих. Кроме того, он дал кров бежавшим от голода эламитам и оказал им всяческую помощь. Эти эламиты жили в Ассирии до тех пор, пока в Эламе не созрел хороший урожай, после чего Ашшурбанапал отпустил их с миром на родину. Однако царь Элама Уртаки, которого беспокоило усиление Ассирии, не особенно верил в прочность ассиро-эламской дружбы, а, кроме того, не желал отказываться от своих давних притязаний относительно Вавилонии. Так или иначе, но Уртаки, «забыв добро», нарушил мир.
В 667 году до н. э. в союзе с правителем Гамбулу (одного из самых могущественных арамейских княжеств в Вавилонии) Бел-Икишем и ассирийским наместником в Приморье Набу-шум-эрешем, Уртаки неожиданно ворвался в южные окраины Вавилонии, «наводнил Аккад, подобно рою саранчи» и даже подошёл к самому Вавилону, где стал лагерем. Положение осложнялось тем, что ассирийская армия в это время находилась на западных границах империи. Шамаш-шум-укин послал гонца к брату с просьбой о помощи. Ашшурбанапал двинул войска в Вавилонию. Узнав об этом, Уртаки и мятежные князья сняли осаду Вавилона и начали отступление к границе Элама.
Ассирийцы догнали их на границе и нанесли им поражение. Победа ассирийцев не была решающей и, в принципе, война 667 года не принесла существенных результатов ни той, ни другой стороне, однако в том же году Уртаки и предводители восставших «внезапно» умерли, были «сражены ударом бога Нергала». Видимо, они были устранены с помощью ассирийской секретной службы. Подавив выступление халдеев, ассирийцы взяли в качестве заложников трёх сыновей Бэл-икиша и всех членов их семей, а также двух сыновей Набу-шум-эреша. Новый эламский царь Те-Умман после смерти Уртаки решил убить трёх его сыновей и двух племянников, но в 664 году до н. э. те вместе с 60 другими членами царского рода и вельможами бежали в Ассирию.
Ашшурбанапал, справедливо полагая, что они могут ему в дальнейшем пригодиться, тепло принял беглецов и разрешил остаться в Ассирии[6][7][8].
Расширение границ на северо-западе, в Малой Азии
Киммерийская опасность счастливо миновала Ассирию. Киммерийцы, разгромив Фригию, двинулись дальше на запад и угрожали теперь Лидии. Около 666/665 года до н. э. Гигес (ассир. Гига) царь Лидии, по словам Ашшурбанапала — «далёкого места, имени которого не слышали цари, отцы мои», — прислал в Ниневию посольство с предложением союза, а практически — с просьбой о помощи. В качестве подарка Гигес послал Ашшурбанапалу двух захваченных им в плен киммерийских вождей. Для Ассирии, однако, как считал Ашшурбанапал, такой союз сулил много хлопот и мало пользы: иметь дело с киммерийцами он не имел желания. Поэтому посольство было весьма любезно принято и столь же любезно отпущено с пустыми руками: Малая Азия не слишком интересовала ассирийского царя, как и его предшественников[9][10].
Около 657 года до н. э. произошёл инцидент в ассирийской провинции Шуприи на границе с Урарту. Андариа, начальник области или туртан Урарту, напал на город Куллимери, но в происшедшем ночном бою был отброшен верными Ашшурбанапалу жителями этого города. Сам Андариа был убит в этом сражении, а его голову победители доставили в Ниневию.
Используя продвижение киммерийцев вглубь Малой Азии, что представляло значительную угрозу как для ближайших соседей — Табала и Хилакку (Киликии), так и для более удалённых западных областей Малой Азии, Ассирия смогла добиться признания своего господства «мирным» путём от Мугаллу, царя Табала, и Сандашарме, царя Хилакку. Оба царя около 662 года до н. э. послали в гарем Ашшурбанапала своих дочерей с богатым приданым, а на их царства была наложена дань лошадьми.
Вторжение царя Куша
Около 666 года до н. э. царь Куша Танутамон (ассир. Талтаману) вторгся в Египет и прошёл до Дельты, не встретив сопротивления. Подойдя к Мемфису, он осадил находящийся там ассирийский гарнизон. Правитель Саиса Нехо I выступил на стороне Ассирии и двинулся к осаждённому Мемфису на бой с кушитами, но был, вероятно, разбит и погиб. Его сын Псамметих (ассир. Пишамилку) бежал в Ассирию. Мемфис был взят. Танутамон вступил в Дельту, но ливийские царьки Дельты засели в своих хорошо укреплённых городах и не пожелали выйти на бой с ним. Убедившись в бесперспективности длительной осады, Танутамон вернулся в Мемфис. Однако военная демонстрация мощи Куша и запаздывание возмездия со стороны Ассирии сыграли свою роль. Князья Дельты во главе с Пакруром из Пер-Сопда прибыли в Мемфис, чтобы выразить покорность Танутамону и уплатить дань. Танутамон был провозглашён царём Верхнего и Нижнего Египта. Под влиянием этой победы вновь заволновалась Финикия, где царь Тира Баал и царь Арвада Йакинлу попытались сбросить ассирийское иго.
Между тем Псамметих был тепло принят в Ассирии и во главе огромного войска в 663 году до н. э. двинулся в Египет. Танутамон потерпел поражение от ассирийцев у стен Мемфиса и отступил в Фивы. После этого положение в Нижнем Египте коренным образом изменилось в пользу Ассирии. Все правители Дельты выразили покорность Ашшурбанапалу. Ассирийские войска смогли теперь развить наступление на юг. При их приближении Танутамон оставил Фивы и бежал в Кипкипи (город на юге Египта или в Нубии). Фивы перешли в руки ассирийцев и были жестоко разграблены. Серебро, золото, драгоценные камни, имущество дворца, два литых обелиска из электрума (сплав золота и серебра) весом 2500 талантов (75,75 т), стоявших у входа в храм, кони и пленники составили трофеи победителей. С огромной добычей ассирийцы возвратились в Ниневию[11][12].
Восстание в Финикии
Около 662 года до н. э. ассирийцы приступили к подавлению восстания в Финикии и осадили Тир. Город лишился пресной воды и его защитники пили только морскую. Блокада оказалась слишком тяжелой для населения. Убедившись в том, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, царь Тира Баал I направил своего сына Йахимилка к Ашшурбанапалу просить пощады. Вместе с сыном он послал для гарема ассирийского царя свою дочь и дочерей своих братьев с богатым приданым. Ашшурбанапал, справедливо полагая, что лучше иметь царя богатейшего города в союзниках, простил Баала и даже вернул ему его сына-заложника. Таким образом, Баал I отделался данью. Лишившись союзника, покорился и царь Арвада Йакинлу и тоже послал Ашшурбанапалу свою дочь в гарем[13][14].
Поход в Манну
Датировка событий, произошедших в царствование Ашшурбанапала, весьма условна, но вероятно, около 660 года до н. э. ассирийцы предприняли поход в Манну, с целью вернуть себе территории потерянные в предыдущую войну. Этот поход довольно подробно описан в его анналах. Войска «начальника глав» (высшая воинская должность в Ассирии после туртана, последняя должность при Ашшурбанапале, по-видимому, не замещалась) Набу-шарр-уцура («Набу, храни царя») перевалили через Загрос. Царь маннеев Ахсери пытался напасть на них и уничтожить во время ночёвки, но это ему не удалось, маннейские войска были отброшены. Ассирийцы заняли 8 крепостей между южной границей Манны и её столицей Изирту. Ахсери перенёс свою резиденцию из находившейся под угрозой Изирту в крепость Ишштатту. Ассирийцы предприняли 15-дневную осаду, как Изирту (возможно, совр. Сыкказ), так и соседних крепостей Узбиа и Урмейате (совр. Армаит, у Саргона упоминается как Армед). Однако им не удалось взять эти крепости и они ограничились опустошением окрестностей и угоном людей в рабство, а также захватом скота.
На обратном пути ассирийцы предприняли завоевание пограничных крепостей, захваченных маннеями при Асархаддоне. Первым удару подвергся город Шурдиру. Этот город был захвачен и сожжён, а его территория была включена в состав Ассирийской державы. Затем ассирийцы захватили город Арсийаниш (урартск. Арсита), расположенный на горе Харси. Правитель города Райадишади был убит, а сам город сожжён. Также разрушению подверглись города Эриштейана, Бируа, Шарруикби, Гусуне и некоторые другие, а их территории были возвращены Ассирии.
Поражение, которое потерпел Ахсери, обострило внутренние противоречия в Манне. Текст Ашшурбанапала сообщает, что в Манне началось восстание свободных общинников-земледельцев и, возможно, рабов. Повстанцы убили Ахсери, выбросили его труп на улицу и истребили также почти весь его род. Уалли, оставшийся в живых сын Ахсери, немедленно послал своего сына Эрисинни к ассирийскому царю за помощью против своего народа. Для умилостивления Ашшурбанапала он прислал ему в гарем свою дочь. Ашшурбанапал наложил на Уалли дань и, наверно, оказал ему какую-то помощь, так как цари Манны оставались до конца существования этого государства верными союзниками Ассирии. Вероятнее всего, Ашшурбанапал поручил своему зятю, царю скифов Мадию, разобраться в сложившейся в Манне обстановке. Как бы там ни было, но ассирийские источники, к сожалению, об этом умалчивают.
Текст Ашшурбанапала, сообщив о восстании в Манне и воцарении Уалли, прибавляет: «В эти же дни Бирисхадри мидийского, „владыки поселения“, а также Шарати и Парихиа, сыновей Гагу, „владыки поселения“ страны Саху, которые сбросили ярмо моего владычества, я покорил, 75 их укреплённых поселений захватил, и полонил их полон, а их самих захватил я живьём в свои руки и доставил в Ниневию». По всей вероятности, Бирисхадри правил в Кишессу (Кар-Уригалли) или в Хархаре (Кар-Шуррукин). О положении страны Саху ничего определённого сказать не представляется возможным. По-видимому, к этому же времени относится поход ассирийцев под командованием «начальника глав» Ша-Набу-шу в Эллипи.
Новая война с Эламом
Царь Элама Те-Умман послал в Ассирию посольство с целью добиться у Ашшурбанапала выдачи беглецов, скрывающихся там с 664 года до н. э. Ашшурбанапал ответил отказом и в качестве заложников захватил эламских послов Умбадара и Набудамика. В ответ на это Те-Умман начал войну с Ассирией. В месяце абу (июль—август) 653 года до н. э. эламское войско вторглось в пограничные пределы Вавилонии. Узнав о нападении, ассирийский царь не стал медлить и уже через 10 дней его войско, спустившись вниз по Тигру, стояло у стен пограничной крепости Дер (ассир. Дур-или). Быстрота и оперативность ассирийцев привели в замешательство Те-Уммана и расстроили его планы. Эламский царь не успел закончить переговоры с арамейскими племенами и халдейскими царствами и поднять их против Ассирии. Только правитель Гамбулу Дунану, сын Бел-икиша и арамейские племена урби и тебе открыто примкнули к Те-Умману. После вступления ассирийцев в Дер, в месяце улулу (август—сентябрь), Те-Умман без боя отступил к Сузам. Ашшурбанапал преследовал его и вышел к реке Улай (совр. Карун). Пытаясь приостановить наступление противника, Те-Умман занял оборону по берегу реки, немного южнее Суз, у города Туллиз. В происшедшем сражении армия Элама потерпела полное поражение. Те-Умман со своими двумя сыновьями и верными ему полководцами отступил в прилегающую к месту сражения рощу. Одного из своих сыновей — Итуни он послал к ассирийцам для переговоров о мире, но ассирийский военачальник даже не пожелал говорить с вестником побеждённого царя. Те-Уммана и второго сына захватили ассирийцы и на глазах у эламских воинов, бросивших оружие, царевич, а вслед за ним и сам царь были убиты. Труп царя был обезглавлен и отрубленная голова отправлена в Ниневию. Сузы сдались без боя. Элам был отдан под власть царевичей, нашедших в своё время приют в Ассирии. Территория Элама была поделена между ними. Ассирийский царь руководствовался политикой «разделяй и властвуй»[15].
На обратном пути ассирийцы усмирили гамбулийцев. Столица Гамбулу город Шапибель был взят приступом и сожжён. Ассирийцы разрушили плотины, и воды рек и каналов залили развалины крепости, уничтожив всё, что пощадил огонь. Дунану и его брат Самогуну были уведены в Ниневию. Послы Те-Уммана Умбадара и Набудамик, оставленные в Ниневии в качестве заложников, увидев отрубленную голову Те-Уммана, пришли в ужас, а Набудамик даже пронзил себя кинжалом. Дунану был отправлен в Арбелу и зарезан там, «как ягнёнок». У него вырвали язык, содрали кожу, а труп разрубили на части. В течение 5 лет после этого в Эламе царило спокойствие (655—651 года до н. э.).
Победа над Эламом имела столь огромное значение, что царь Урарту Руса II направил к Ашшурбанапалу, в Арбелу, где праздновался триумф, посольство с изъявлением своей дружбы. Желая запугать послов, Ашшурбанапал рассказал им о злосчастной судьбе Набудамика и Умбадару и перед ними Маннуки-аххе, сподвижнику Дунану и Нинурта-усалли, коменданту его города, вырвали языки и содрали кожу[16][17].
Потеря Египта
Псамметих, один из правителей Египта, подчинил себе всех остальных ливийских князей и объявил себя фараоном. Первоначально он владел только Нижним Египтом, но в 656 году до н. э. он распространил своё влияние и на Фивы, выбив оттуда кушитов Танутамона. Приблизительно в 655 году до н. э. Псамметих прекратил подчиняться ассирийскому царю и платить ему дань, возглавил восстание, разгоревшееся в Дельте Нила, и с помощью ионийских и карийских наёмников изгнал из Египта ассирийцев, причём преследовал он их вплоть до Ашдода, расположенного в Палестине. Об этом известно из сочинения Геродота[18], ибо в клинописных источниках об этой катастрофе ничего не говорится. Единственным исключением является так называемый цилиндр Рассама, в тексте, нанесённом на поверхность которого, Ашшурбанапал заявляет, будто Гиг (Гигес) «отправил свои войска на помощь Тушамилки (то есть Псамметиху), царю Египта, сбросившего иго его (Ашшурбанапала) власти». В другие времена против Псамметиха выставили бы целую армию, и Египту не удалось бы так легко вырваться из власти Ассирии. Однако тогда основная часть ассирийского войска была вовлечена в войну Эламом, и Ашшурбанапалу пришлось отказаться от Египта, чтобы сохранить земли в Месопотамии[19]. Таким образом, с этого времени Египет был окончательно потерян для Ассирии.
Неспокойно было и на северо-западных границах Ассирии, где активизировались киммерийцы. В 654 году до н. э. ассирийцы имели даже какие-то военные столкновения с их вождём Тугдамми (др.-греч. Лигдамис) и его сыном Сандакшатру, о которых стало известно благодаря пророчеству. По-прежнему в союзе с киммерийцами находились урарты[20].
Восстание Шамаш-шум-укина
Антиассирийская коалиция
Между тем, брат Ашшурбанапала, царь Вавилона Шамаш-шум-укин, желая добиться полной самостоятельности, в короткий срок создал широкую антиассирийскую коалицию. В состав этой коалиции вошли Элам, ряд халдейских и арамейских княжеств Вавилонии (Приморье, Бит-Синмагир, Пукуду и др.), а также западно-иранские княжества (в том числе Мидия и Парсуаш (Персида). На Западе к коалиции присоединились арабы (Арибу, Кидри и в меньшей степени Набайатэ), некоторые финикийские города (Тир, Акко, Арвад и др.) и Иудея. Кроме того, Шамаш-шум-укин, по-видимому, вступил в союзные отношения с Египтом и Лидией.
Первым поднялся запад. Завершая борьбу за освобождение Египта от власти Ассирии, Псамметих в 654 году до н. э. вывел свои войска за пределы страны и подступил к Ашдоду, в то время бывшему ассирийским наместничеством. Одновременно в союзе с Египтом выступила Лидия, порвавшая узы подчинения и вообще дипломатические отношения с Ассирией. Тогда же или чуть позже в 653 году до н. э. против Ассирии начала борьбу Мидия, названная в летописи Ашшурбанапала древним термином «страна Гутиум». Тир и Арвад, разгромленные совсем недавно в 660 году до н. э. тоже, по-видимому, жаждали мщения, но сил у них было, видимо, маловато. Поэтому об участии Сирии и Финикии в мятеже Шамаш-шум-укина говорится как-то вскользь.
Нельзя сказать, что деятельность Шамаш-шум-укина оставалась для ассирийцев абсолютной тайной. Целый ряд ассирийских агентов своевременно сообщил в Ниневию о подозрительных сношениях вавилонского царя и других участников коалиции. Их донесения найдены в архиве Ашшурбанипала при раскопках Ниневии. Однако этим сигналам не придали должного значения. В итоге ассирийская разведка потерпела неслыханный провал, поставив страну на грань катастрофы. Она проглядела, как против Ассирии вооружились все её клиенты и соседи[21][22][23].
Начало восстания
Весной 652 года до н. э. Шамаш-шум-укин снарядил почетное посольство в Ниневию для воздаяния почестей Ашшурбанапалу. Под этим благовидным предлогом он выпроводил из Вавилона главарей проассирийской группировки и поднял восстание. Ашшурбанапал рассказывал:
«В эти дни Шамаш-шум-укин, мой неверный брат, с которым я хорошо обращался и сделал царём Вавилона, — всё, что только можно вообразить, чего требует царствование, я сделал и подарил ему; солдат, лошадей, колесницы я снарядил и передал в его руки; города, поля, плантации вместе с людьми, которые там живут, я подарил ему в большем количестве, чем приказал мой отец. Но он забыл о доброте, которую я проявил к нему, и замыслил зло. Внешне, устами, он произносил праведные слова, в то время как внутри его сердце замышляло убийство. Вавилонян, которые были верны Ассирии и моим верным вассалам, он обманул, сказав им ложь».
Одновременно с Вавилоном выступили и арабские союзники Шамаш-шум-укина. В начале Уайатэ, сын Бирдадда, царь Ариби отказался слать дань Ассирии, затем он стал нападать на подчинённые ей земли. Судя по названиям, это были южно-палестинские и южно-ассирийские области. Одновременно было послано войско под командованием братьев военачальников Абийатэ и Айаму, сыновей Тэри на помощь Вавилону. В то же время восстал и правитель княжества Кидри (Кедар) Аммулади. Он начал войну с некоторыми сирийскими княжествами, очевидно, верными Ашшурбанапалу. И, наконец, посильную помощь взялся оказать царь Набайатэ (набатеев) Натну.
Обратившись к киммерийцам, ассирийцы заручились их помощью в борьбе с Лидией. Под ударами киммерийцев в 652 году до н. э. занявших всю страну, столицу Сарды и не сумевших взять только неприступный акрополь, Лидия была вынуждена капитулировать. Гигес пал в сражении, а его сын и наследник Ардис немедленно признал владычество Ассирии.
Вместе с Вавилоном восстание начали Сиппар, Борсиппа и Ниппур, но многие вавилонские города, в том числе Куту, Урук и Ур, отказались поддерживать Шамаш-шум-укина, и сохранили верность Ассирии. На стороне последней остались также крупные халдейские княжества Средней Вавилонии Бит-Амуккани и Бит-Даккури. А что касается Элама и халдеев Приморья, то они выжидали, и готовились к борьбе. Таким образом, одновременного выступления союзников против Ассирии не произошло и это с самого начала серьёзно ослабило восстание. Тем не менее, Шамаш-шум-укин действовал быстро и энергично, не дожидаясь, когда Ашшурбанапал соберёт силы. Он овладел Кутой и очистил от ассирийских гарнизонов всю Северную Вавилонию. А в Элам был послан Набу-ката-цабату из халдейского княжества Бит-Синмагир, «человек Шамаш-шум-укина», целью которого было подстрекательство эламитов к восстанию против Ассирии[24].
Элам выступает на стороне мятежников
В апреле 651 года до н. э. под Вавилон прибыла ассирийская армия. Шамаш-шум-укин потерпел поражение у стен Вавилона и отступил в город. На подступах к Вавилону было разбито и войско арабов, под командованием Абийатэ и Айаму, спешащее для воссоединения с восставшими. Разбитые и рассеянные арабы также укрылись в Вавилоне. Положение для восставших сложилось критическое, но около 651/650 года н. э., получив от Шамаш-шум-укина в качестве платы за помощь сокровища вавилонской Эсагилы, в войну вступил эламский царь Хумбан-никаш II (ассир. Умма-нигаш). Эламиты вторглись в Вавилонию и осадили Урук[25].
Халдеи поддерживают мятежников
Правитель Приморья Набу-бел-шумате, внук Мардук-апла-иддина II на первых порах пытался поладить с Ашшурбанапалом и получил от него даже какие-то владения в Халдее, но во время восстания Шамаш-шум-укина он отпал от Ассирии и сбежал к эламскому царю, захватив обманным путём ассирийский отряд, предоставленный ему Ашшурбанапалом. В Эламе часть этого отряда была заключена в темницу. Халдеи Набу-бел-шумате выступили на стороне Шамаш-шум-укина, вторглись в Вавилонию и осадили Ур. Жители города, не получившие помощь от Ассирии и доведённые осадой до людоедства, сдались. С потерей Ура ассирийцы лишились почти всей Южной Вавилонии. Теперь в их руках остался только Урук, крупный и хорошо укреплённый город, который мешал объединению сил Шамаш-шум-укина, Набу-бел-шумате и эламитов. Вокруг него развернулась напряжённая борьба. Здесь решался исход компании 651 года до н. э. В битве при Баб-Саме ассирийцы снова разбили Шамаш-шум-укина и не позволили ему соединиться с эламитами. В феврале 650 года до н. э. ассирийцы взяли Ниппур, а затем в сражении при Мангиси, близ Дера нанесли поражение армии эламского царя Хумпанникаша. Ещё более крупного успеха достигла секретная ассирийская служба. Она организовала в Эламе государственный переворот. Хумпанникаш и его родные были убиты, а престол захватил Таммариту. Элам на время был парализован и выведен из борьбы[26][27].
Разгром западных союзников мятежников
Действовавшие на западном фронте ассирийские войска в союзе с некоторыми оставшимися ему верными наместничествами Сирии и Финикии и государством Моав нанесли ряд ударов по арабским княжествам. В плен попали мать, сестра, жена и остальные родственники царя Ариби Уайатэ, сына Бир-Дадда, а сам Уайатэ бежал в Набатею. Власть в Ариби захватил его двоюродный брат Уайатэ, сын Хазаилу, человек, видимо, неэнергичный и нерешительный, который счёл за лучшее сдаться вместе со своей женой Адией в плен к ассирийцам, что отнюдь не смягчило его участь. Уайатэ II был уведён в Ниневию и посажен в одну клетку с шакалом и собакой у центральных ворот города «Вход толп народов». Его участь разделил захваченный в бою Аммулади, правитель Кидри (Кедара). Сопротивление арабов фактически было подавлено.
После чего ассирийцы, самым неожиданным и неудобным путём, с юго-востока, через союзный им Моав, вступили в пределы Иудеи. Иудейский царь Манассия был взят в плен и уведён в Ниневию, где посажен в темницу. Египетский фараон Псамметих, когда ассирийская армия стала угрожать ему заходом в тыл, вынужден был оставить Ашдод и отступить в Египет. Таким образом, восстание на западе было практически ликвидировано.
Действия ассирийцев в Вавилонии
Весной 650 года до н. э. ассирийцы осадили Вавилон, Борсиппу, Сиппар и Куту. На юге борьбу с халдеями вёл Бел-ибни, один из крупнейших политических и военных деятелей того времени. Халдей по происхождению, Бел-ибни находился на ассирийской службе и отличился при защите Урука. В апреле 650 года до н. э. Ашшурбанапал назначил его наместником Приморья, поручив ему борьбу с Набу-шумате. Последний, потерпев несколько поражений и потеряв остров Дильмун (Бахрейн), где хранились его сокровища, вынужден был покинуть Приморье и уйти в Элам. Отсюда он повёл против Бел-ибни партизанскую войну. В награду за успешную операцию Ашшурбанапал пожаловал Бел-ибни чин туртана — высшее воинское звание в Ассирии[28].
Новый переворот в Эламе
Весной 649 года до н. э. Элам оправился от потрясений, вызванных поражениями Хумпаникаша и переворотом, и снова вступил в войну. Войска Таммариту вторглись в Среднюю Вавилонию, где ассирийской армией командовал вавилонянин Мардук-шарру-уцур. Но в это время в Эламе произошёл новый переворот, и престол захватил некий Индабигаш. Разбитый Индабигашем, Таммариту со своими братьями, родственниками и кучкой приближённых бежал морем, но попал в плен к Бел-ибни. Тот отправил пленников в Ниневию. Ассирийцы заключили с новым эламским царём мир[29].
Падение Вавилона
Шамаш-шум-укин и вавилоняне оказались в полной изоляции. Ассирийской армией осаждающей Вавилон, Борсиппу, Сиппар и Куту командовал вавилонянин Мардук-апла-иддин. Сперва он овладел Кутой, тем самым, обезопасив свой осадный лагерь от нападений с тыла. Вслед за Кутой пал Сиппар. Летом 648 года до н. э. ассирийцы взяли Борсиппу. Её граждане, замешанные в организации восстания, сами покончили с собой.
Положение Вавилона к осени 648 года до н. э. стало безнадёжно. Цены на зерно возросли в 60 раз против обычного времени и обычной официальной цены зерна. В городе начались эпидемии и людоедство. Не желая попасть живым в плен к Ашшурбанапалу, Шамаш-шум-укин поджёг царский дворец и бросился в огонь. Его примеру последовали жена и близкие друзья. Заметив в городе пожар, Мардук-апла-иддин повёл ассирийцев на штурм. Нападавшие ворвались в город и подвергли его жесточайшему грабежу, не щадя даже храмы, несмотря на то, что Ашшурбанапал строго запретил их трогать. Беспощадный террор обрушился на активных сторонников Шамаш-шум-укина. У одних были вырваны языки, а затем их казнили, других разрезали на куски и бросили в ров, отдав на съедение псам, диким зверям, хищным птицам. Остальным жителям Вавилона, Сиппара, Борсиппы, Куты, царь даровал прощение и жизнь, но все их прежние права и вольности были уничтожены, и они были обложены данью и поземельными налогами, также как и население в других подвластных царю провинциях. Останки Шамаш-шум-укина и его супруги по приказу Ашшурбанапала были преданы погребению в специально подготовленном склепе. Царём Вавилона был провозглашен некий Кандалану[30][31][32].
Война с арабами и Эламом
Ашшурбанапал назначает Абийатэ царём арабов
Арабский отряд шейха Абийатэ, после захвата Вавилона попытался прорвать блокаду ассирийцев и уйти на родину, но был разгромлен. Абийатэ сдался Ашшурбанапалу. Ассирийский царь решил сделать из этого, обязанного ему жизнью человека, покорного правителя. Его отпустили, как говорится, под честное слово и назначили царём арабов Арибии (Кедара) вместо Уайатэ II. Но Ашшурбанапал просчитался. Абийатэ спас своих ветеранов и, вернувшись на родину, возобновил войну против Ассирии[33].
Очередной переворот в Эламе
После падения Вавилона, Ашшурбанапал потребовал от эламского царя Индабигаша освободить и вернуть на родину ассирийских воинов, захваченных в своё время Набу-бел-шумате. Индабигаш беспрекословно выполнил это требование. Однако некоторые ассирийцы, очевидно не пожелавшие возвращаться в Ассирию, продолжали оставаться в Эламе. Ашшурбанапал, отправляя обратно эламского посла, потребовал возвращения самого Набу-бел-шумате и других беглецов из Вавилонии, нашедших убежище в Эламе. Однако эламский посол не застал в Сузах своего царя. Эламиты восстали и убили Индабигаша.
Ассирийцы вторгаются в Элам
Новый эламский царь Хумбан-Халташ III (ассир. Умманалдаш III) отказался выдать Ашшурбанапалу Набу-бел-шумате. Тогда Ашшурбанапал потребовал вернуть статую богини Инанны, увезённую эламитами из Урука полторы тысячи лет назад. Эламский царь вновь ответил отказом. В месяце симану (май — июнь) 646 года до н. э. две ассирийские армии повели наступление на Элам. Армия туртана и правителя Приморья Бел-ибни двинулась к Сузам, а ассирийские отряды, стоявшие у Дера, выступили по направлению к Мадакту.
После взятия вторым отрядом важной в стратегическом отношении крепости Бит-имби, оборона которой была поручена зятю Теуммана Имбаппи, Хумпанхалташа покинул Мадакту и бежал в горы. Воспользовавшись отсутствием Хумпанхалташа, некий Умбахабуа провозгласил себя царём и на короткое время захватил власть, своей резиденцией Умбахабуа сделал город Бапилу, но при приближении ассирийского войска бежал «в недра вод отдаленных», вероятно на острова Персидского залива.
Ассирийцы сажают на трон Элама Таммариту II
Воспользовавшись междуцарствием, первая группа войск во главе с Бел-ибни овладела 6 городами в юго-западной части Элама и подошла к Сузам. Тут ассирийцы посадили на трон, привезённого с собой Таммариту, находящегося у них в плену с 649 года до н. э. Но не успели ассирийские отряды покинуть страну, как Таммариту восстал. Восстание это, конечно же, было преждевременным. Ассирийские войска вернулись, свергли Таммариту и отправили его в Ассирию. Затем ассирийцы с огнём и мечом прошли по всему Эламу. При этом подверглись сожжению и разрушению 29 крупных эламских городов, из них некоторые даже повторно. Судя по названиям, ассирийцы обрушили удар в основном на крепости (Дур-Ундаси, Дур-Ундасима, Дур-Амиани, Хаману и другие) и «царские города» (Мадакту, Сузы, Бупилу, Тубу и другие), уничтожая, таким образом, все важнейшие военные и политические центры страны. После чего ассирийцы с богатой добычей вернулись на родину, а в разорённом Эламе к власти вновь пришёл Хумпанхалташ III.
Ассирийцы громят эламские города
Хотя Хумпанхалташ и согласился выполнить требования ассирийского царя выдать Набу-бел-шумате и вернуть статую богини Инанны, в 645 году до н. э. Элам вновь подвергся нашествию ассирийской армии, которой командовал сам Ашшурбанапал. После захвата области Раши и города Хаману в западной части страны, Хумпанхалташ оставил Мадакту без боя и отступил в укреплённый город Дур-Ундаси, путь к которому преграждала разбушевавшаяся река Идидэ (современная Дез). Ассирийцы захватили 11 городов, в том числе Мадакту и Бупилу и подошли к Идидэ. С большим трудом им всё же удалось переправиться через реку. Хампанхалташ был разбит и бежал в горы. Ассирийцы захватили ещё 5 городов, в том числе и Хидалу.
Разрушение Суз
На обратном пути поздней осенью 647 года до н. э. Ашшурбанапал вступил в Сузы и приказал разрушить этот город до основания. Ассирийцы вывезли из Элама несметные сокровища, в том числе 18 статуй богов и богинь вместе с главным Иншушинаком, 32 статуи эламских царей, отлитые из золота, серебра, меди и богато украшенные, а также огромное число пленных. Даже кости эламских царей были вырыты из могил и увезены в Ассирию. Статуя богини Инанны была возвращена в Урук. Ашшурбанапал рассказывал:
«Сузы, великий святой город, обитель их богов, средоточие их мистерий, я завоевал по слову Ашшура и Иштар. Я вошёл в его дворцы, я жил там в радости; я открыл сокровищницы, где были собраны серебро и золото, товары и богатства […] сокровища Шумера, Аккада и Вавилона, которые разграбили и унесли древние цари Элама […]. Я разрушил зиккурат в Сузах […]; я разбил его сверкающие медные рога. Иншушинака, бога оракулов, который обитает в тайных местах, где никто не видит его божественную природу, [вместе с богами, которые его окружают], с их драгоценностями, их богатством, их мебелью, со священнослужителями, я привёз в качестве добычи в землю Ашшур […]. Я превратил храмы Элама в ничто; их богов, их богинь я развеял по ветру. В тайные рощи, куда никогда не проникал непосвящённый, куда никогда не ступала нога неподготовленного, вошли мои солдаты, они увидели эти тайны, они уничтожили их огнём. Гробницы их древних и недавних царей, которые не боялись [богини] Иштар, моей госпожи, и которые были причиной страданий царей, моих отцов — эти гробницы я опустошил, я разрушил, я выставил на солнце и я унес их кости в страну Ашшур. Я лишил их подношений пищи и возлияний воды.
На протяжении месяца и 25 дней пути я разорял Элам. Соль и сихлу (колючее растение) я разбросал по нему… Пыль Суз, Мадакту, Халтемаша и остальных его городов я собрал и увёз в Ассирию…
Шум, издаваемый людьми, шаги скота и овец, радостные крики я изгнал с полей. Я сделал так, чтобы дикие ослы, газели и все звери равнины лежали на них, будто дома».
После разграбления Суз в Эламе произошёл государственный переворот. Некий Па’э провозгласил себя царём, но после безуспешных попыток закрепить свою власть, сдался в плен ассирийцам и был отправлен в Ниневию. Наконец капитулировала последняя группа защитников — воины из разрушенных городов и крепостей, которые заняли неприступную гору Салатари, создали там укрепления и в течение двух лет держали там оборону.
После ухода ассирийцев Хумпланхалташ вернулся в Мадакту и, чтобы установить дружественные отношения с Ашшурбанапалом, он предложил ему выдать Набу-бел-шумате. Однако последний покончил жизнь самоубийством, а ассирийцам был выдан его труп, положенный для сохранности в соль. После чего с Эламом был заключён мир, продлившийся около 4 лет[34][35].
Война с арабами
В течение этих лет Ашшурбанапал закончил войну с арабами. Война оказалась трудной, так как вести её приходилось с неуловимым противником, храбро сражавшимся и исчезающим в безжизненной пустыне, «где царит иссушающая жажда, где нет даже птиц в небе». В результате походов в Аравию около 644 года до н. э. ассирийцы разгромили арабов царя Ариби и Кидри (Кедара) Абийатэ и его союзников царя набатеев Натну, племя Исаммэ и племя бога Атарсамайина. Абийатэ и его племя кедар были окружены, отрезаны от колодцев и вынуждены «резать собственных верблюдов и пить кровь и грязную воду, чтобы утолить жажду». Было захвачено большое число пленных и несметное количество скота. По словам Ашшурбанапала, «верблюдов в моей стране покупали меньше чем за шекель серебром (8,28 г). Рабочие-сутамму и (даже) рабы получали верблюдов в качестве подарков, пивовары — как бакшиш, садовники — в качестве дополнительной платы». Среди пленных оказался и царь Абийатэ, который был отправлен в Ниневию и посажен в клетку на собачьей цепи. Вслед за этим ассирийское войско двинулось к Средиземному морю и разрушило города Ушу и Акко[36].
Последний поход в Элам
В 640 году до н. э. Ашшурбанапал нанёс последний удар по Эламу. Хумпанхалташ бежал на север Лурестана, но попал в плен к воинам племени эллипи, которые выдали его Ашшурбанапалу. Последние сопротивления в Эламе были подавлены в 639 году до н. э. Таким образом, в руках Ашшурбанапала оказалось три эламских царя: Таммариту II, Хумпанхалташ III и Па’э. Он запряг всех троих, а вдобавок ещё и пленного арабского шейха Уайатэ в свою колесницу, и они повезли его в храм Эмишмиш, чтобы принести жертвы богине Нинлиль. Причём в триумфальной процессии вели Набу-ката-цабата, ближайшего сподвижника Шама-шум-укина, а на его шее висела засоленная голова Набу-бел-шумате[37][38].
Урарты признают власть ассирийского царя
Победы Ашшурбанапала имели столь огромное значение, что урартский царь Сардури III (ассир. Сидури) в 643 году до н. э. добровольно признал над собой главенство Ассирии, уплатил дань и даже в дипломатическом письме назвал Ашшурбанапала своим «отцом» и господином. Ассирийские анналы подчеркивают, что предки Сардури признавали ассирийского царя «братом», но не «отцом» и господином. Сохранился фрагмент ответного письма Ашшурбанапала к Сардури, в котором ассирийский царь обещает Урарту свою дружбу. Персидский царь Кураш I (Кир I) около 641 года до н. э. также признал верховную власть Ассирии и послал к Ашшурбанапалу в Ниневию своего сына Арукку с дарами. Вместе с персами дары прислал и царёк восточно-эламской области Худимери. Наконец, прибыло в Ниневию и посольство царя Набайатэ (набатеев) Натну, с изъявлением покорности и признанием зависимости. Ассирийский царь установил ему дань и ежегодные подати.
Конец царствования
О последних годах жизни Ашшурбанапала почти ничего не известно (последнее издание анналов, обозначаемое «H», датируется 639 годом до н. э.[39], имеется ещё одно издание, «G», датировка которого невозможна[39]). В 633 году до н. э. Син-шар-ишкун, один из сыновей Ашшурбанапала, стал носить титул «царь Ассирии» где-то в районе города Урука. Однако в 631 году до н. э. Урук признал вавилонского царя Кандалану, а в 628 году до н. э. — снова Син-шар-ишкуна. Политическая подоплёка таких перемен нам неизвестна. Возможно, Кандалану и Син-шар-ишкун оспаривали друг у друга власть в Южной Месопотамии и один из них, перестал подчиняться «царю вселенной» Ашшурбанапалу.
Сама Ассирия в 629 году до н. э. была разделена на два царства, столицами которых были, по-видимому, Ашшур и Ниневия. Этими двумя царствами правили Ашшурбанапал и его сын Ашшур-этель-илани, причём в Ниппуре, то есть за пределами собственно Ассирии главным ассирийским царём считался Ашшур-этель-илани. Источники не освещают характера взаимоотношений между двумя «царями вселенной», но, во всяком случае, точно известно, что разделение власти ослабило Ассирию. Уже в 628 году до н. э. иудейский царь Иосия располагал по своему усмотрению бывшими палестинскими провинциями Ассирийской державы. А египетский фараон Псамметих осадил и взял в 625 году до н. э. палестинский город Ашдод, ранее принадлежащий ассирийцам. В Финикии восстановилось царство Сидон.
Ашшурбанипал не имел ни сил, ни желания вести борьбу. Он очень тяжело переживал крушение своих планов:
«Богу и людям, живым и мертвым, я делал добро. Почему же болезнь, сердечная скорбь, бедствие, погибель привязались ко мне. Не прекращается в стране война, в моем доме раздор. Смута, злословие постоянно ополчаются против меня. Дурное настроение, болезнь тела сгибают мой стан. Среди охов и ахов я провожу дни. В день бога города, в день праздника, я был расстроен. Должна прикончить меня смерть. Я подавлен. В горе и воплях я плачу день и ночь. Я вздыхаю: боже, дай это нечестивым! Да увижу я твой свет! Пока я не умер, сделай это для меня. Я уподобился не чтущему бога и богиню».
Дата смерти Ашшурбанапала спорна. В надписи матери вавилонского царя Набонида Адда-гуппи’ из Харрана говорится, что Ашшурбанапал умер после 42-х лет правления[40]. Таким образом он должен был умереть в 627 году до н. э. Однако ценность сообщения снижается довольно большим сроком времени прошедшего от смерти Ашшурбанапала до составления надписи — почти сто лет. Последним современным свидетельством того, что Ашшурбанипал жив и царствовал, является контракт из Ниппура, заключенный в 631 году до н. э.
Культура
Ашшурбанапал вошёл в историю не только как крупный военный деятель и политик, но и как собиратель древних письменных памятников. Подготовленный первоначально к жреческой деятельности, Ашшурбанапал был единственным ассирийским царём, знавшим клинопись. В его ниневийском дворце была собрана гигантская по тем временам библиотека — более 20 000 табличек, превосходно выполненных, систематизированных и снабженных колофонами. Эта библиотека представляла собой своего рода энциклопедию знаний. Здесь хранились мифологические и литературные тексты, гимны богам, своеобразные «справочники» для различного рода гаданий, заклинания против злых духов, медицинские справочники с рецептами, руководства по решению математических задач, списки растений, животных и минералов, словари (то есть списки клинописных знаков с указанием их шумерских и аккадских значений), юридические руководства и многое другое. Эти тексты представляют почти всю историю месопотамской культуры и написаны по-шумерски или по-аккадски (иногда на обоих языках). Можно сказать с уверенностью, что, не будь этой библиотеки, которая, к счастью, хотя и в обломках, сохранилась до наших дней, наши представления об истории и культуре Месопотамии были бы значительно беднее, а интерпретация шумерского языка (и так очень трудная) была бы ещё сложнее. Из официальной переписки видно, что Ашшурбанапал всё время заботился о пополнении своей библиотеки, приказывал отыскивать во всех городах Месопотамии редкие тексты и доставлять их в Ниневию либо тщательно копировать. Он сам решал, какие тексты представляют интерес для его библиотеки, и результаты его деятельности показывают, что выбор он производил с полным знанием дела. Не исключено даже, что некоторые компиляции, содержащиеся в библиотеке, составлены им самим, ибо надписи отличаются от надписей его предшественников своеобразным стилем и более «личным» тоном. Возможно, Ашшурбанапал принимал участие в их составлении или редактировании. Он был также и автором нескольких стихотворных молитв[41].
Прославился Ашшурбанапал и как строитель. Его часто изображали как шумерского «энси» со строительной корзиной на голове. По его приказу возведён великолепный северный дворец в Ниневии, украшенный прекрасными рельефами. Реставрировались и строились многочисленные храмы в Вавилоне, Борсиппе, Уруке, Харране, Кальху и других городах.
Античной традиции известен как изнеженный, развращённый и бездеятельный восточный деспот Сарданапал, хотя на образ последнего повлияли и другие ассирийские владыки.
Новоассирийский период | ||
Предшественник: Асархаддон |
царь Ассирии ок. 669 — 627 до н. э. (правил 42 года) |
Преемник: Ашшур-этель-илани |
Память
Ашшурбанапал упоминается в рассказе Роберта Говарда «Пламень Ашшурбанипала».
Примечания
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 387.
- ↑ Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — С. 20—21.
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 386—387.
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 388.
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 332—333.
- ↑ Хинц В. Государство Элам. — С. 151—153.
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 389—390.
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 334.
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 389.
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 334.
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 389.
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 333—334.
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 389.
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 333—334.
- ↑ Хинц В. Государство Элам. — С. 153—156.
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 390.
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 335.
- ↑ Геродот. История. Книга II «Евтерпа», § 152, 157
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 334—335.
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 390.
- ↑ Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — С. 23.
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 390—391.
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 335—336.
- ↑ Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — С. 23—24.
- ↑ Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — С. 24.
- ↑ Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — С. 24—25.
- ↑ Хинц В. Государство Элам. — С. 156.
- ↑ Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — С. 25.
- ↑ Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — С. 25.
- ↑ Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — С. 26—27.
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 391.
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 336.
- ↑ Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — С. 27.
- ↑ Хинц В. Государство Элам. — С. 157—158.
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 337.
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 336—337.
- ↑ Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — С. 27.
- ↑ Хинц В. Государство Элам. — С. 158.
- ↑ 39,0 39,1 Грейсон, 1980, Appendix E.
- ↑ Стела Адда-гуппи’ из Харрана, 30
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 387—388.
Ссылки
- Ассурбанипал // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
- Ашшурбанапал / С. С. Соловьёва // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 597—598. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
- Энциклопедия Ираника: Ашшурбанапал
- Ашшурбанапал на сайте livius.org
Литература
- Якобсон В. А. Новоассирийская держава // История Древнего мира / Под редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. — Т. 2. Расцвет древних обществ. — 572 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016781-9.
- Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — М.: Мысль, 1971. — 319 с. — 60 000 экз.
- Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. Древняя Месопотамия: царства Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия. 2700–100 гг. до н. э. / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2019. — 448 с. — ISBN 978-5-9524-5391-3.
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
- Grayson, Albert Kirk. The chronology of the reign of Ashurbanipal (англ.) // Zeitschrift für Assyriologie und Vorderasiatische Archäologie. — 1980. — Vol. 70, no. 2. — P. 227—245.