Армида (опера Сальери)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Опера
Армида
Композитор Антонио Сальери
Либреттист Марко Кольтеллини по поэме Торкватто Тассо «Освобождённый Иерусалим»
Действий 3
Место первой постановки Вена, Бургтеатер

«Армида» (итал. Armida) — опера в трёх действиях Антонио Сальери на либретто Марко Кольтеллини. Первое исполнение состоялось в Бургтеатре в Вене 2 июня 1771 года.

«Армида» стала первой оперой-сериа 20-летнего Антонио Сальери, к тому времени имевшего в своём активе лишь оперу-буффа «Образованные женщины»[1]. Сам композитор охарактеризовал своё сочинение как оперу «в волшебно-героико-любовном стиле, касающуюся также трагического»[1]. В основе сюжета — эпизод поэмы Торкватто Тассо «Освобождённый Иерусалим», о волшебнице, полюбившей рыцаря Ринальдо и своими чарами заставившей его забыть о долге[2]. Сюжет привлекал многих композиторов и до Сальери: известны, в частности, «Армида и Рено» Ж. Б. Люлли, оперы А. Вивальди и Н. Йоммелли[2].

По мнению музыкальных критиков, в музыке явно чувствуется эстетическое влияние К. В. Глюка, который стремился реформировать оперу-сериа путём установления более тесной связи между драмой и музыкой. Увертюра Сальери следует принципам, установленным Глюком в предисловии к «Альцесте», и является своего рода программным введением в события оперы[3]. Влияние Глюка прослеживается также в частых взаимодействиях между солистами и хором, в расширении использования хора.

Наряду с несколькими комическими операми, написанными в 1772—1773 годах, «Армида» принесла молодому композитору широкую известность; в 1774 году она была поставлена даже в Петербурге — под управлением придворного капельмейстера Томмазо Траэтты[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Кириллина Л. В. Пасынок истории (К 250-летию со дня рождения Антонио Сальери) // Музыкальная академия : журнал. — 2000. — № 3. — С. 57—58. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. 2,0 2,1 Гозенпуд А. А. Оперный словарь. — М.Л.: Музыка, 1965. — С. 26. — 482 с.
  3. Rice, The New Grove Dictionary of Opera

Ссылки