Перейти к содержанию

Альцеста (опера)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Опера
Альцеста
Ангелика Кауфман Смерть Альцесты.Ангелика Кауфман Смерть Альцесты.
Композитор Кристоф Виллибальд Глюк
Место первой постановки Вена, Бургтеатр.

Альцеста (итал. Alceste) — опера австрийского композитора Кристофа Виллибальда Глюка на итальянском языке, состоящая из трёх актов. Впервые исполнена 26 декабря 1767 года в Вене. Либретто написано Раньери де Кальцабиджи по одноимённой трагедии Еврипида. Длительность оперы составляет приблизительно 2¼ часа. Глюк также написал отдельный вариант этой оперы на французском языке, который был поставлен 22 апреля 1776 года в Королевская академия музыки в Париже. Либретто для неё написал Ф. Леблан дю Рулле. Французский вариант отличается от итальянского как текстово, так и музыкально.

Действующие лица

  • Аполлон (баритон)
  • Адмет, царь Фессалии (тенор)
  • Альцеста, его жена (сопрано)
  • Эвандер, придворный Адмета (тенор)
  • Геракл (бас)
  • Герольд (бас)
  • Танатос, бог Смерти (бас)
  • Верховный жрец Аполлона (бас)
  • Эвмелио, царский сын (сопрано)
  • Аспазия, царская дочь (сопрано)
  • Исмена, прислужница Альцесты (сопрано)
  • Оракул (бас)

Приближённые Адмета, жрецы храма Аполлона, народ, боги и демоны подземного царства (хор).

Сюжет

Действие происходит в Фессалии, в древние, архаичные времена.

Акт первый

  • Картина первая

На центральной площади в столице Фессалии, городе Феры, собираются толпы народа. Горожанам доподлинно известно, что их доброму и справедливому правителю, царю Адмету, жить осталось считанные часы. Ведь он болен неизлечимой болезнью. Герольд сообщает эту новость собравшимся, погружённым в скорбь. Вдруг из царского дворца выходит супруга царя, Альцеста, со своими двумя малолетними детьми. Царица вновь обращается с мольбой к богам. Они должны помочь Альцесте и народу Фессалии спасти царя. Вместе с толпой царица следует в храм Аполлона, чтобы там жертвами и молитвами склонить богов к милосердию.

  • Картина вторая

В храме курятся благовония, приносятся жертвы Аполлону. Альцеста стоит на коленях перед алтарём и вместе с верховным жрецом молит златокудрого бога помочь ей. Аполлон услышал Альцесту, алтарь его освещается, и оракул выносит приговор: «Жизнь Адмету будет сохранена, если кто-либо из смертных добровольно согласится сойти за него в царство мёртвых». Народ, услышав это пророчество, безмолвствует. Тщетно надеется Альцеста, что найдётся смельчак, готовый отдать свою жизнь за царя. Тогда она принимает решение: «Жизнь без любимого оскорбляет саму жизнь». Она готова умереть, чтобы спасти мужа. «Твоя жертва принята богами!» — провозглашает верховный жрец.

Акт второй

Во дворце Адмета пышно празднуется его выздоровление. Царь благодарит придворного лекаря. Однако его приближённый, Эвандер, предупреждает его — по воле богов жить он будет лишь в том случае, если за него умрёт некто другой. Входит в зал Альцеста, погружённая в скорбь. Ей тяжело расставаться с любимыми детьми, но она должна исполнить свой долг. Адмет допытывается у неё, в чём причина её печали, и царица признаётся ему: она по воле богов отдаст свою жизнь, чтобы спасти дорогого ей мужа. Адмет потрясён, он не в силах принять такую жертву. Но приговор богов уже вынесен, Альцеста должна умереть. Тогда царь решает уйти вместе с ней в мир теней, страшный подземный Аид.

Акт третий

  • Картина первая

Народ собирается на главной площади Фер. Все оплакивают трагическую судьбу Адмета и его преданной супруги, Альцесты. Но вот в городских воротах появляется великий герой Греции, Геракл, близкий друг Адмета. Уже давно он обещал посетить Фессалию и погостить у царя и его прекрасной жены. Узнав о страшной судьбе, уготованной богами его друзьям, Геракл клянётся защитить их от злого Рока.

  • Картина вторая

У входа в Подземное царство замерла в страхе Альцеста. Как же жестоко со стороны бессмертных богов лишать её жизни в самом расцвете красоты и молодости! Где-то рядом журчит ручей в Аиде, зовёт её войти. Пора! Но тут внезапно раздаётся хор теней из мрачного Аида: «Погоди ещё немного. Не спеши. Дождись ночи!». Появляется Адмет. Он готов последовать за любимой Альцестой даже в скорбное Царство мёртвых. Но вот из мрака выступает бог смерти Танатос. Он объявляет, что жребий богов пал только на Альцесту. Её он забирает с собой. Адмету же дарована жизнь, он должен уважать волю бессмертных и вернуться. Альцеста прощается с супругом и уходит в Подземелье. В этот миг в Ад спускается Геракл. В жестокой и страшной схватке с Танатосом он одерживает победу и возвращает Альцесту к жизни. Царица соединяется с Адметом и Аполлон благословляет их брак на долгие годы.

Литература

  • Christoph Willibald Gluck (Komponist), Rudolf Gerber (изд.): Alkestis. Pariser Fassung („Alceste“). Bärenreiter, Kassel 1971 (Vorwort der Partitur).
  • Leo Melitz: Führer durch die Opern. Globus-Verlag, Berlin 1914, S. 30.
  • Horst Seeger: Opernlexikon. Heinrichshofens-Verlag, Wilhelmshaven 1979, ISBN 3-7959-0271-1, S. 22.