Тарар (опера)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Опера
Тарар
Место первой постановки Париж

«Тарар» (фр. Tarare) — опера в пяти актах с прологом, написанная Антонио Сальери в 1787 году на либретто П. О. Бомарше и в том же году впервые поставленная в Париже. По заказу императора Иосифа II на либретто Лоренцо да Понте была создана италоязычная версия оперы — «Аксур, царь Ормуза», которая на протяжении нескольких десятилетий с успехом шла по всей Европе.

История создания

Антонио Сальери в 1785 году

Замысел «Тарара» биографы П. О. Бомарше относят к 1775 году. По-видимому, работа была прервана и завершена лишь в середине 80-х[1]. Бомарше хотел предложить своё либретто К. В. Глюку, по некоторым сведениям, между ними даже существовала договорённость[2]. Однако Глюк после двух инсультов работать уже не мог и даже заказ от Королевской академии музыки на оперу «Данаиды» оказался вынужден передать своему ученику и последователю Антонио Сальери[3].

Лирическая трагедия «Данаиды» была поставлена в Париже в апреле 1784 года, — успех оперы, «глюковская» манера письма, по-видимому, и побудили Бомарше предложить своё либретто Сальери, который к тому же получил от Королевской академии музыки заказ на две новые оперы[2]. Их совместная работа над «Тараром» длилась, по свидетельству драматурга, более года[4], Сальери жил в доме Бомарше и на склоне лет с удовольствием вспоминал, как драматург, считавший себя «немного музыкантом», наставлял его на «путь истинный»[5]. Как именно, рассказал сам Бомарше:

Он имел мужество отказаться ради меня от множества музыкальных красот, которыми блистала его опера, единственно потому, что они удлиняли сцены и замедляли действие; но за эти жертвы его вознаградят мужественный и энергичный стиль, а также стремительный и гордый тон всего произведения. <...> Мой друг, говорил я ему, попытка смягчить мысли, изнежить фразы, чтобы сделать их более музыкальными, — вот что портит оперу. Попробуем поднять музыку на высоту нервной и интригующей поэмы; так мы придадим ей нужное благородство[6].

Бомарше говорил, что некоторые ситуации для своего либретто он почерпнул в одной арабской сказке, некогда слышанной им в деревне, — что, собственно, и побудило его перенести действие на арабский Восток[7]. Он читал отрывки из либретто в салонах, где текст, полный аллюзий на нравы современной Франции, пользовался неизменным успехом; но музыка Сальери значительно усилила воздействие текста[8]. Премьера оперы состоялась в Париже 8 июня 1787 года, вызвала ажиотаж, сравнимый только с премьерами опер Глюка в годы борьбы «глюкистов» с «пиччиннистами», но успех её превзошёл все ожидания[2][7].

Основные партии

Природа — сопрано
Дух Огня — баритон
Атар, царь Ормуза — бас
Тарар, солдат на службе у Атара — тенор
Астазия, жена Тарара — сопрано
Артене, священник — бас
Альтамор, его сын, генерал — бас
Урсон, капитан стражи — бас
Кальпиджи, главный евнух гарема Атара — тенор-альтино

Сюжет

В прологе Природа и Гений Огня создают героев оперы и предопределяют их судьбы.

Действие происходит в Ормузе, арабском государстве на территории Персии, управляемом жестоким и развращенным царём Атаром. В минуту смертельной опасности Атар назначает преданного ему Тарара, солдата незнатного происхождения, генералом, и тот обеспечивает безопасность монарха.

Но возвышение недавнего солдата вызывает ревность у генерала Альтамора, а уважение, которым пользуется Тарар среди солдат, внушает опасения подозрительному Атару. По приказу царя Альтамор похищает жену Тарара, Астазию; под именем Иризы Атар помещает её в свой гарем и устраивает в честь новой госпожи праздник по-европейски. Скорбящему о потере жены Тарару царь обещает снарядить корабль для преследования разбойников, сам же подстрекает Альтамора вызвать соперника на поединок.

Сразив в поединке Альтамора, Тарар от главного евнуха, Кальпиджи, узнаёт правду о своей жене и, переодевшись рабом — чернокожим немым стариком, с помощью евнуха проникает в гарем. Пытаясь спасти Астазию, он невольно выдаёт себя и, схваченный стражей, предстаёт перед Атаром.

Во дворе царского дворца готовится костёр для Тарара и Астазии, решившей умереть вместе с мужем; но восставшие солдаты и рабы освобождают их. Атар, опасаясь возмездия, отрекается от власти и закалывает себя кинжалом. Народ избирает царём любимого полководца, и, вынужденный уступить воле народа, Тарар надевает на себя цепь, «чтобы сковать себя со счастьем государства»[9][10].

«Аксур»

«Тарар» так понравился императору Иосифу II, что он поручил придворному поэту Лоренцо да Понте перевести либретто на итальянский язык[8]. Тираноборческий пафос оперы просвещённого монарха не смущал: её развязку он считал всего лишь нравоучительной; демократичный, не склонный к расточительности, реформатор Иосиф II не считал себя деспотом[8]. К тому же да Понте в своём либретто приглушил французские предреволюционные интонации — философские и политические аллюзии в критике деспотических режимов Востока, как и актуальную тему женской эмансипации; сам деспот в его интерпретации больше походил на ревнивца-любовника[11]. В итальянской версии Тарар превратился в Атара, а Атар — в Аксура, и сама опера получила название «Аксур, царь Ормуза» (итал. Axur, re d’Ormus); изменилось имя и у смотрителя гарема: он стал Бискромой[8].

Премьера «Аксура» состоялась в венском Бургтеатре 8 января 1788 года и была приурочена к торжествам по случаю бракосочетания племянника императора, эрцгерцога Франца (будущего императора Франца II) с принцессой Елизаветой Вюртембергской[8].

Музыка

В либретто Бомарше с трагическими героями соседствовали и комические, в частности евнух Кальпиджи и гаремные слуги, бывшие европейцы, — соответственно, и в музыке Сальери трагическое органично сочеталось с комическим, возвышенное с приземлённым, что было, как и ранее в «Данаидах», преодолением жёстких канонов классицизма (которым следовал Глюк), не допускавших смешения «высокого» и «низкого» жанров[2][12]. Опера Сальери, пишет М. Мугинштейн, представляла собой «сплав seria и buffa, трагедии и пародии, сатиры и философии, галантных и драматических настроений»[11]. В Париже консервативная критика этот сплав не приняла, называла оперу «конфузом жанра», «драматическим и лирическим монстром»[11].

По своему музыкальному стилю «Тарар» располагался между барокко и ампиром, предвосхищал, с одной стороны, «оперу спасения», с другой — жанр «большой оперы»[13]. Сильный героический стиль, заявленный в увертюре к первому акту, — в этом же стиле выдержана и вся партия Тарара — прямо предвосхищает Бетховена. Даже тема побочной партии увертюры явным образом напоминает аналогичную тему из первой части Второй симфонии Бетховена, что вряд ли можно считать случайным: опера Сальери на протяжении многих лет была на слуху у всех[13].

Переработка «Тарара» в «Аксура» заставила Сальери внести существенные коррективы и в партитуру, что поначалу огорчило императора, находившего «французскую» музыку оперы прекрасной[8]. Но, как говорил сам композитор, «музыка, написанная для французских поющих актёров, мало годится для итальянских актёрствующих певцов»[14], и император с ним в конце концов согласился: во французской версии нет развёрнутых арий, итальянская предоставляет больше возможностей для «чистого» пения[8]. Кроме того, в сцену европейского праздника в серале в IV акте Сальери вставил «Арлекинаду», которой не было в «Тараре», — комедию дель арте как образ Европы[11].

«…Всё вместе, — пишет музыковед Л. Кириллина, — политическая злободневность в аллегорической оболочке, экзотическая зрелищность, отвечавшая моде на турецко-персидский Восток, красочность и выразительность оркестра, яркость мелодических характеристик, мощные контрасты сольных и массовых сцен, живописные звуковые картины и т. д. — создавало неотразимый эффект, способствовавший долгому и массовому успеху этого сочинения в любой аудитории»[8].

Сценическая судьба

Музыковеды впоследствии считали французскую версию оперы, «Тарара», одной из лучших (наряду с «Данаидами»), если не лучшей оперой Сальери[13][15]. Репертуар Парижской оперы «Тарар» украшал вплоть до 1826 года и приносил ей огромные доходы; только в 1787 году было дано 33 спектакля[4]. В 1790 году представление «Тарара» стало частью торжеств, посвящённых первой годовщине взятия Бастилии[4]. Власть во Франции менялась, а «Тарар» по-прежнему пользовался успехом: опера пришлась по вкусу и Наполеону Бонапарту, который, как полагают, видел в Тараре себя[16], она шла и после падения императора — при Бурбонах[17]. По словам М. П. Алексеева, сочинение Сальери составило «целую эпоху в истории оперы»[18][19].

Тем не менее именно итальянская версия, «Аксур, царь Ормуза», быстро распространилась по всей Европе, от Лиссабона до Москвы; либретто при этом нередко переводилось на соответствующие языки, в том числе на польский и русский, — в интерпретации да Понте текст Бомарше утратил опасную остроту[13]. В 1814 году опера была поставлена даже в Рио-де-Жанейро — на португальском языке[13].

«Аксур» стал любимой оперой Иосифа II и превратился в почти официальный символ монархии: исполнение «Аксура» нередко приурочивалось к официальным мероприятиям[20]. Так, в 1790 году частью торжеств по случаю коронации Леопольда II императором Священной Римской империи во Франкфурте стала и постановка «Аксура»[13][17]. В Германии опера шла до середины XIX века[17].

В России «Тарар» впервые был поставлен в 1803 году в Петербурге — французской труппой Большого театра; в 1806 году состоялась премьера «Аксура» в Немецком театре в Москве[11]. Отдельные номера из «Аксура» в Петербурге ещё и в 20-е годы XIX века нередко исполнялись в концертах; ария «Моя Астазия — богиня!», как утверждала Т. Л. Щепкина-Куперник, пользовалась особенной популярностью: весь город её напевал[21].

В эпоху романтизма Сальери, как и подавляющее большинство его современников, был забыт; интерес к музыке XVIII века, в том числе и к творчеству Сальери, возродился в веке XX. Так, «Аксур» после долгого забвения был впервые поставлен в январе 1967 года на сцене Познаньской оперы; в 1987 году в Вене состоялось концертное исполнение оперы под управлением Джанандреа Гавадзени, повлёкшее за собой и ряд других постановок[11]. В 1988 году на музыкальном фестивале в Карлсруэ публике был возвращён и «Тарар»; тремя годами позже он вернулся в Париж, на сцену Гранд-опера́[22][11].

Примечания

  1. Нечаев, 2014, с. 91.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Кириллина, 2000, с. 65.
  3. Кириллина, 2000, с. 62.
  4. 4,0 4,1 4,2 Нечаев, 2014, с. 95.
  5. Нечаев, 2014, с. 92.
  6. Цит. по: Нечаев, 2014, с. 94
  7. 7,0 7,1 Нечаев, 2014, с. 93.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 Кириллина, 2000, с. 66.
  9. Гозенпуд А. А. Оперный словарь. — М.Л.: Музыка, 1965. — С. 400—401. — 482 с.
  10. Мугинштейн, 2005, с. 208—209.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 Мугинштейн, 2005, с. 209.
  12. Кириллина, 2000, с. 62—63, 67.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 Кириллина, 2000, с. 67.
  14. Цит. по: Кириллина Л. В. Указ. соч., с. 66
  15. Dietz M. Salieri, Antonio (нем.) // Allgemeine Deutsche Biographie. — 1890. — Bd. 30. — S. 230—231. Архивировано 19 октября 2014 года.
  16. Нечаев, 2014, с. 96.
  17. 17,0 17,1 17,2 Dietz M. Salieri, Antonio (нем.) // Allgemeine Deutsche Biographie. — 1890. — Bd. 30. — S. 229. Архивировано 19 октября 2014 года.
  18. Алексеев М. П. Комментарии // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений / Гл. ред.: М. Горький, В. П. Волгин, Ю. Г. Оксман, Б. В. Томашевский, М. А. Цявловский. — Л.: АН СССР, 1935. — Т. 7. Драматические произведения. — С. 535.
  19. А. С. Пушкин в своей маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» упоминает, как «вещь славную», именно «Тарара», хотя и «Аксур» не нарушил бы ритм
  20. Fenlon I. How good was he? (англ.) // London Review of Books. — July 6, 2000. — Vol. 22, № 13.
  21. Штейнпресс, 1980, с. 124.
  22. Нечаев, 2014, с. 259.

Литература