Клоринда (Освобождённый Иерусалим)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Танкред, крестящий Клоринду, Доменико Тинторетто, ок. 1585.
Клоринда нападает на Танкреда, изображение из серии Паоло Доменико Финолья.
«Клоринда спасает Олиндо и Софронию» Эжена Делакруа, картина в Новой пинакотеке.

Клоринда — персонаж поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», впервые опубликованной в 1581 году. Женщина-воин сарацинской армии.

Впервые она возникает во 2 песне поэмы, когда спасает от казни Софронию и Олиндо, двух любящих друг друга христиан Иерусалима, затем она оказывается под командованием короля Иерусалима Аладина, помогая оборонять город вместе с отважным рыцарем Аргантом. Танкред увидел её на поле и влюбился в неё, отказываясь сражаться с ней. По этой причине из христианского воинства был послан более слабый герой, и Клоринда убила его. Эрминия, её спутница, будучи сама влюблена в Танкреда, затем бежала из Иерусалима под видом Клоринды, намереваясь войти в христианский лагерь, но, будучи застигнута врасплох отрядом рыцарей, бежала и заблудилась в лесах.

Танкред влюбляется в неё в Песне 3. Во время ночной битвы, в которой она поджигает христианскую осадную башню, её убивает Танкред, не узнающий её в доспехах под покровом тьмы. Она обращается в христианство перед самой смертью (Песнь 12).

Характер Клоринды частично вдохновлен Камиллой Вергилия и Брадамантой у Ариосто; обстоятельства её рождения (европейская девушка, рождённая африканскими родителями) смоделированы по образцу главной героини (Хариклея) древнегреческого романа Гелиодора "Эфиопика".

Образ Клоринды искусстве

Il Combattimento di Tancredi e Clorinda (Сражение Танкреда и Клоринды)— оперная сцена для трёх голосов Клаудио Монтеверди, инсценирующая финальный бой, она впервые была исполнена в 1624 г. и была популярна с момента возрождения интереса к старинной музыке в середине XX в. Хотя поток опер XVIII в., основанных на Тассо, в основном охватывал разные части сюжета, особенно историю Армиды, но Клоринда была первой ролью для контральто во французской опере, а именно в в музыкальной трагедии Танкред 1702 г. композитора Андре Кампра и либреттиста Антуана Данше.

Борьба Клоринды с Танкредом, её обращение и смерть были особенно популярными сюжетами в художественном искусстве.