Версальский экспромт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Версия от 15:50, 20 ноября 2022; I, Robot (обсуждение | вклад) (перенос из ruwiki)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Версальский экспромт
L'Impromptu de Versailles
Жанр комедия
Автор Мольер
Язык оригинала французский
Дата написания 1663
Дата первой публикации 1682

«Верса́льский экспро́мт» — одноактная комедия Мольера, впервые представленная 14 октября 1663 г. в саду версальского дворца; 4 ноября комедию играли в парижском театре Пале-Рояль. Впервые опубликована уже после смерти Мольера, в 1682 г., в собрании сочинений Мольера, изданном Лагранжем и Вино.

В комедии звучат стихи из трагедий Корнеля «Никомед», «Гораций», «Серторий» и «Эдип».

Действующие лица

В этой комедии актёры труппы Мольера играют самих себя.

  • Мольер (комический маркиз)
  • Брекур (один из придворных)
  • Лагранж (комический маркиз)
  • Дю-Круази (поэт)
  • Латорилльер (докучливый маркиз)
  • Бежар (шевалье)
  • Госпожа Дюпарк (жеманная маркиза)
  • Госпожа Бежар (недотрога)
  • Госпожа Мольер (осторожная насмешница)
  • Госпожа Дебри (остроумная кокетка)
  • Госпожа Дю-Круази (слащавая злюка)
  • Госпожа Эрве (жеманная служанка)
  • Четверо из свиты короля

Сюжет

Труппа Мольера репетируют для королевского представления новую комедию. Актёры не успевают выучить и подготовить роли, их репетиция постоянно прерывается праздным любопытством маркизов. Слуги короля торопят Мольера, — король уже в зале и ждёт представления, но Мольер всё оттягивает начало. В конце концов, король великодушно разрешает сыграть любую другую пьесу, а новую оставить до другого раза.

Эта довольно примитивная сюжетная схема служит лишь общим фоном, на котором ясно вырисовываются театральные принципы Мольера, актёра, директора труппы и драматурга, и его эстетические взгляды.

Критика театра Бургундский отель

В «Версальском экспромте» Мольер подвергает жёсткой и часто весьма некорректной критике театр Бургундский отель, — стиль игры, актёров (в частности, Монфлёри́, Бошато́, Виллье́, Отро́ша и госпожу Бошато́), репертуар.

В ответ на «Версальский экспромт» Бургундский отель в том же году поставил пьесу «Экспромт отеля Конде», написанную Монфлёри. В ней открыто высмеивается Мольер,— его пристрастие к фарсу («низкому» жанру театра, место которому не на театральных подмостках, а на ярмарках на мосту Пон-Нёф[1]) и неумение играть трагедии (Мольер был приверженцем естественной игры, тогда как актёры Бургундского отеля играли трагедии пафосно); также объектом насмешек становится его личная жизнь, в частности, в пьесе недвусмысленно намекают на его несчастливый брак и неверность жены (Арманды Бежар).

Собственно, конфронтация между труппой Мольера и Бургундским отелем началась ещё в 1658 г., как только Мольер получил от Людовика XIV сцену Пти-Бурбон и покровительство Месье, брата короля, и продолжалась вплоть до 1680 г., когда указом того же Людовика XIV труппы были объединены в единый театр, получивший название Комеди Франсез. Парижская публика внимательно следила за «дуэлью» театров и с нетерпением ждала каждого нового выпада.

Несколько самых острых моментов соперничества Мольера и Бургундского отеля.[2]

Постановки труппы Мольера Постановки Бургундского отеля
1663 «Критика Школы жён» Мольера «Портрет художника, или Против критики Школы жён» Бурсо
«Версальский экспромт» Мольера «Экспромт Отеля Конде» Монфлёри
1665 «Мать-кокетка» Донно де Визе «Мать-кокетка» Кино
«Александр Великий» Расина Возобновление «Поруса, или Благородства Александра» Буайе
1667 Тереза Дюпарк покидает труппу Мольера и вступает в труппу Бургундского отеля
«Андромаха» Расина (Дюпарк в заглавной роли)
1668 «Критика Андромахи» Сюблиньи
1670 «Тит и Береника» Корнеля «Береника» Расина

Ссылки

Примечания

  1. См. Н.Буало, Поэтическое искусство, Песнь III.
  2. Le Theatre en France sous la direction de Jacqueline de Jomaron, Paris, Armand Colin Editeur, 1992. P.206.