Господин де Пурсоньяк

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Господин де Пурсоньяк
Monsieur de Pourceaugnac
Жанр комедия-балет
Автор Мольер
Язык оригинала французский
Дата написания 1669
Дата первой публикации 1670

«Господи́н де Пурсонья́к» (фр. Monsieur de Pourceaugnac) — комедия-балет в трёх актах Мольера и Ж. Б. Люлли, написанная в 1669 году по заказу короля Людовика XIV по мотивам комедии из репертуара комедии дель арте «Несчастья Пульчинеллы». Впервые представлена 6 октября 1669 г. в замке Шамбор; парижская премьера состоялась в театре Пале-Рояль 15 ноября того же года; в России впервые поставлена в московском Малом театре в 1867 г.

История постановки

В сезон осенней охоты Людовик XIV устраивает многодневные празднества в своём замке в Шамборе, где, среди множества других представлений, должна быть сыграна новая комедия Мольера, сюжет которой («Несчастья Пульчинеллы») выбран самим королём. Интрига основывается на сатирических приключениях глупого провинциала в Париже. Образ лиможского дворянина взят Мольером из жизни: во время одного из спектаклей некий лиможец безобразно повёл себя во время спектакля, поссорился с актёрами и грубейшим образом их обругал.

Представление в Шамборе разыгрывалось в лестничном фойе, где декорациями было обозначено только два дома и задник с нарисованным городом, на сцене не было даже ни одного предмета мебели. Заглавную роль должен был играть сам Мольер, но он заболел, и на премьере Пурсоньяка играл Люлли.

Действующие лица

François-Séraphin Delpech.
Эскизы костюмов комедии «Господин де Пурсоньяк». 1670 г.
1 - Пурсоньяк, 2 - Юлия, 3 - Сбригани.
Ange-Louis Janet.
Иллюстрации к пьесе Мольера «Господин де Пурсоньяк». 1851 г.
  • Господин де Пурсоньяк, дворянин из Лиможа
  • Оронт, парижанин
  • Юлия, дочь Оронта
  • Эраст, влюблённый в Юлию
  • Нерина, интриганка, выдаёт себя за уроженку Пикардии
  • Люсетта, выдаёт себя за уроженку Гаскони
  • Сбригани, неаполитанец
  • Первый доктор
  • Второй доктор
  • Аптекарь
  • Крестьянин и Крестьянка
  • Два солдата швейцарской гвардии
  • Полицейский
  • Два стрелка
  • Лакеи
  • Дети

Действующие лица балета

  • Два певца и певица
  • Два доктора
  • Два адвоката
  • Два прокурора
  • Два сержанта
  • Два балетмейстера
  • Два пажа
  • Четверо любопытных
  • Цыганка и цыган
  • Два солдата швейцарской гвардии
  • Маски
  • Музыканты и танцоры

Сюжет

Действие происходит в Париже.

  • В прологе музыканты выражают страсть двух влюблённых, которые должны бороться с противодействием родителей. Четверо любопытных, привлечённых зрелищем, повздорили между собой и танцуют, обнажив шпаги и сражаясь. Два солдата из швейцарской гвардии разнимают дерущихся и танцуют вместе с ними.
  • Действие первое. Эраст и Юлия любят друг друга, но Оронт, отец Юлии, хочет выдать её замуж за господина де Пурсоньяка, лиможского дворянина. Сбригани обещает помочь влюблённым. Он встречает Пурсоньяка и препоручает его в руки докторов, объявив его сумасшедшим. В заключительном балете первого акта два доктора начинают лечение Пурсоньяка, тот пытается убежать, но доктора и шуты с огромными клистерами бегут за ним.
  • Действие второе. Сбригани, переодевшись фламандцем, встречается с Оронтом и рассказывает ему о якобы огромных долгах Пурсоньяка, а потом, наедине с Пурсоньяком, предупрежает его о мнимой нескромности его будущей невесты. Оронт и Пурсоньяк набрасываются друг на друга со взаимными обвинениями. Юлия разыгрывает страстную любовь к Пурсоньяку, но разъярённый отец прогоняет её. Неожиданно появляется Нерина и кричит, что Пурсоньяк женился на ней, а потом бросил с маленькими детьми. Люсетта говорит то же самое. С криками «Папа! Папа!» прибегают дети. Пурсоньяк не знает, куда деваться. Он идёт за помощью к юристам. В заключительном балете второго акта адвокаты и прокуроры обвиняют его в многожёнстве и считают, что его нужно повесить. Пурсоньяк прогоняет их палкой.
  • Действие третье. Скрываясь от петли, Пурсоньяк переодевается в женское платье. К нему начинают приставать два солдата-швейцарца. На помощь приходит полицейский. Он прогоняет солдат, но узнаёт, что эта дама на самом деле господин де Пурсоньяк; однако, получив хорошую взятку отпускает его. Сбригани прибегает к Оронту с известием о том, что его дочь сбежала вместе с Пурсоньяком. Эраст является перед Орантом и рассказывает, как спас Юлию. В награду за это, Оронт отдаёт её Эрасту в жёны. В заключительном балете маски прославляют наслаждение.

Ссылки

Источники