HMS Bonaventure (1939)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лёгкий крейсер «Бонавенчер»
HMS Bonaventure (31)
Лёгкий крейсер «Бонавенчер» типа «Дидо», 1940 годЛёгкий крейсер «Бонавенчер» типа «Дидо», 1940 год
Служба
 Великобритания
Класс и тип судна Лёгкий крейсер типа «Дидо»
Изготовитель Scotts, Гринок
Заказан к постройке 21 марта 1937 года
Строительство начато 30 августа 1937 года
Спущен на воду 19 апреля 1939 года
Введён в эксплуатацию 24 мая 1940 года
Выведен из состава флота 31 марта 1941 года
Статус потоплен итальянской подводной лодкой Ambra
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 5600 т, полное 6850—7170 т
Длина 147,82/154,23 м
Ширина 15,4 м
Осадка 5,1 м
Бронирование Пояс — 76 мм;
траверзы — 25 мм;
палуба — 51…25 мм;
башни — 13 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность 62 000 л. с. (45,6 МВт)
Скорость хода 32,25 узла (59,7 км/ч)
Дальность плавания 5560 морских миль на 15 узлах
Экипаж 487—530 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 — 133-мм/50
Зенитная артиллерия 2 × 4 — 40-мм/40,
2 × 4 — 12,7-мм пулемёта[1]
Минно-торпедное вооружение Два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата

HMS Bonaventure (31) (Корабль Его Величества «Бонавенчер», «Бонавентура») — британский лёгкий крейсер типа «Дидо». Заказан по программе 1937 года 21 марта того же года. Заложен на верфи Scotts в Гриноке 30 августа 1937 года. Спущен на воду 19 апреля 1939 года, став десятым кораблем Королевского флота, получившим это название. 24 мая 1940 года крейсер введён в строй.

История

После вступления в строй до 19 июня 1940 года проходил испытания.

5 июля крейсер отправился в первый поход, совместно с линкором Revenge эскортируя в Галифакс (Канада) лайнеры Sobieski, Monarch of Bermuda и Batory перевозившие на борту золото. 18 июля крейсер отплыл из Галифакса, с заходом на Бермуды, в Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Уже 25 июля он приступил к службе в составе 15-й эскадры крейсеров Home Fleet’а.

21 августа вместе с крейсером Coventry крейсер выходил для сопровождения атлантического конвоя. После этого в сентябре выходил в составе флота к северо-западным подходам и нёс службу по перехвату рейдеров и обеспечению торгового судоходства.

16 октября «Бонавенчер» совместно с однотипным крейсером Naiad и эсминцами Brilliant, Electra, Maori и Sikh выходили на сопровождение только вступившего в строй линейного корабля King George V, совершавшего переход из Тайна в Розайт.

В ноябре крейсер был определён для службы в составе Средиземноморского флота совместно с 15-й эскадрой крейсеров. Тем не менее, 6 ноября крейсер продолжил службу в северных патрулях, получив из-за погодных условий повреждения палубы. 4 декабря крейсер встал на ремонт в Розайте, по окончании которого был назначен в эскорт конвоя WS5A, следовавшего из Великобритании в Северную Африку[2]. В конвой были включены четыре судна, предназначенных для Мальты и Пирея, которые предполагалось провести в порты назначения в рамках операции Excess. 18 декабря конвой вышел из порта. Вместе с ним шли корветы Clematis, Cyclamen, Geranium и Jonquil, которые должны были сопровождать его до Фритауна. 25 декабря «Бонавенчер» совместно с тяжёлым крейсером Berwick, легким крейсером Dunedin и авианосцем Furious участвовали в бою у мыса Финистре с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер», отбив атаку последнего на конвой. В течение 26 декабря крейсер собирал суда конвоя, рассеявшиеся во время атаки. 28 декабря «Бонавенчер» перехватил немецкое грузо-пассажирское судно Baden (8204 брт) примерно в 325 морских милях к северо-востоку от Понта-Делгада, Азорские острова, в точке 43°00′ с. ш. 23°50′ з. д.HGЯO. Немецкое судно следовало с Тенерифе во Францию. Плохая погода помешала захватить судно и «Бонавенчер» потопил его торпедами. В тот же день крейсер оставил конвой и вместе с упомянутыми ранее четырьмя торговыми судами направился в Средиземное море.

На Средиземном море

6 января 1941 года «Бонвенчер» совместно с эсминцами Hasty, Hero, Hereward и Jaguar вошёл в состав Соединения «F», которое предназначалось для прикрытия судов в проливе Скерки (Skerki). 7 января к конвою присоединилось Соединение H, составившее дополнительное сопровождение (операция Excess). 9 января корабли подверглись воздушным атакам итальянских бомбардировщиков, три из которых были сбиты. После этого, утром 10 января, «Бонавенчер» совместно с эсминцем Hereward принял участие в бою с двумя итальянскими миноносцами, один из которых, Circe, был повреждён, а второй, Vega — потоплен. Крейсер получил незначительные поверхностные повреждения и 2-х членов экипажа убитыми. После боя «Бонавенчер» сопровождал подорвавшийся на мине эсминец Gallant, шедший на буксире эсминца Mohawk. 11 января крейсер пришёл на Мальту и присоединился к 15-й эскадре крейсеров Средиземноморского флота. 14 января совместно с крейсерами Perth и Orion и эсминцем Jaguar он отплыл в Александрию.

В феврале крейсер был перебазирован в бухту Суда, на Крите, совместно с кораблями своей эскадры.

24 февраля «Бонавенчер» совместно с крейсером Gloucester, эсминцами Hereward и Decoy сопровождали вооруженное десантное судно Rosaura, используемое для переброски войск. Корабли участвовали в операции Abstention — высадке подразделений коммандос на остров Кастелоризо в Эгейском море. Операция была отменена.

27 февраля «Бонавенчер» с крейсером Perth и эсминцами Hasty и Jaguar вновь сопроводил Rosaura в ходе повторной попытки высадки на Кастелоризо. 28 февраля крейсер патрулировал к северу от Кастелоризо, во время высадки, которая закончилась катастрофой.

1 марта «Бонавенчер» был переведён в 3-ю эскадру крейсеров.

6 марта «Бонавенчер» совместно с крейсерами Gloucester и York провёл конвой «AG-1» в Пирей. 9 марта корабль вернулся в Александрию.

21 марта из бухты Суда крейсер присоединился к сопровождению мальтийского конвоя «MW-6». В тот же день, в 12:25[3] в районе острова Гавдос крейсер атаковали 2 Ju.88 из состава 4./LG1. Крейсер не только успешно уклонился от сброшенных бомб, но и сбил один из атаковавших самолетов, лейтенанта Фридриха-Вильгельма цур Нидена (Friedrich-Wilhelm zur Nieden). 23 марта, уже будучи на Мальте, крейсер получил осколочные повреждения во время воздушных атак на британские корабли на рейде Гранд-Харбора. Крейсер встал на кратковременный ремонт на Мальте, после которого он вернулся в Александрию в состав эскадры для сопровождения конвоев в Грецию (операция Lustre[en]).

Гибель

Уже 30 марта «Бонавенчер» совместно с эсминцами Hereward, Griffin и австралийским Stuart шёл в охранении войскового конвоя GA-8, направлявшегося из Греции в Александрию. На переходе крейсер подвергся безуспешной атаке итальянской подводной лодки Dagabur[4]. Однако ночью с 30 на 31 марта южнее Крита, недалеко от Соллума «Бонавенчер» был атакован другой итальянской подводной лодкой Ambra, которая из надводного положения выпустила по крейсеру две торпеды. «Бонавенчер» получил торпеду в среднюю часть корабля с правого борта, после чего в крейсер попала или вторая торпеда, или взорвались котлы. Он затонул в точке 33°20′ с. ш. 26°35′ в. д.HGЯO в течение всего 6 минут. Вместе с кораблем погибли 137 человек, в том числе 17 офицеров. 310 человек были спасены эсминцами Hereward и Stuart.

Примечания

  1. Все данные приведены на момент вступления в строй.
  2. WS5A. Дата обращения: 3 апреля 2020. Архивировано 20 февраля 2020 года.
  3. Берлинское время
  4. По другим данным лодка атаковала конвой уже после гибели крейсера

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910—2005. — Минск, Харвест, 2007.
  • Патянин С. В. Дашьян А. В. и др. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.

Ссылки