HMS Diadem (1942)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лёгкий крейсер «Диадем»
HMS Diadem (84)
Лёгкий крейсер «Диадем» на реке Тайн, январь 1944 годаЛёгкий крейсер «Диадем» на реке Тайн, январь 1944 года
Служба
 Великобритания
Класс и тип судна Лёгкий крейсер типа «Улучшенный „Дидо“»
Изготовитель R & W Hawthorn, Leslie & Co. Ltd, Хэбберн-он-Тайн
Заказан к постройке 4 сентября 1939 года
Строительство начато 15 декабря 1939 года
Спущен на воду 26 августа 1942 года
Введён в эксплуатацию 6 января 1944 года
Выведен из состава флота 29 февраля 1956 года
Статус продан в Пакистан
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 5950 т,
полное 7350—7420 т
Длина 147,8/156,1 м
Ширина 15,4 м
Осадка 5,4—5,5 м
Бронирование Пояс — 76 мм;
траверзы — 25 мм;
палуба — 51…25 мм;
башни — 13 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность 62 000 л. с. (45,6 МВт)
Скорость хода 32,25 узла (59,7 км/ч)
Дальность плавания 5100 морских миль на 15 узлах
Экипаж 530 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 — 133-мм/50
Зенитная артиллерия 3 × 4 — 40-мм/40,
6 × 2 — 20-мм/70[1]
Минно-торпедное вооружение Два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата

HMS Diadem (84) (Корабль Его величества «Дайадем») — британский лёгкий крейсер типа «Беллона» (улучшенный «Дидо»). Был заказан по чрезвычайной военной программе 4 сентября 1939 года и заложен на верфи R & W Hawthorn, Leslie & Co. Ltd, в Хэбберн-он-Тайн 15 декабря 1939 года. Крейсер был спущен на воду 26 августа 1942 года, став пятым кораблём, носившим это имя в британском флоте с 1782 года. Вступил в строй 6 января 1944 года.

История службы

По окончании испытаний, в январе 1944 года совершил переход в Скапа-Флоу. В феврале проходил подготовку к службе в 10-й крейсерской эскадре, Home Fleet.

29 марта вошел в состав эскорта арктического конвоя JW-58, в составе эскортных авианосцев Activity и Tracker под прикрытием эсминцев Impulsive, Inconstant, Obedient, Offa, Onslaught, Onslow, Oribi, Orwell, Saumarez, Serapis, Scorpion, Venus и норвежского Stord (операция FZ). 6 апреля присоединился к эскорту обратного конвоя RA-58. 13 апреля покинул конвой и вернулся в Скапа-Флоу.

20 апреля совершил независимый переход в Мурманск с эскортными авианосцами Activity и Fencer, 16 эсминцами и 6-й эскортной группой для сопровождения пустых судов, возвращающихся из России. с 28 апреля сопровождал обратный конвой RA-59 с авианосцем Fencer и эсминцами. 3 мая корабль вернулся в состав Home Fleet.

30 мая крейсер откомандирован для оказания поддержки во время высадки в Нормандии в соединении огневой поддержки Force Е (Операция Нептун). 3 июня Дайадем отправился из Клайда с крейсером Belfast в сопровождении эсминцев Ulster и Urchin в составе конвоя G14. 6 июня обстреливал батарею в Бени-сюр-Мер в соответствии с заранее подготовленным планом. В дальнейшем, при необходимости обеспечивал огневую поддержку. С 14 июня действовал с восточной оперативной группой по завершении фазы штурма. 19 июня поврежден при столкновении с паромом Rhino у Нормандии, во время шторма. 26 июня обстреливал район Кана совместно с линейным кораблем Rodney, монитором Roberts, крейсерами Argonaut и Belfast в поддержку военных операций, направленных на выдвижение из прибрежных районов вглубь Франции.

В июле крейсер переведен в Плимутское командование для перехвата эвакуационных конвоев в Бискайском заливе.

В начале августа Дайадем незначительно поврежден взрывом немецкого взрывающегося катера (LINSEN) у Нормандии.

12 августа Дайадем совместно с эсминцем Onslow и польским эсминцем Piorun образовали Force 28 для наступательного рейда в Бискайском заливе. Корабли потопили немецкий тральщик (Sperbrecher 7) недалеко от Ла-Рошели.

22 августа эти же корабли атаковали цели на острове Иль-д’Йе́. В сентябре крейсер вернулся к службе в Скапа-Флоу.

С 19 сентября Дайадем составлял часть эскорта арктического конвоя JW-60, состоящего из эскортных авианосцев Campania и Striker и эсминцев. 23 сентября крейсер прибыл в Кольский залив. 28 сентября присоединился к эскорту обратного конвоя RA-60 с линейным кораблем Rodney и эскортными кораблями конвоя JW-60. 3 октября прибыл в Скапа-Флоу.

В ноябре крейсер проходил ремонт в Розайте. 20 ноября стал флагманским кораблем Force 3, сопровождающим эскортные авианосцы Premier и Pursuer с эсминцами, выполнявшими авиационное минирование в Карм Сунде (Karm Sund) (операция Handfast).

7 декабря Дайадем сопровождал авианосец Implacable, эскортные авианосцы Trumpeter и Premier и 8 эсминцев, для совмещенных авиационных минных постановках и морских ударах в Карм Сунде (операция Urbane).

1 января 1945 года крейсер вошел в состав конвоя JW-63 совместно с эскортным авианосцем Vindex для усиления противолодочной обороны. Конвой состоял из эсминцев Savage, Scourge, Serapis, Zambesi, Zebra, канадских Sioux, Algonquin и норвежского эсминца Stord, составлявших боевое прикрытие и эсминцев Keppel, Walker, Westcott, шлюпов Cygnet, Lark, корветов Alnwick Castle, Bamborough Castle, Bluebell и Rhododendron сформировавших ближний эскорт. С 11 января возвращался с обратным конвоем RA-63, который был вынужден укрыться на Фарерских островах от экстремальной погоды. 23 января вернулся к службе в составе Home Fleet.

28 января 1945 года участвовал с крейсером Mauritius в бою против 3-х немецких эсминцев 4-й флотилии, которые пытались проникнуть в Балтийское море из Бергена. Немецкий Z-31 был поврежден, и вражеские корабли вернулись в порт. Крейсер получил повреждения носового дымохода от попадания немецкого 5,9-дюймового снаряда. На следующий день переход смогли совершить только два других эсминца (Z-34 и Z-38).

В феврале крейсер в течение 2-х недель проходил ремонт. В марте вернулся к службе.

12 марта крейсер присоединился к арктическому конвою JW-65 с эскортным авианосцем Campania, эсминцами Onslaught, Opportune, Orwell, Scorpion и Zambesi в качестве дальнего эскорта. В состав сопровождения вошли эсминцы Myngs, канадский Sioux и норвежский Stord, шлюп Lapwing и семь корветов из состава команды западных подходов. Эскортный авианосец Trumpeter, с эсминцами Savage и Scourge присоединились к JW-65 позже. Конвой подвергся атакам подводных лодок, во время которых были потоплены шлюп Lapwing и торговое судно. Дайадем отделился по прибытии в Кольский залив 20 марта.

23 марта отправился из Кольского залива в составе эскорта обратного конвоя RA-65 с эскортными авианосцами Trumpeter, Campania и эсминцами из состава эскорта JW-63, оставаясь с конвоем до 30 марта.

В апреле крейсер обеспечил дальнее прикрытие во время прохождения конвоев JW-66 и обратного RA-66, с кораблями Флота, развернутыми для операций у берегов Норвегии. 22 апреля сопровождал эскортные авианосцы Searcher и Queen с эсминцами обеспечивая атаки на корабли у берегов Норвегии.

4 мая Дайадем сопровождал эскортные авианосцы Searcher, Queen, Trumpeter с крейсером Norfolk и эсминцами, во время авиационных ударов по кораблям к западу от Нарвика и по береговым целям. Были потоплены немецкие корабль снабжения Black Watch, подводная лодка U-711 и траулер (операция Judgement).

5 мая крейсер был отозван для участия в действиях в операциях по освобождению в нижних странах.

С 23 мая крейсер находился в качестве стационера в Копенгагене. В июне он принял участие в параде Победы в Осло совместно с крейсером Bellona, после чего 28 июня вновь вернулся в Копенгаген.

Послевоенная служба

После окончания войны Дайадем служил флагманом 2-й эскадры крейсеров Home Fleet до 1950 года, когда он был помещен в резерв.

29 февраля 1956 года крейсер был продан в Пакистан в соответствии с соглашением о программе взаимной помощи с США. Перед отплытием из Великобритании Дайадем был переоборудован и переименован в Babur 5 июля 1957 года. В 1961 году он был преобразован в курсантский учебный корабль. В 1975 году корабль все ещё использовался в качестве учебного крейсера.

Примечания

  1. Все данные приведены на момент вступления в строй.

Ссылки