HMS Dido (1939)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лёгкий крейсер «Дидо»
HMS Dido (37)
Лёгкий крейсер «Дидо» одноимённого типаЛёгкий крейсер «Дидо» одноимённого типа
Служба
 Великобритания
Класс и тип судна Лёгкий крейсер типа «Дидо»
Изготовитель Cammell Laird, Биркенхед
Заказан к постройке 21 марта 1937 года
Строительство начато 20 октября 1937 года
Спущен на воду 18 июля 1939 года
Введён в эксплуатацию 30 сентября 1940 года
Выведен из состава флота 18 июля 1957 года
Статус выведен из состава флота
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 5600 т, полное 6850—7170 т
Длина 147,82/154,23 м
Ширина 15,4 м
Осадка 5,1 м
Бронирование Пояс — 76 мм;
траверзы — 25 мм;
палуба — 51…25 мм;
башни — 13 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность 62 000 л. с. (45,6 МВт)
Скорость хода 32,25 узла (59,7 км/ч)
Дальность плавания 5560 морских миль на 15 узлах
Экипаж 487 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 — 133-мм/50
Зенитная артиллерия 1 × 102 мм Mk V
2 × 4 — 40-мм/40,
2 × 4 — 12,7-мм пулемёта[1]
Минно-торпедное вооружение Два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата

HMS Dido (37) (Корабль Его величества Дидо — Дидона) — британский лёгкий крейсер, типа «Дидо». Был заказан по программе 1936 года 21 марта 1937 года и заложен на верфи Cammell Laird в Биркенхеде 20 октября 1937 года. Крейсер был спущен на воду 18 июля 1939 года, став шестым кораблём, носящим это имя в британском флоте с 1784 года. Вступил в строй 30 сентября 1940 года. Крейсер стал первым кораблём, на котором был установлен новейший радар воздушного предупреждения Type 281. Девиз корабля: «Steadfast» — «Непоколебимый».

История

После вступления в строй и окончания испытаний в октябре 1940 года крейсер перешёл в Скапа-Флоу в начале ноября для службы в составе 15-й крейсерской эскадры. Первый боевой выход корабля состоялся в том же месяце, когда он вместе с линейными крейсерами Hood и Repulse, а также со своими систершипами Naiad и Phoebe действовал на cеверо-западных подходах в поисках немецкого карманного линкора «Адмирал Шеер».

В ноябре же крейсер сопровождал войсковой конвой к Гибралтару и авианосец Furious, доставляющий самолёты во Фритаун. в ходе этого похода были проведены морские испытания радара Type 281.

3 декабря крейсер отправился из Фритайна в Великобританию. 10 декабря встал на ремонт на верфи Тайна. 17 декабря вернулся к службе в 15-й эскадре крейсеров, с которой оставался до марта 1941 года.

В марте 1941 года выходил вместе с линкорами King George V и Nelson, крейсером Nigeria для прикрытия первого важного рейда коммандос на вражеской территории — на Лофотенские острова (Операция Claymore).

В составе Средиземноморского флота

В апреле крейсер был определён для службы в составе Средиземноморского флота. 1 апреля крейсер вышел в Гибралтар. С 24 апреля крейсер принял участие в Операции Салиент (Операция Salient). Операция состояла из проводки транзитом крейсера Dido, минного заградителя Abdiel и эсминцев Jackal, Jersey, Kashmir, Kelly, Kelvin и Kipling в Александрию с заходом на Мальту. Все корабли имели грузы для острова, но конструкция эсминцев вынудила большую часть груза поместить в ящиках на верхней палубе. Данная операция производилась в то же время, что и доставка воздушного подкрепления на Мальту в рамках операции Dunlop и корабли, шедшие в Александрию, прикрывались соответственно Соединением H. Соединение «S» (так были названы корабли, участвующие в операции) отплыло в 22:00 24 апреля с предполагаемым прибытием на Мальту 26 апреля. Штормовое состояние моря вызвало повреждения сильно загруженных эсминцев и потерю некоторой части их груза, так что контр-адмирал Виан приказал Dido уменьшить скорость, что задержало прибытие соединения на остров на 24 часа. Фактически корабли прибыли на остров утром 27 апреля. С 28 апреля Дидо и минный заградитель Abdiel, вместе с эсминцами Janus, Jervis и Nubian, отконвоировали с Мальты в Александрию транспорт Breconshire.

6 мая крейсер вместе с крейсерами Phoebe, Calcutta и Coventry вышел в составе эскорта конвоя, шедшего из Александрии на Мальту. 8 мая крейсер был переведён в состав эскорта конвоя, двигавшегося навстречу из Гибралтара в Александрию с танками на борту. Дальнее прикрытие осуществлял Средиземноморский флот в составе линкора Queen Elizabeth, и крейсеров Naiad, Fiji и Gloucester. Вся операция в целом носила название Тигр (Операция Tiger).

Критская операция

14 мая крейсер вошёл в состав Соединения C, осуществлявшего поддержку обороны Крита. В греческом порту на него погрузили золотой запас Греции, и он вместе с эсминцами Stuart (австралийский) и Vendetta вышел в составе эскорта конвоя AS1, вывозящего гражданских лиц в Александрию. С моря конвой прикрывало Соединение A — линкоры Queen Elizabeth и Barham. 16 мая крейсер вместе с крейсером Coventry вернулся после рейда по перехвату возможных вражеских конвоев вторжения на Крит. 18 мая совместно с Coventry защищал госпитальное судно Abba от вражеских воздушных атак.

19 мая вместе с крейсером Orion и эсминцами Hasty и Greyhound вышел на соединение с крейсером Ajax в сопровождении флотских эсминцев (Соединение D) к проливу Китера для перехвата вражеских судов вторжения. 21 мая после патрулирования крейсер присоединился к Соединению A (линкоры Warspite и Valiant), патрулировавшему юго-западнее Крита. В течение дня корабли подвергались воздушным атакам. С наступлением темноты вместе с Соединением D снова отправился к северу от острова. Участвовал в ночном бою с немецким конвоем, прикрывавшимся итальянским миноносцем Лупо, в ходе которого немецкий конвой был разгромлен.

24 мая после заправки в Александрии вернулся вместе с крейсером Ajax и эсминцем Kimberley к острову. 25 мая в течение дня оставался с главными силами (линкоры Queen Elizabeth и Barham, авианосец Formidable). 27 мая был с ними же во время атаки авианосцем вражеского аэродрома на острове Скарпанто.

Бомбовое повреждение

28 мая в составе Соединения B вместе с крейсерами Orion и Ajax отплыл из Александрии для эвакуации войск из Ираклиона. Ночью 29 мая на борт были перегружены войска с эсминцев, которые снимали их ранее с берега. На обратном пути в проливе Касо был поражён вражеской авиабомбой в башню «B». На борту было много жертв, в том числе и из состава перевозимого шотландского полка Black Watch. Обширные повреждения полностью вывели из строя носовую группу вооружения.

Захват Ассаба

После временного устранения повреждений в Александрии, крейсер решено было направить для продолжения ремонта в Дурбан. Однако 10 июня он вышел в составе эскорта соединения контр-адмирала Галифакса, командующего морскими силами в Красном море, участвующего в захвате порта Ассаб в Эритрее. Соединение состояло из транспортного корабля, вспомогательного крейсера и двух индийских шлюпов. 11 июня под покровом темноты два моторных катера, каждый из которых нёс по 30 человек из состава Пенджабского полка, вошли в гавань Ассаба под прикрытием воздушной бомбардировки и залпов с Дидо. Войска высадились без единого ответного выстрела по ним. Два итальянских генерала были захвачены в пижамах. В 6:00 Соединение вошло в порт Ассаба, ставшим последним итальянским постом на Красном море, захваченным британцами.

Ремонт в США

В июле крейсер пришёл в Саймонстаун и был поставлен в сухой док Selborne. Позже был переведён для продолжения временного ремонта в Дурбан, перед предстоящим окончательным ремонтом в США на верфи Brooklyn Navy Yard. Туда крейсер отправился 15 августа вокруг мыса Доброй Надежды. Сам ремонт продолжался до ноября 1941 года. 1 ноября, по завершении ремонта, крейсер вышел в Великобританию для окончательных исправлений, которые не могли быть устранены в США (радарное оборудование).

Возвращение на Средиземное море

18 декабря крейсер снова направился в Гибралтар для последующего воссоединения с 15-й эскадрой крейсеров на Средиземном море. Дидо и эсминцы Arrow, Foxhound, Gurkha и Nestor покинули Гибралтар 22 декабря, отправившись для усиления флота в Александрии, и по пути зашли на Мальту 24 декабря. Припасы и некоторые пассажиры были высажены на Мальте, а корабли отправились далее 26 декабря, сопровождая порожние суда с острова в составе конвоя ME-8. 28 декабря крейсер воссоединился со своей эскадрой.

4 января нового, 1942 года, крейсер вместе с эскадрой вышел для прикрытия десантного транспорта Glengyle шедшего с запасами топлива на Мальту. На обратном пути они сопровождали судно снабжения Breconshire, шедшее с Мальты. Соединение с воздуха надёжно прикрывала авиация, так что переход прошёл без происшествий.

16 января крейсер вместе с эскадрой сопровождал в конвоях MW-8A и MW-8B 4 судна шедшие на Мальту. В ходе операции, до входа в зону воздушного прикрытия, корабли подверглись тяжёлым воздушным атакам. После входа в зону прикрытия, корабли сопровождались 201 группой RAF, которая обеспечила надёжную защиту.

С 24 по 28 января крейсер вместе с своими двумя систершипами и эсминцами участвовал в операции MF.4 — проведении из Александрии на Мальту судна снабжения Breconshire с грузами и вывода с острова десантного судна Glengyle и транспорта Rowallan Castle. Операция, несмотря на авиационное противодействие, прошла успешно и без потерь.

12 февраля корабли эскадры выходили для прикрытия очередных мальтийских конвоев MW9A/B и встречи возвращающегося Breconshire. Вследствие тяжёлых воздушных атак ни одно из судов не прибыло на Мальту.

10 марта в составе соединения B: крейсера Euryalus и Naiad, крейсер Дидо вышел на безуспешные поиски итальянского конвоя, следовавшего в Триполи. После этого состоялись поиски повреждённого итальянского крейсера, также не увенчавшиеся успехом. 11 марта во время возвращения в базу крейсер Naiad недалеко от Саллума был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-565.

15 марта вместе с крейсером Euryalus и 6-ю эсминцами обстреливал остров Родос.

2-е сражение в заливе Сирт

20 марта крейсер Дидо участвовал в проводке Мальтийского конвоя MW-10 на его переходе из Александрии (Операция MG-1) составив совместно с крейсерами Cleopatra и Euryalus Соединение «B». 21 марта Соединение «B» встретилось с эскортом конвоя: крейсер Carlisle и эскортные миноносцы типа Хант. 22 марта корабли приняли участие во втором сражении в заливе Сирт против итальянского флота, включающего в себя линкор Литторио и три крейсера. В условиях плохой погоды крейсерам удалось удержать врага на расстоянии, а после торпедной атаки британских эсминцев противник отвернул и конвой был спасён. Конвой подвергся сильным воздушным атакам и понёс потери. Крейсера 28 марта вернулись в Александрию, где командовавший в бою адмирал Виен получил поздравительную телеграмму от премьер-министра за успешные действия в бою с итальянским флотом.

После боя крейсер продолжил службу в составе 15-й эскадры.

Операция Вигорес

С 13 по 16 июля крейсер участвовал в операции Вигорес.

19 июля Дидо совместно с крейсером Euryalus и эсминцами Jervis, Javelin, Pakenham и Paladin выходил в море для обстрела вражеских позиций у Мерса-Матрух.

Ремонт в Массауа

В августе крейсер заходил в Массауа для проверки причин проблем с гребным винтом, вызывающим вибрацию. Проблема была характерна для всей серии кораблей и Дидо стал первым, кто прошёл проверку. В сентябре крейсер вернулся к Эскадре в Александрию.

13 сентября ночью обстреливал район Эль-Даба в качестве диверсии перед штурмовой высадкой в Тобруке (Операция Agreement).

В октябре крейсер действовал в Восточном Средиземноморье, патрулируя море и перехватывая вражеские конвои в Северную Африку.

В ноябре крейсер действовал в качестве поддержки конвоев снабжения, шедших на Мальту (Операция Quadrangle). 17 ноября вместе с крейсерами Euryalus и Arethusa и 10 эсминцами прикрывал конвой (Операция Stoneage). 18 ноября конвой подвергся воздушной атаке, в ходе которой Arethusa был тяжело поврежден.

В составе Соединения K

В декабре Дидо был отряжен в состав Соединения K, действовавшего с Мальты по перехвату вражеских конвоев. 12 декабря вместе с кораблями соединения он вышел с острова. 13 декабря они потопили 3 корабля снабжения, атаковав конвой у побережья Северной Африки.

В составе Соединения Q

16 декабря Дидо вместе с крейсером Sirius был развёрнут в Боне, образовав Соединение Q. 26 декабря он был переведён в Гибралтар в состав Соединения H. 28 декабря эскортировал конвой в Бенгази совместно с эсминцами Javelin и Beaufort. Уже в новом, 1943 году, 6 января вместе с систершипом Sirius вышел из Гибралтара в Бон, прикрывая минный заградитель Abdiel в операции по постановке минного заграждения у банки Скерки. С 10 января продолжил службу в Боне вместе с Соединением Q.

17 января совместно с Euryalus и эсминцами Javelin, Kelvin и Nubian атаковал итальянский конвой у Лампедузы. Одно из судов, D’Annunzio, было потоплено эсминцами.

С апреля Дидо базировался в Алжире, после чего ушёл на ремонт в Ливерпуль, в ходе которого были установлены радары предупреждения и управления артиллерийским огнём сантиметрового диапазона. После окончания ремонта, в начале июня крейсер был определён на службу в состав 12 эскадры крейсеров в Средиземном море. 18 июня крейсер вышел из Скапа-Флоу, чтобы присоединится к своей новой эскадре в Алжире. Крейсер вошёл в состав резервных прикрывающих сил, обеспечивающих высадку на Сицилии (Операция Хаски).

Высадка на Сицилии

9 июля Дидо вышел в составе резервной группы вместе с линкорами King George V и Howe и крейсером Sirius для пресечения помех высадке десанта. 10 июля группа оперировала южнее Сардинии с прикрытием их эсминцев Jervis, Penn, Pathfinder, Panther, Paladin и Petard. 11 июля корабли обеспечивали поддержку орудийным огнём у Марсалы.

26 июля крейсер вышел в море с линкорами King George V и Howe, авианосцем Indomitable и крейсером Euryalus для прикрытия конвойных операций у Сицилии.

1 августа крейсер обстреливал Вибо-Валентию на западном побережье Италии в преддверии высадки союзников на материке. 9 августа обстреливал цели у Кастельмаре. 14 августа обстреливал Скалию юго-восточнее Неаполя. 15 августа снова обстреливал Вибо-Валентию и атаковал конвой южнее мыса Бонифация, потопив один транспорт и два корабля сопровождения.

В начале сентября крейсер совместно с крейсерами Aurora, Penelope и Sirius и минным заградителем Abdiel прибыл в Бизерту для погрузки на борт 1-й воздушно-десантной дивизии. 8 сентября корабли вышли в сопровождении линкоров King George V и Howe чтобы высадить десант в Таранто (Операция Slapstick). 9 сентября высадка была произведена, но при этом Abdiel при входе в порт подорвался на мине и затонул. 10 сентября крейсер вернулся в Бизерту за вторым эшелоном дивизии для высадки в Таранто.

12 сентября крейсер присоединился к крейсерам эскадры для обеспечения высадки в Салерно (Операция Avalanche). 17 сентября он обеспечивал артиллерийскую поддержку высадке. 19 сентября крейсер был определён для участия в операциях в Эгейском море и вернулся в Таранто.

Действия в Эгейском море

В начале октября крейсер был переведён в Эгейское море для поддержки британской оккупации островов после капитуляции итальянцев. 4 октября он прибыл туда вместе с крейсерами Aurora, Penelope и Sirius для перехвата немецких десантных средств. 5 октябре крейсер совместно с Aurora и эсминцами Tumult и Pathfinder совершил рейд в пролив Касо. В ходе операции к югу от Крита в 21:00 5 октября Дидо на зигзаге столкнулся вскользь носами с Aurora и получил повреждения корпуса.

7 октября крейсер встала на ремонт в Александрии, по завершении которого в ноябре участвовал в обстреле Скаллетто в ходе рейда Командос.

Операции у берегов Италии

В декабре крейсер действовал в составе соединения K на Мальте, а в конце месяца был определён для участия в высадке в Анцио (Операция Shingle).

В январе 1944 года крейсер совместно с крейсерами Delhi, Phoebe, Orion, Penelope, Mauritius и американскими крейсерами Philadelphia и Brooklyn под прикрытием эсминцев обеспечивал артиллерийский шквал во время штурма Анцио, отвлекая внимание от десантных средств. 21 января он обстреливал Чивитавеккью. 29 января он спасал выживших с крейсера Spartan, потопленного немецкой планирующей бомбом.

В феврале крейсер был повреждён в Неаполитанском заливе во время столкновения с американским танкодесантным кораблём, после чего ушёл ремонтироваться на Мальту. 31 марта он продолжил службу, базируясь в Неаполе, оставаясь вместе с эскадрой с апреля по июнь.

Высадка в Южной Франции

В июле крейсер был назначен для участия в высадке союзных войск в Южной Франции (Операция Драгун). Крейсер вместе с эсминцем Lookout, американскими крейсером Augusta и эсминцами Somers и Gleaves вошёл в созданное в Неаполе TF 86 — поддержка и высадка в Ситке. 12 августа TF 86 вышло из Неаполя. 14 августа оно встретило конвой вторжения SF2 (Alpha), SF2A (Delta) и SF2B (Alpha) в условленном месте, южнее мыса Камара. 15 августа с крейсером Augusta и крейсером Ajax, входящим в группу поддержки в зоне Alpha (TF 85), прикрывал высадку французского спецназа в Кабо-Негро (Cape Negre), предоставляя огневую поддержку во время немецкой контратаки. 17 августа производил обстрелы вражеских батарей между Кабо-Негро и Ле-Лаванду в зоне высадки Alpha. 28 августа, по окончании операции, крейсер был определён на службу в 10-й эскадре Хоум Флита. В сентябре он совершил переход в Скапа-Флоу.

Действия в Арктических водах

22 октября крейсер вместе с эсминцами Onslow, Obedient, Offa, Opportune, Oribi и Orwell вышел в составе сил прикрытия арктического конвоя JW61. Эскортные авианосцы Vindex, Nairana и Tracker осуществляли воздушное противолодочное прикрытия конвоя. 28 октября крейсер отделился от конвоя и прибыл в Кольский залив, где на его борт погрузили 6,5 тонн золота. 2 ноября крейсер вместе с фрегатами Byron, Fitzroy, Conn, Deane, Redmill, Rupert и несколькими эсминцами вышел в составе обратного конвоя RA61. 6 ноября он покинул конвой и совершил переход в Скапа-Флоу, куда прибыл 8 ноября.

27 ноября Дидо вместе с эсминцами эскортировал авианосец Implacable, который совершал воздушную атаку на конвой севернее Mosjoe (севернее Намсуса). в ходе атаки было потоплен два судна, одно из которых перевозило русских военнопленных, с большими потерями на последнем.

11 января 1945 года крейсер вышел в качестве флагмана Соединения 3, сопровождавшего эскортные авианосцы Premier и Trumpeter, осуществлявшие авиационные минные постановки (Операции Gratis и Spellbinder).

12 февраля выходил в составе Соединения 2 вместе с крейсером Norfolk и эсминцами для атаки каботажного судоходства у Bud (Операция Selenium). После безуспешных поисков вернулись в Скапа-Флоу.

2 февраля вышел в качестве флагмана Соединения 4, эскортируя с эсминцами эскортные авианосцы Premier и Puncher в ходе постановки последними минных заграждений в Karm Sound (Операция Groundsheet). Они также прикрывали траление севернее Шетландских островов (Операция Shre).

22 апреля крейсер обеспечивал зенитное прикрытие минного заградителя Apollo и трёх эскортирующих его эсминцев во время постановки специального противолодочного минного заграждения в Кольском заливе (Операция Trammel). 27 апреля встал на краткосрочный ремонт в Розайте.

Пленение немецкого флота

6 мая вышел с крейсером Birmingham и эсминцами для перехода в Копенгаген. Их прикрывали эскортные авианосцы Searcher, Trumpeter и крейсер Norfolk (Операция Cleaver). 9 мая в Копенгагене принимал капитуляцию немецких крейсеров «Принц Ойген» и «Нюрнберг». 22 мая вместе с крейсером Devonshire эскортировал эти крейсера в Вильгельмсхафен.

После прохождения ремонта, в ходе которого было установлено новейшее радарное оборудование, в июне крейсер был определён для службы в составе Британского Тихоокеанского флота.

Королевский визит на остров Мэн

6 июля крейсер вышел из Ливерпуля, взяв на борт совершавших визит на остров Мэн короля Георга VI и королеву Елизавету. 8 июля крейсер вернулся в Ливерпуль вместе с коронованными особами. 28 июля король снова нанёс визит на крейсер, стоявший в Розайте.

В состав Тихоокеанского флота крейсер, однако, так и не вошёл, поскольку встал в Чатаме на долгосрочный ремонт в октябре, который продолжался до 1947 года.

Примечания

  1. Все данные приведены на момент вступления в строй.

Ссылки