Эдип

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эдип
др.-греч. Οἰδίπους, лат. Oedipus
IngresOdipusAndSphinx.jpg
Мифология древнегреческая
Пол мужской
Отец Лай
Мать Иокаста
Супруга Иокаста, Евриганея, Астимедуса
Дети Исмена, Этеокл, Полиник, Антигона, Лаонит

Эдип (др.-греч. Οἰδίπους, лат. Oedipus) в древнегреческой мифологии[1] — царь Фив, сын Лаия и Иокасты[2].

Эдип разгадывает загадку Сфинкса. Деталь фрески II века, хранится в Египетском музее

В мифологии

Оракул предсказывал Лаию, что тот умрёт от руки своего сына[3]. Ослушавшись предсказания, Лаий женится на Иокасте. После рождения сына, опасаясь за свою жизнь, он приказывает проколоть ноги новорождённого Эдипа и выбросить его у подножья горы Киферон. На третий день после рождения, зимой[4], Эдип брошен в горах, в долине Киферона. Ему сковали суставы ног. Там его нашёл коринфский пастух[5]. Пастух отнёс мальчика в Коринф к царю Полибу и его жене Перибее, которые воспитали его как родного сына, дав ему имя Эдип, то есть «имеющий вспухшие ноги». Ребёнок был воспитан в местечке Тенея у Коринфа[6].

Гюстав Моро, Эдип и Сфинкс, 1864

Когда Эдип достиг зрелости, ровесники стали обвинять его в том, что он приёмыш, тогда он отправился в Дельфы[7]. У входа в храм были написаны 3 максимы : 1. Познай самого себя, 2. Ничего сверх меры, 3. Ручайся только за себя. Дельфийский оракул через Пифию предсказал ему[8], что он убьёт своего отца и женится на своей матери.

Избегая Полиба, которого Эдип считал своим отцом, он отправился в Фивы[9][3]. По дороге в Дельфы, у распутья трёх дорог[10] он встретил Лаия, вступил в спор с его возницей, а затем убил и его самого[11][3]. Согласно трагедиям, Лаий наехал колесом ему на ногу[12], за что Эдип убил его посохом[13]. Затем Эдип смыл кровь после убийства в источнике, названном Эдиподия[14].

Явившись в Фивы, Эдип освободил город от страшного чудовища Сфинкса, разгадав её загадку[15] , за что Фивы избрали Эдипа своим царём[16][3]. Он женился на вдове Лаия Иокасте (у Гомера она носит имя Эпикасты[17]), не зная, что она является его матерью. От неё он имел сыновей — Этеокла и Полиника и дочерей Антигону и Исмену. Другие версии называют женами Эдипа также Евриганею и Астимедусу.

В наказание за такое преступление (пусть и совершённое неосознанно) боги послали на Фивы моровую язву[18] и объявили, что она не прекратится, пока не будет изгнан из города убийца Лаия. Узнав истину, его жена Иокаста повесилась[19], а Эдип в отчаянии ослепил себя[20]. Когда сыновья стали пренебрегать им, он их проклял[21].

Антигона и Эдип покидают Фивы

Затем несчастный слепец покинул Фивы в сопровождении своей дочери Антигоны и после долгих странствований умер в Колоне, близ Афин, в храме Эриний. Вступил на афинскую землю в Конном Колоне[22]. Могила — в святилище Эриний в Афинах[23], по мнению Павсания, кости перевезены из Фив[24]. Гесиод описывает, что Эдип умер в Фивах[25]. Его похоронили там, но затем как нечестивца перенесли в селение Кеос в Беотии, а затем в священный участок Деметры[26]. Надгробные игры по Эдипу упомянуты в «Илиаде»[27].

Эдип в последующей традиции

Фульшран Жан Аррье. Эдип в Колоне

Предание об Эдипе встречается уже у Гомера, Гесиода и киклических поэтов. Эдип — действующее лицо трагедии Эсхила «Эдип», его сатировской драмы «Сфинкс» (фр.235-236 Радт); трагедий Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне», трагедий Еврипида «Эдип»[28] и «Финикиянки», трагедии Мелета Младшего «Эдиподия», трагедий Ахея Эретрийского, Ксенокла Старшего, Никомаха, Никомаха Афинского[29], Филокла Старшего, Диогена, Каркина Младшего[30], Феодекта, Тимокла и неизвестного автора «Эдип», двух трагедий Ликофрона «Эдип», комедии Евбула «Эдип», трагедии Цезаря «Эдип»[31] и Сенеки «Эдип».

В новейшее время сказание об Эдипе было использовано Гуго фон Гофмансталем; в музыке — Игорем Стравинским и Джордже Энеску. Сюжет об Эдипе стал хрестоматийным примером того, как герой тщетно пытается избежать уготованной ему судьбы.

Предание об Эдипе занимает важное место в романе Милана Кундеры «Невыносимая лёгкость бытия», однако в нём рассматривается не неотвратимость судьбы, а мораль, изменившаяся со времён Эдипа (должен ли человек «выкалывать себе глаза», если он узнал о преступности своих действий лишь после совершения преступления?).

В романе Орхана Памука «Рыжеволосая женщина» сопоставлены западный миф об убийстве Эдипом неузнанного им отца Лаия и восточный миф об убийстве Рустамом неузнанного им сына СухрабаШахнаме» Фирдоуси)[32][33][34].

В психоанализе есть понятие эдипов комплекс — бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю противоположного пола и связанная с ним агрессия к родителю своего пола.

Термин эдипизм[en] используется в медицине для обозначения серьёзного самоповреждения глаз, которое является формой членовредительства и обычно вызывается психозом, параноидальным бредом или наркотиками[35].

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.657-659, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.482-483
  2. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 7-9; 6, 3; 7, 1
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Еврипид. Финикиянки
  4. Аристофан. Лягушки 1190
  5. Софокл. Царь Эдип 716—719, 1026—1035
  6. Страбон. География VIII 6, 22 (стр.380)
  7. Софокл. Царь Эдип 779; Гигин. Мифы 67
  8. Пиндар. Олимпийские песни II 40; Софокл. Царь Эдип 788—799
  9. Софокл. Царь Эдип 1026—1030
  10. Софокл. Царь Эдип 734
  11. Пиндар. Олимпийские песни II; Софокл. Царь Эдип 473—488
  12. Еврипид. Финикиянки 37-46; Гигин. Мифы 67
  13. Софокл. Царь Эдип 811
  14. Павсаний. Описание Эллады IX 18, 6
  15. Софокл. Царь Эдип 392—399
  16. Софокл. Царь Эдип 136, 1578
  17. Гомер. Одиссея XI 271—276
  18. Софокл. Царь Эдип 22-30
  19. Софокл. Царь Эдип 1316
  20. Эсхил. Семеро против Фив 778—784; Софокл. Царь Эдип 1270—1279
  21. Фиваида, фр.2 Бернабе; Софокл. Эдип в Колоне 1375—1379; Еврипид. Финикиянки 766
  22. Еврипид. Финикиянки 1706; Павсаний. Описание Эллады I 30, 4
  23. Софокл. Эдип в Колоне 42
  24. Павсаний. Описание Эллады I 28, 7
  25. Гесиод. Перечень женщин, фр.192 М.-У.
  26. Схолии к Софоклу. Эдип в Колоне 91 // Примечания В. Н. Ярхо в кн. Софокл. Драмы. М., 1990. С.552-553
  27. Гомер. Илиада XXIII 679
  28. Аристофан. Лягушки 1182—1187
  29. Burian, P. Inconclusive Conclusion: the Ending(s) of Oedipus Tyrannus // Sophocles and the Greek Tragic Tradition / Goldhill, S. ; Hall, E.. — Cambridge University Press, 2009. — P. 100. — ISBN 978-0-521-88785-4.
  30. Аристотель. Риторика III 16
  31. E.F. Watling’s Introduction to Seneca: Four Tragedies and Octavia.
  32. Алексей Поляринов. Орхан Памук о феминизме, переводах и нобелевском синдроме. «Афиша» (1 марта 2017). Дата обращения: 30 ноября 2021.
  33. Geraldine Brooks. In Orhan Pamuk’s New Novel, a Youthful Obsession Yields a Haunted Life (англ.). The New York Times (16 октября 2017). Дата обращения: 30 ноября 2021. Архивировано 12 ноября 2020 года.
  34. Shaj Mathew. Fathers, Sons, and the West in Orhan Pamuk’s Turkey (англ.). The New Yorker (30 октября 2017). Дата обращения: 30 ноября 2021.
  35. NP Jones (1990-09-01). «Self-enucleation and psychosis.». The British Journal of Ophthalmology 74 (9): 571–573. doi:10.1136/bjo.74.9.571. PMID 2393650.

Литература