Щепкин, Михаил Семёнович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Щепкин
Портрет работы художника Н. В. Неврева, 1862Портрет работы художника Н. В. Неврева, 1862
Имя при рождении Михаил Семёнович Щепкин
Дата рождения 6 (17) ноября 1788
Место рождения село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния, Российская империя
Дата смерти 11 августа 1863(1863-08-11)
Место смерти Ялта, Таврическая губерния, Российская империя
Профессия актёр
Годы активности 1805—1863
Театр Полтавский театр,
Малый театр
Роли Фамусов, Городничий, Шейлок

Михаи́л Семёнович Ще́пкин (6 (17) ноября 1788, село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния[1] — 11 (23) августа 1863, Ялта, Таврическая губерния) — русский актёр, один из основоположников русской актёрской школы.

Биография

Ранние годы

Михаил Щепкин родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостного графа Г. С. Волкенштейна, Семёна Григорьевича Щепкина.

С 1799 по 1801 год он обучался в Суджанском народном училище. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль — слуги Розмарина — в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». В 1801—1802 годах играл в домашнем крепостном театре графа Волкенштейна. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803 год) был суфлёром в Курском городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. В 1805 году впервые вышел на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье заменил запившего актёра в роли Андрея-почтаря. С этого времени с разрешения графа Волкенштейна стал играть в театре братьев Барсовых.

В 1816 году Щепкин поступил в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и выступал в Харькове. В 1818 году малороссийский генерал-губернатор князь Н. Г. Репнин-Волконский пригласил труппу Штейна в Полтаву, и Щепкин стал актёром Полтавского театра. Директорами театра в это время были А. О. Имберг, правитель канцелярии князя Репнина, и украинский поэт, писатель и драматург И. П. Котляревский. Щепкин занял в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский написал роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Солдат-чародей». Князь Репнин-Волконский решил выкупить крепостного Щепкина у графини Волкенштейн. Для этого он поручил Имбергу организовать спектакль по подписке и сам внёс первые двести рублей. В 1822 году актёр получил вольную.

В марте 1822 года Щепкин вернулся в труппу Штейна, летом играл в спектакле «Опыт искусства» на Ильинской ярмарке в Ромнах, где его увидел чиновник Конторы московских театров драматург В. И. Головин, чья восторженная рекомендация последствие привела к приглашению Щепкина в московскую труппу Ф. Ф. Кокошкина. Осенью 1822 года Щепкин выступал в Тульском театре[2].

В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба-яга в одноимённой комической опере Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Именно в это время начал формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Актёр тщательно прорабатывал роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносил в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.

В Москве

Чиновник Конторы московских театров В. И. Головин вспоминал позднее: «Михаил Семёнович играл в пьесе „Опыт искусства“ в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах этот Протей заблистал передо мною, как драгоценный алмаз, всеми своими гранями»[3].

Именно по инициативе В. И. Головина Щепкина в 1822 году пригласили в труппу московского театра (с 1824 года — Малый театр), в котором он остался до конца своей жизни. Дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой. За актёром быстро закрепилась слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц»[3]. Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст.

Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удалось в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставились «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В них актёр создал многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего.

В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье, что по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра.

Щепкин был дружен с Т. Г. Шевченко, А. Н. Островским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Н. Грановским, В. Г. Белинским, И. С. Тургеневым. Специально для актёра В. Г. Белинский писал пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк»; А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш перевели для него пьесу Ф. Мэссинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира. Однако Щепкин всё равно ощущал однообразие предлагаемых ему ролей и тем.

В 1853 году во время единственной своей поездки за границу М. С. Щепкин встречался с А. И. Герценом; затем писал ему:

Рабы ещё не хотят быть свободными. С чего напала на тебя человеческая гордость делать их свободными против их воли, быть так сказать, творцом их счастия… Оставьте мир расти по своим естественным законам и помогайте его росту развитием в человеке нравственного чувства, сейте мысль, но не поливайте кровью… Я знаю, у тебя много логики, и потому ты знаешь, что это будет неравный бой, и потому это будет нечестно, в любви к человеку я бы поборолся с тобой, и тогда бог знает, чья бы взяла.

Кучина А. В. Михаил Семёнович Щепкин // Московский журнал. — 2005. — № 7. — С. 37. — ISSN 0868-7110.

Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.

Смерть

Летом 1863 года Щепкин по настоянию врачей отправился на лечение в Ялту[4].

По воспоминаниям Александры Шуберт среди причин поездки именно в Ялту была надежда на встречу с императрицей, отдыхавшей тогда в Ливадии. С августейшей покровительницей Щепкин хотел обсудить финансирование актёрской школы в Москве и тяжёлое положение начинающих актёров. «Разумеется, всё осталось в мечтах, — писала А. Шуберт, — до Ливадии его не допустили…».

По пути в Крым больной уже Щепкин всё же давал спектакли, — в Нижнем, в Царицыне, в Таганроге. Прибыв в Керчь пароходом из Таганрога, Щепкин и здесь поддался на уговоры и сыграл два спектакля: «Ревизор» и «Солдат-чародей», — третий был отменён из-за плохого самочувствия актёра. Из-за болезни же Щепкин, по пути в Ялту, не смог принять приглашение Айвазовского навестить его в Феодосии.

В Ялте он остановился в доме у своих друзей — управляющего императорским имением в Ливадии Я. Лазаревского и главного врача города Ялты, украинского поэта С. Руданского[5], — и, как казалось, почувствовал себя лучше. Вскоре князь Воронцов прислал за ним коляску, доставившую его в Алупкинский дворец. — В тот вечер у Воронцовых собирались гости, и хозяева попросили Щепкина прочитать отрывок из «Мёртвых душ». Во время чтения Михаилу Семёновичу стало плохо. Осмотревший его врач констатировал, что положение весьма серьёзно. Перепугавшиеся Воронцовы отправили знаменитость в гостиницу:

За три дня до смерти сознание Михаила Семёновича потеряно не было, — вспоминал о последних днях жизни великого артиста его верный слуга Александр Алмазов, — несколько времени могли отвечать на вопросы, а иногда не могли… В это время М. С. вдруг подзывают меня и спрашивают: «Александр, а куда Гоголь ушёл?» Я им говорю: «Какой Гоголь?» — «Николай Васильевич». — «Он давно уже умер». — «Как умер? Давно ли?» — «Давно». — «Да, вот оно что…». Это были его последние слова. Отвернулся лицом к стене, чтобы больше не вставать.

Могила М. С. Щепкина на Пятницком кладбище Москвы (22-й участок)
Надпись на надгробном камне

Это произошло в полдень 11 августа 1863 года. Отпевали Михаила Семёновича через два дня в ялтинском соборе. «Были придворные певчие и музыка, и церемония была весьма приличная». На панихиде присутствовал и генерал-губернатор Тавриды — Г. В. Жуковский.

Цинковый гроб с телом Щепкина привезли в Москву на лошадях 20 сентября. 22 сентября его похоронили на Пятницком кладбище; согласно последней воле Михаила Семёновича, похоронили его рядом с могилой друга — профессора Т. Грановского.

Семья

  • Жена — Елена Дмитриевна Чаликова; родом была турчанка. При осаде Анапы, в 1791 году, в одной из деревень солдаты тогда ещё полковника Чаликова подобрали брошенного младенца; когда выяснилось, что это девочка, будущий генерал-майор взял её к себе и растил как свою дочь. С Щепкиным они познакомились в театре. Брак Елены Дмитриевны в 1812 году с крепостным тогда ещё Щепкиным автоматически делал крепостной и его вольную супругу, и характеризует Елену Дмитриевну как женщину исключительного темперамента, а Щепкина как очень находчивого и образованного крепостного[6][7].

Дети[8]:

Роли в театре

Домашний театр
Театр братьев Барсовых (г. Курск)
Полтавский театр
Малый театр

Многие постановки шли на сцене московского Большого театра, поскольку это была единая труппа — московское отделение Императорских театров.

Большой театр

На сцене Большого театра М. С. Щепкин пел в опере Л. Керубини «Водовоз», исполняя заглавную партию[12].

Память

Примечания

  1. ныне село Алексеевка Яковлевского района Белгородской области
  2. Тульский государственный академический театр драмы (недоступная ссылка)
  3. 3,0 3,1 цит. по: М. С. Щепкин // Энциклопедия «Кругосвет».
  4. Касьяненко, 2013.
  5. Кочерга С. О.: Південний берег Криму в житті і творчості українських письменників XIX (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2012. Архивировано 19 сентября 2009 года.
  6. Виктор Афанасьев. Жуковский. Москва. Молодая гвардия. 1987 стр.6
  7. Степанов Б. В. Жена Щепкина. Курск дореволюционный. Дата обращения: 11 мая 2015.
  8. Щепкины // Театральная энциклопедия / гл. ред. П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1967. — Т. 5. Табакова — Яшугин. — 1136 стб. — 38 000 экз.
  9. пьеса переведена Аксаковым специально для Щепкина
  10. роль написана специально для Щепкина
  11. пьеса написана для бенефиса Щепкина в 1849 году, но была запрещена цензурой
  12. Гиацинтова, 1963.
  13. 13,0 13,1 Щепкин М. С. // энциклопедия «Москва»
  14. Дом-музей М. С. Щепкина Архивировано 17 ноября 2012 года. на сайте ГЦТМ имени А. А. Бахрушина
  15. В доме с 1859 года жила семья М. С. Щепкина.
  16. Aeroflot.ru Информация о парке самолётов авиакомпании Аэрофлот.
  17. Щепкина-Куперник, Татьяна Львовна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

Ссылки