Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка
Le Père de la débutante
Жанр пьеса
Автор Д. Т. Ленский
Язык оригинала Русский
Дата написания 1839
Дата первой публикации Санкт-Петербург, 1840

«Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» — один из самых известных и популярных русских водевилей: комедия Д. Т. Ленского в 5 действиях, авторизованный перевод французского водевиля М. Теолона и Ж. Баяра «Отец дебютантки» (фр. Le Père de la débutante). Опубликован в Санкт-Петербурге в 1840 году[1]

Литературная основа (оригинал)

Основой для авторизованного перевода стал французский 5-актный водевиль Le Père de la debutante (Отец дебютантки) французских драматургов М. Теолона (Emmanuel Théaulon) и Ж. Баяра (Jean-François-Alfred Bayard). Сюжет по построению прост: старый актёр Гаспар (Gaspard) приводит на сцену свою дочь Анаис (Anais), талантливую юную девушку; но путь в актрисы усеян не только славой и аплодисментами — театральные закулисные интриги, борьба за главные роли, вмешательство крупных сановников за своих фаворитов и фавориток — вот та среда, которая окружает талантливых людей и с которой постоянно приходится бороться. Премьера французского водевиля прошла 28 октября 1837 в парижском театре Варьете (фр. Théâtre des Variétés); в том же году пьеса вышла отдельным изданием в Париже[2].

В 1838 году водевиль был поставлен на сцене Французского театра в Берлине[3]

В русском переводе водевиль был поставлен в Петербургской императорской труппе уже на следующий год — в 1839 году, но постановка успеха не имела и вскоре была убрана из репертуара[1].

Большинство французских водевилей начала XIX века, появляясь в парижских театрах, сразу привлекали внимание деятелей русского театра, тогда лишь нарождавшегося и ещё не имевшего своего наработанного драматургического багажа. Переводчики, большинство из которых владели французским языком не хуже, чем русским, обычно в русском переводе давали некоторую русификацию французским водевилям: наделяли персонажей русскими именами, поселяли их в русских землях, вставляли фрагментами сценки специфически русского быта, но в целом оставляя сюжетную фабулу французского оригинала. В таком виде пьесы входили в репертуары русских театров начала XIX века — в первую очередь, императорских (репертуар Петербургской императорской труппы, репертуар московского Большого театра, репертуар московского Малого театра[4]).

Русский авторский текст

Переводя французский текст и сохраняя его сюжетную линию, Дмитрий Тимофеевич Ленский всё более погружался в атмосферу русского театра и его закулисной жизни, которую он хорошо знал и как актёр московской императорской труппы, и как автор множества водевилей (около 100) — оригинальных авторских и переводов-переделок[1]. В результате многие сценки он изменил, придав им знакомые ему черты, наделил персонажей характерами известных русских современных театральных деятелей, вставил достаточно понятные намеки на конкретные русские пьесы и постановки и связанные с ними театральные истории и даже скандалы. А поскольку сам Ленский был человеком весьма остроумным, пьеса в его авторской переделке оказалась веселой пародией на артистическую среду русского театра начала XIX века.

Юная героиня водевиля Лиза Синичкина дебютирует в драме, по теме и именам действующих лиц — Кора и Алонзо, — напоминающей известную трагедию А. Коцебу «Испанцы в Перу, или Смерть Роллы», ставившуюся ещё буквально совсем недавно, каких-то лет 18 назад (в 1821 году) московской императорской труппой[5]. А драматург Борзиков первоначально звался Лошадка — явный намек на Ф. А. Кони[1], автора множества водевилей, шедших на сценах императорских театров, и в какой-то степени конкурента самого Ленского.

В результате новое произведение Д. Т. Ленского стало не просто переводом водевиля известных французских драматургов, а приобрело самостоятельное звучание, став отдельным оригинальным драматургическим произведением[6].

Действие русского водевиля разворачивается в провинциальном театре, но на самом деле все его положения указывают на закулисье императорских театров. У многих действующих лиц существовали вполне определённые прототипы, однако их характеры даны в специфически утрированном виде. Они легко угадывались зрителями-современниками, но со временем стали стёрты для следующих поколений, что на самом деле и неважно — артистические натуры, пусть даже в утрированном виде, повторяются в своих типажах и всё равно не утратили тех же пороков и характеристик.

Но хотя все авторские намёки легко читались современными зрителями, водевиль Ленского является не сатирой, а весёлым парафразом русской театральной атмосферы начала XIX века.

Действующие лица

  • Лев Гурыч Синичкин, бывший актёр
  • Лизочка Синичкина, его дочь
  • Раиса Сурмилова, местная прима
  • Князь Серж Ветринский, военный, местный ловелас
  • Фёдор Семёнович Борзиков, драматург
  • Граф Зефиров, один из спонсоров театра, влиятельное лицо
  • Пётр Петрович Пустославцев, содержатель театра
  • Степан, кучер Ветринского
  • Суфлёр
  • Актриса, играет роль королевы и старухи
  • Козачинский, командир гусар
  • Налимов, сотрудник театра
  • Чахоткин, актёр
  • Тимченко, гусар
  • Трагик
  • Митька, старший плотник в театре
  • Шкал, слуга из театральной школы
  • Семён, слуга Борзикова
  • Камердинер графа Зефирова
  • Актриса Варя
  • Танцовщица Надя
  • Актриса Маша
  • Танцовщица Катя

Премьеры

Впервые водевиль был поставлен в Москве 3 ноября 1839 года в бенефис танцовщицы А. И. Ворониной-Ивановой в помещении Большого театра[4], с музыкой Н. И. Полякова. Помимо текста водевиля, Ленский сочинил слова для куплетов персонажей — музыку к ним написал А. Н. Верстовский.

Исполнители: Лев Гурыч — В. И. Живокини, Лиза — Н. В. Репина, Ветринский — сам автор Д. Т. Ленский, Пустославцев — М. С. Щепкин (чуть позже, в 1841 году эту же роль исполнял П. М. Садовский-старший), Зефиров — П. Г. Степанов.

В 1840 году водевиль прошёл в Петербурге в Александринском театре; Лев Гурыч — А. Е. Мартынов, Лиза — Н. В. Самойлова[7][8], Борзиков — В. В. Самойлов.

Исполнение двух выдающихся русских актёров роли Синичкина было совершенно различным. Живокини, мастер комизма и неожиданных импровизаций, вёл роль комедийную, без сложных социальных ассоциаций. Мартынов же стремился показать образ в социальном аспекте — «маленького человека», забитого обществом[9].

В. Г. Белинский писал о петербургской постановке:

Ленский оказал театральной публике истинную услугу своим забавным «Львом Гурычем Синичкиным». Вся пьеса сложена очень умно и замысловато, в главном действующем лице даже довольно ловко очерчен характер. После этого удивительно ли, что Мартынов в роли Синичкина превосходен?

Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 4. — М., 1954. — С. 191[1]

Избранные постановки

Фильмография

Интересные факты

  • Водевиль внёс свой вклад в крылатые слова, породив выражение «Из любви к искусству» — так говорил дамский волокита граф Зефиров, ухаживая за молоденькими актрисами. Выражение вышло за сценические рамки и прижилось в народной молве; обозначает: не ради корысти, а из эгоцентрической прихоти.[13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Ленский Дмитрий Тимофеевич. Водевильный куплет
  2. Le père de la débutante  (фр.)
  3. Репертуар Французского театра в Берлине, 1838
  4. 4,0 4,1 Сайт Малого театра Архивировано 27 октября 2014 года.
  5. Книга «Театральная Энциклопедия» — Страница 1234  (недоступная ссылка)
  6. Водевиль // Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 1 — М.: Советская энциклопедия, 1963.
  7. Театральная энциклопедия. — М., 2000. — С. 452 Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine.
  8. Театральная энциклопедия
  9. 9,0 9,1 [kino-teatr.biz/teatr/art/history/1823/ «Лев Гурыч Синичкин» в Ленинградском театре комедии]
  10. Сайт Театра Вахтангова (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 апреля 2011. Архивировано 29 ноября 2010 года.
  11. Бонди Алексей Михайлович // Сайт КиноТеатр.ру
  12. Программка спектакля.
  13. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Автор-составитель Вадим Серов.