Тофет

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Тофет (ивр.תופת tōpheth‏‎; греч. Ταφεθ; лат. Topheth) — место на юге Иерусалима, в долине (овраге) сынов Еннома, в Новом Завете: Геенна. Известно из Библии, как место, где впавшие в идолопоклонство жители могли приносить в жертву детей, сжигая их на огне у идолов Молоха и Ваала (2Пар. 33:6; 4Цар. 23:10; Иер. 7:31-32, 19:6-14). В иудейской и христианской теологии Тофет, наряду с Гееной, стал поэтическим символом ада.

Историческая достоверность этого культа считается спорной. Хотя, свидетельства о нём встречаются как в юридических и исторических, так и в пророческих главах Библии. В юридических и исторических контекстах (Лев. 18:21; 20:2–5; Втор. 18:10; ср. II Ц. 16:3; 17:17; 21:6; 23:10) говорится о проведении детей через огонь, что может быть истолковано как обряд инициации детей, для последующего жертвоприношения (Иез. 23:36-37, Пс. 105:21, 22, 28, 35-38), а также в истории о знаменитом полководце Ганнибале, указано, что вместо Ганнибала жертвой мог стать специально подготовленный для этого похожий мальчик, которых растили аристократы для того, чтобы спасти собственных детей( история Ганнибала). В книге Молоха жертвоприношения описываются иначе, но смысл тот же.[1]

Тофет в Библии

Согласно библейскому тексту, жертвоприношения совершались жителями Иерусалима в правление царя Манассии (698—642 до н. э.), его сына Амона и царя Иосии (639—609 до н. э.), при котором были прекращены. Иосия, среди других действий своей религиозной реформы, осквернил эту долину и в особенности Тофет, чтобы впредь отпавшие от монотеистического иудаизма жители Иудейского царства не совершали языческие религиозные обряды (4Цар. 23:10).

В части библейских текстов (2Пар. 28:3; 2Пар. 33:6;) долинa сынов Еннома и Тофет описывается как место, где «проводили сыновей своих чрез огонь», что может быть истолковано как обряд инициации детей, а на основании текстов (Иез. 23:36-37) для жертвоприношения. В истории Ганнибала Барка, указывается, что в детстве, чтобы избежать жертвоприношения Баалу, вместо Ганнибала жрецам предъявили похожего мальчика, от чего Ганнибал избежал погибели. Также в библейских текстах (4 Цар. 3:26-27), указывается, что в жертву могли приносить собственных детей, в виде сожжения. В раввинистической литературе проведение детей через огонь приравнивается к передаче их в руки языческих жрецов.[1]

Позже долина Еннома стала мусорной свалкой, где сжигались городские отбросы Иерусалима. Огонь, который горел в овраге, поддерживали добавлением серы[источник не указан 3420 дней]. Сюда же сбрасывались трупы животных и тела казнённых преступников, которых считали недостойными погребения в склепе. Лишение погребения само по себе рассматривалось как наказание. Тела казнённых при этом либо сгорали в огне, либо, если падали в стороне от него, разлагались, пока трупные черви не оставляли лишь кости.

Тофет фигурирует в мрачных пророчествах Иеремии («город сей сделаю подобным Тофету. И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми»). В иудейской традиции Тофет, наряду с Геенной, стал символом ада. По мнению некоторых раввинов, врата ада расположены в этом месте[2].

Происходящее в Геенне и коннотации посмертного наказания легли в основу евангельской «геенны огненной», как символа вечных мучений грешников после смерти (Мф. 5:22)[2], и образа «озеро, горящее огнём и серой» (Отк. 19:20; 20:10, 14, 15; 21:8).

Ортодоксальные христиане (Православные, Католики и Древние Восточные Церкви(монофизиты)) согласно цитате из Библии «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46) трактуют геенну огненную как место вечных мучений душ, которые, отказавшись в этой жизни от Бога и спасения, тем самым отказались от возможности избежать мучений в будущей загробной жизни.

Церемония жертвоприношения в Тофете

Жертвоприношения в Тофет долины Еннома происходили на «высоте», сооруженной специально для этой цели, более точных достоверных сведений о устройстве Тофета нет[3].

Тем не менее, существует несколько описаний устройства таких жертвоприношений. Рассказывается (например, у средневекового комментатора Библии Радака), что внутри громадного идола Молоха горела печь, а живых детей бросали в распростёртые руки этого идола[4]. Другой вариант описания, привлекая возможную этимологию слова «тофет», как происходящего от ивр.תוף‏‎ («тоф», барабан), предполагает, что местом сожжения детей был железный барабан. Альтернативное описание, опираясь на эту же этимологию, предполагает, что церемония проводилась под бой барабанов[5], и что барабаны использовались специально, чтобы заглушить крики детей[6]. Это представление восходит к средневековым еврейским комментаторам Библии, таким как Раши и Абрабанель.


Тофет в финикийской религии

Согласно Библии, а также греческим и римским источникам, принесение детей в жертву практиковалось на Ближнем Востоке (например, 4Цар. 3:27) и в Карфагене. Жертвоприношения человеческие были менее распространены, чем приношения животных, но также использовались достаточно часто, в том числе для того, чтобы избежать каких-то бедствий, по верованиям язычников. Пример из истории: биография Ганнибала. В Карфагене, откуда был родом знаменитый полководец, существовал жестокий обряд жертвоприношения детей верховному божеству Баалу или Молоху. В ответ, идол с телом человека и лицом тельца, по местным верованиям, защищал народ от всяческих напастей. Несчастных «отдавали» богу через сожжение: детей клали на распростертые руки идола, под которыми горел огонь, а их вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки.

Обычай принесения детей в жертву в финикийских обществах и в Карфагене сохранялся, по-видимому, до конца I-го тыс. до н. э.[7]

Современными археологами тофет рассматривается как место осуществления жертвоприношений в святилищах, расположенных под открытым небом. Здесь же захоранивались урны, содержащие прах детей, а в более поздние времена — животных, принесенных в жертву богам, устанавливались стелы в честь богов (вотивные стелы) и устраивались часовни. Первое такое место, датируемое IX—VII веками до н. э., было раскопано на острове Мотия в 1919 году и получило название по библейскому Тофету. Тофет был характерен для финикийской религии, а также для наследовавшей ей пунической. Тофет являлся одним из самых характерных пунических сооружений, на настоящее время все образцы этого типа сооружений были найдены в Центральном Средиземноморье (Тунис, на востоке Алжира, на Сицилии и Сардинии), но ни одного образца тофета в Восточном Средиземноморье (в том числе на территории собственно Финикии) ещё не найдено. Одним из возможных объяснений является устройство тофетов в этом регионе в оврагах у стен города, как это описано для иерусалимского тофета. Такие овраги со временем заполнялись особо глубоким слоем наносов и мусора, делая находки труднодостижимыми. Тофет не обязательно связывался с поклонением Молоху. Так, в более поздние времена традиционным посвящением тофета было «Госпоже Тиннит, Лику Баала, Господу Баал Хаммону». На стелах одного раскопанного тофета были найдены посвящения не имеющей отношения к пуническому пантеону Изиде; тофет мог представлять собой и место осуществления домашних культов.[8][9]

Примечания

  1. 1,0 1,1 Молох — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. 2,0 2,1 Енном // Библейская энциклопедия. — 2005
  3. Тофет // Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
  4. yaqir_mamlal: Огни родного города
  5. Тофет // Азбука христианства
  6. Бен-Гинном // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  7. Молох // Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.
  8. Hédi Dridi. Карфаген и Пунический мир = Carthage et le monde punique. — 2006.
  9. William F. Albright (Олбрайт, Уильям). Yahweh and the Gods of Canaan. — 1990. — С. 237—238. — ISBN 978-0931464010.

Ссылки