Сталинский ампир

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сталинский ампир
Главный павильон ВСХВ переосмысливает мотивы захаровского Адмиралтейства.Главный павильон ВСХВ переосмысливает мотивы захаровского Адмиралтейства.
Концепция прославление Победы в Великой Отечественной войне, помпезность, монументальность, декоративность
Страна Союз Советских Социалистических РеспубликСССР
Дата основания 1940-е
Дата распада 1950-е
Важнейшие постройки сталинские высотки
Внешние медиафайлы
Культура.РФ
 Лекция 
(2019)

Ста́линский ампи́р (от фр. empire — «империя» и по аналогии с ампиром), также «стиль триумф»[1][2] — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.

Символ сталинского ампира — знаменитые сталинские высотки в Москве. Сталинский ампир в декоре помещений — это, в частности, массивная деревянная мебель, лепнина под высокими потолками, резные шкафы, бронзовые светильники и статуэтки.

Концом эпохи сталинского ампира считается Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»[3].

Характерные черты

Станция метро «Новокузнецкая» (Москва)

Стиль соединил в себе элементы ренессанса, барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма, постконструктивизма, ар-деко, а также неоготики (здание МИДа); он сочетает помпезность, роскошь, величественность и монументальность.

Если говорить об архитектуре сталинок, то для этого стиля характерно использование архитектурных ордеров с чёткими пропорциями и обильным декором. Советская символика, рабочие и колхозники, военные были главными героями барельефов и мозаик. Для оформления зданий часто использовались мрамор и гранит. В послевоенные годы архитектура была идеологическим инструментом, который транслировал идеи устремления в светлое будущее[4].

Один из примеров интерьеров, оформленных в стиле сталинского ампира, — банкетный зал в здании Центрального Московского ипподрома.

В декоре мебели, используемой в оформлении интерьеров в стиле сталинского ампира, — резьба, включающая в себя изображения лавровых венков, колосьев и пятиконечных звезд.

Деталь сталинского ампира — люстры, освещающие помещение, имеющие парадный вид, часто изготовлены из бронзы и украшены хрустальными подвесками. Для декора помещений часто используются натуральные материалы — дерево, мрамор, бронза, керамика и хрусталь.

Примечания

  1. Акимов, С. С., Н. Д. Светлаков. К стилистическому определению советской архитектуры послевоенного десятилетия // Вестник Волжского регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук 16 (2013): 100—105.
  2. Герасимова, Д. Л., К. И. Герасимова. Советская символика в архитектурном декоре Архивная копия от 22 января 2022 на Wayback Machine // Проблемы теории и истории архитектуры Украины 9 (2009): 67-69.
  3. Сначала отказались от излишеств, газета «Коммерсантъ», № 208 (2093), 04.11.2000. Дата обращения: 20 апреля 2013. Архивировано 27 сентября 2013 года.
  4. Архитектура сталинской эпохи. Опыт исторического осмысления. — КомКнига, 2010. — 496 с. — ISBN 978-5-484-01138-4.

Ссылки