Голицынское барокко

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах — манифест голицынского барокко (1690-1697)

Голи́цынское баро́кко — одна из стилевых вариаций («пошибов») в рамках русского барокко, связанная с именем князей Голицыных - братьев Бориса и Петра, единомышленников Петра I и сторонников европеизации русской культуры. Их прозападные взгляды выразились, в частности, в возведении в своих подмосковных имениях построек, близких к западноевропейской архитектурной традиции.[1]

Князья Голицыны в постройках петровского времени окончательно отказались от сохранения традиционного силуэта русского храма, позаимствовав из арсенала западноевропейского барокко сложный лепной декор. Манифест нового стиля — церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах (1690—1704) — была увенчана не традиционным куполом, а золочёной короной. Другая характерная постройка в этом стиле — Знаменская церковь в Перове (1705).

Церковь в Перове.

Все эти здания в плане не крестово-купольные, а эллиптические, более напоминают ротонды или сооружения «лепесткового плана». В отличие от нарышкинского стиля, в сущности не барочного, а традиционно русского, голицынский стиль в пространственном отношении может именоваться барочным.[2]

Архитектор голицынских построек предполагаем только по вторичным источникам, но очевидно , что это западноевропейский зодчий очень высокого уровня мастерства, который — в отличие от мастеров московского барокко — не отталкивался от украинско-белорусской барочной традиции.

Отличие голицынских построек от более позднего петровского барокко состояло в том, что они ориентировались не на североевропейские (шведские, голландские), а на южно-итальянские прототипы - апулейское (лечческое) барокко середины и конца XVII века) и отдельные образцы веницианского и римского барокко .[источник не указан 716 дней]

Римская церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, построенное на средства испанской общины монашеского ордена тринитариев. Франческо Борромини начал проектирование в 1634 году, это была его первая самостоятельная работа. Знаменитый фасад церкви в виде «застывшей волны» Борромини создавал тридцать лет спустя, в 1664—1667 годах и он стал его последним творением. Главное достоинство этого великолепного сооружения — фасад здания, демонстрирующий основную идею стиля барокко: «перетекание пространства». Подобное перетекание пространства отличает и голицынский дубровицкий храм
Вольер работы Джироламо Райнальди на вилле Боргезе в Риме. Крылатыми существами и шарами на пьедесталах изначально был украшен и дубровицкий храм.

Обильное скульптурное и орнаментальное убранство фасадов (в том числе криволинейных) было архитектурной тенденцией того времени на юге Италии (бывшем тогда Вице-Королевством Испании[3]), это так называемое «апулийское (лечческое) барокко».

Барокко в городе Лечче , часто называемом «Флоренция юга» , в свою очередь, было наследием испанского стиля платереско, развившимся на юге Неаполитанского королевства, которое, по сравнению с барокко остальной Италии, сохраняя живописное изобилие интерьеров, превращает внешние фасады церквей и дворцов в настоящие скульптурные гобелены.

Собор Святого Креста в городе Лечче провинции Апулия, время строительства 1635—1695 годы, архитектор Джулио Чезаре Пенна[итал.], умерший в 1653 году
Церковь Святого Матфея в Лечче. Построена в 17 веке. Архитектор Лардуччи ди Сало, племянник Франческо Борромини. После его внезапной кончины в молодом возрасте эту церковь строил также архитектор Джулио Чезаре Пенна[итал.]

Обратите внимание на нижнюю часть колонны справа от входа, где уже начали пытаться нанести на неё фактурный орнамент, и сравните с фактурными колоннами Дубровицкого храма на иллюстрации ниже. Сравните также нижние части обоих зданий]]

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах

Поскольку выполненное в белом камне голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, и вызывая явные ассоциации с католическими храмами , требовало очень больших расходов на резные и скульптурные работы, на их консервацию в условиях среднерусского климата[4] и соответствующих дорогих специалистов высокого уровня, стиль не получил дальнейшего распространения в России и не смог оказать заметного влияния на развивавшееся на протяжении XVIII столетия искусство русского барокко.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Уборы, начата в 1694 подрядчиком Яковом Бухвостовым под влиянием строящейся с 1690 года Знаменской церкви в Дубровицах, что выражается в 12-лепестковом плане в виде голгофского креста. В остальном эта церковь является подобием церкви Царевича Иоасафа в Измайлове, как и другие самые известные церкви "нарышкинского" стиля
Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово (1714-22) заказана князем Долгоруковым, однако продолжает традиции голицынского барокко

Примечания

  1. Власов В. Г. Нарышкинский и голицынский стили. Предвосхищение барочности // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2.- C. 7-24.
  2. Иоаннисян О. М. К проблеме барокко в русской архитектуре XVII века (история вопроса и некоторые аспекты архитектурной формы) // Русское искусство эпохи барокко. Новые материалы и исследования: Сборник статей. — СПб.: Эрмитаж, 1998. — С.20-46.
  3. Завоевание в 1442 году Неаполя Альфонсом V Арагонским (в Неаполе он стал Альфонсом I) открыло новую страницу в истории страны. На престоле оказалась другая чужеземная династия — Арагонская, и на ближайшие полвека страна оказалась вовлечена в орбиту испанского влияния. Мирный период (1442—1458) царствования Альфонса I остался в неаполитанской истории золотым веком: экономика воспряла, торговля, наука и искусство развивались. Неаполь был в это время центром средиземноморской державы Альфонса, включавшей в себя Арагон, Каталонию, Майорку, Сицилию, Сардинию и Южную Италию. С 1503 по 1734 годы Неаполитанское королевство, формально сохранившееся, потеряло независимость. Королями Неаполя последовательно были Фердинанд II Арагонский (в Неаполе Фердинанд III) и его наследники испанские Габсбурги (Карл V, Филипп II, Филипп III, Филипп IV, Карл II). В этот период Южная Италия и Средиземноморье все более превращались во второстепенную для мировой политики сцену. Завоевание огромных владений в Америке, конфликт с Францией, локализованный, в основном, в Северной Италии и Нидерландах, Нидерландская революция, Тридцатилетняя война и последовавшие за нею другие общеевропейские войны поглощали внимание испанских монархов, Южная же Италия стала глухой провинцией «всемирной империи».
  4. Например, даже в итальянском Лечче местный камень консервировался при помощи молока.