Ярославская школа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ярославская школа
Страна РоссияРоссия
Дата основания XVII
Дата распада XVIII
Важнейшие постройки Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, церковь Илии Пророка в Ярославле

Ярославская школа (ярославский стиль) — од­на из наи­бо­лее зна­чительных школ русского ис­кус­ст­ва XVII—XVIII веков. Сло­жи­лась в Ярославле и его ок­ру­ге с раз­ви­ти­ем тор­гов­ли в Верх­нем Поволжье[1].

Ярославская школа зодчества

Особый «ярославский стиль» русской архитектуры проявился с развитием в городе каменного строительства в 1620—1640-х годах под влия­ни­ем псковских, новгородских и московских мас­те­ров и тра­ди­ций годуновской школы. Его отличительной чертой стали жи­во­пис­ны­е композиции храмов — 4-столпных, 5-главых, с 2-ярусными галереями, крыльцами, встроенными звонницами и приделами. Расцвет ярославской школы зодчества приходится на середину — 2-ю половину XVII века, особенно после по­жа­ра 1658 года, уничтожившего большинство деревянных храмов.

Получили раз­ви­тие два композиционные ти­па хра­мов: асимметричный с колокольнями в северо-западном уг­лу и симметричный с отдельно стоящими колокольнями. Приделы не­ред­ко перекрывали шатрами (два симметричных в Николо-Мокринской церкви, 1665—1672) или главами (два 5-главых придела в церк­ви Иоанна Предтечи в Толчкове). Создавались храмовые ансамбли из двух церк­вей, свя­тых врат и колоколен (в слободе Коровники, 1649—1680-е годы). В 1640—1690-е годах в де­ко­ре фасадов активно использовались карнизы, ширинки, фризы, колонки, поребрики, изразцы (7-метровый изразцовый наличник церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, начало 1650-х годов), в сочетании с цветом кирпичной клад­ки создающие ощущение осо­бой нарядности.

Архитектура Ярославской школы влия­ла на зод­че­ст­во Углича, Романов-Борисоглебска; она родственна костромской архитектуре XVII века.

Чер­ты Ярославской школы в ар­хи­тек­ту­ре Яро­слав­ля в 1730-е годы сме­ня­ют­ся столичными веяниями, однако до конца XVIII века со­хра­ня­ют­ся в окрестных сёлах, где продолжали строить 5-гла­вые храмы (Вос­кре­сен­ская церковь в Левашёве, 1779; Тро­иц­кая церковь в Диевом Городище, 1787; церковь Спа­са Нерукотворного в Рыбницах, 1789—1791), час­то с шатровыми колокольнями (близ Преображенской церкви в Больших Солях, 1770-е годы).

Ком­по­зи­ци­он­ные и де­ко­ра­тив­ные особенности Ярославской школы зодчества во 2-й половине XIX — начале XX веков стали одной из основ для раз­ви­тия русского сти­ля архитектуры[1].

Ярославская школа ико­но­пи­си

Чер­ты Ярославской школы русской ико­но­пи­си — осо­бая повествовательность и эмоциональность, тём­ный колорит — начали за­кла­ды­вать­ся во 2-й половине XVI века. Её расцвет приходится на 1640—1710-е годы. Вместе с костромскими мастерами яро­слав­ские художники учи­лись и работали в других городах (в 1642—1644 Успенский собор в Московском Крем­ле расписывали Сте­фан Духовской, Севастьян Дмитриев, И. Владимиров и другие). Большие объёмы ин­терь­е­ров ярославских хра­мов способствовали увеличению ко­ли­че­ст­ва сюжетов в росписях, в том числе взятых из голландских изданий Биб­лии.

С 1660—1670-х годов под влия­ни­ем хол­мо­го­ро-устюжских мас­те­ров па­лит­ра ста­но­вит­ся свет­лой, с обилием холодных тонов, ико­ны изо­би­лу­ют редкими сюжетами, час­то написанными в миниатюрной манере, например сцены «Ска­за­ния о Мамаевом побоище» (после 1684) вни­зу ико­ны «Сергий Радонежский с житием» (XVII век, Ярославский музей-заповедник).

Сре­ди мастеров последней тре­ти XVII — начала XVIII веков наиболее известны Дмит­рий Пле­ха­нов, Семён Иванов, Фёдор Игнатьев, Фё­дор Фёдоров, среди династий иконописцев — Ива­но­вы, Игнатьевы, Никитины, Поповы, Семёновы, Сидоровы, Фёдоровы.

Высоким уров­нем мас­тер­ст­ва отличались деревянная резь­ба (ико­но­ста­сы и другое) и прикладное искусство[1].

С конца XVIII века жи­во­пись Яро­слав­ля под сто­лич­ным влия­нием утрачивает свои уникальные черты.

Примечания

Литература

  • Бо­ри­сов Н. С. Ок­ре­ст­но­сти Яро­слав­ля. М., 1984
  • По­па­дюк С. С. Струк­тур­ные осо­бен­но­сти хра­мов «яро­слав­ской шко­лы» // Крае­вед­че­ские за­пис­ки. Яро­славль, 1991. Вып. 7
  • Бо­лот­це­ва И. П. Яро­слав­ская ико­но­пись вто­рой по­ло­ви­ны XVI—XVII вв. Яро­славль, 2004
  • Ка­та­лог со­б­ра­ния икон Яро­слав­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го му­зея. Яро­славль, 2012. Т. 2: Ико­ны XVII — на­ча­ла XVIII вв. Ч. 1-2; Яро­славль, 2013