Нацистская пропаганда

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пропагандистский стенд в Бельгии. Декабрь 1941 — начало 1942

Нацистская пропаганда — одно из основных направлений деятельности Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). Подобная пропаганда во время Веймарской республики была направлена на захват власти в стране, во времена национал-социализма она служила укреплению политической власти внутри страны и подчинению населения оккупированных территорий.

Роль

Временем рождения и активного использования военной пропаганды стала Первая мировая война. Ее цель, по данному в 1927 году определению Г. Лассуэлла, состоит «в экономии материальных затрат на мировое господство»[1].

Разветвлённый и мощный пропагандистский аппарат, целенаправленно использовавшийся в интересах укрепления нацистской власти, подготовки и ведения войны, впервые был создан в фашистской Германии под общим руководством национал-социалистической немецкой рабочей партии (нем. Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei (NSDAP); сокр. НСДАП), победившей на выборах и пришедшей к власти в Германии 30 января 1933 года[2].

Уже через полтора месяца, 13 марта 1933 года, отдел печати при правительстве Германии и отдел пропаганды при руководстве НСДАП послужили началом для Имперского министерства народного просвещения и пропаганды под руководством Й. Геббельса. На первой пресс-конференции 15 марта он заявил, что задача прессы «не только информировать, но и инструктировать»[3].

Наступательный период

Нацистская пропаганда, по мнению историка Н.А. Могилевского, была стержнем, скреплявшим нацистский режим и позволявшим ему удерживать в повиновении общество и армию[4]. Рейхсминистр Геббельс был в своих воззрениях откровенен: «Пропаганда может и должна, особенно во время войны, отказаться от гуманизма и эстетики, как бы высоко мы их ни ценили, так как в борьбе народа речь идёт ни о чём другом, как о его бытии»[5]. Надо признать, что за короткое время нацистская пропаганда добилась выдающихся результатов, о чём горделиво сообщил на допросе советник и личный референт Геббельса по вопросам науки и культуры В. Хейнерсдорф: «Оценка немецкой нацистской пропаганды, как самой лучшей в мире, известна... Многие из нас сознавали, что эта оценка справедлива». Немецкие солдаты шли в наступление, пропитанные идеями о превосходстве «арийской расы» и «гении фюрера»[4].

Отступление

После поражения на Курской дуге в армии нарастало «отупение и безразличие солдат», помноженное на усталость от войны и неверие в итоговую победу Германии. 22 декабря 1943 года по приказу Гитлера был создан институт офицеров «по осуществлению национал-социалистического руководства» — Nationalsozialistischer Fuehrungsoffizier (NSFO) — для морально-психологической обработки личного состава. В обращении «К солдатам на Востоке» Гитлер требовал: «Навстречу русским должна быть брошена наша ненависть»[4].

Главная задача офицеров NSFO заключалась в «активизации политического воспитания фанатических солдат национал-социализма», чтобы «вдохновлять солдата на ожесточённое сопротивление даже в безвыходных положениях». Пропагандист «должен добраться до самого последнего солдата и оказать своё воздействие на него», в том числе на военных занятиях или курсах по изучению специальных видов оружия[4].

Темы

В содержательном плане пропаганда национал-социалистов концентрировалась всего на нескольких темах, которые они превращали в запоминающиеся лозунги, апеллируя к чувствам населения. Она следовала ключевым пропагандистским принципам, изложенным Адольфом Гитлером ещё в 1924 году в своём программном труде «Майн кампф»: «Именно в том и состоит искусство пропаганды, что она, постигая чувственный мир представлений большой массы населения, в психологически правильной форме находит путь к вниманию, а затем и к сердцу широких масс»[6].

Главными темами национал-социалистической пропаганды были расизм и антисемитизм, идеология «единого немецкого народа» и военного героизма, образ национал-социалистической женщины и безоговорочный культ фюрера. Центральное место в национал-социалистической пропаганде занимала политика в области кино. Ведущую роль сыграли также массовые общественные мероприятия и марши, школьное воспитание и собственные организации — гитлерюгенд и Союз немецких девушек, а также материальные льготы населению.

В пропаганде, направленной на население СССР, имелись особенности: её основные лозунги были направлены против «еврейско-большевистского» советского правительства и Коммунистической партии. Оккупационная печать стремилась подавить волю к сопротивлению народа, запугать его непобедимостью войск вермахта, распространяла антипартизанскую ложь, слухи о деморализации Красной Армии, использовала методы дезинформации, манипулирования, запугивания[1].

Главным органом по распространению и контролю национал-социалистической пропаганды являлось Рейхсминистерство народного просвещения и пропаганды, руководимое министром пропаганды Йозефом Геббельсом.

Организация

«Идеологический фронт» Германии, кроме министерства Й. Геббельса, обеспечивали[2]:

Если общее руководство военной пропагандой как государственной задачей было поручено Й. Геббельсу, то в действующих войсках и тыловых районах армий этими вопросами занимались военные специалисты, подчинявшиеся Отделу военной пропаганды вермахта[2].


Галерея

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Доронина Наталия Викторовна, Линец Александр Сергеевич, Линец Сергей Иванович. Пропагандистское противостояние на оккупированных вермахтом территориях Ставрополья и Кубани в 1942-1943 гг // Манускрипт. — 2017. — № 4 (78).
  2. 2,0 2,1 2,2 Белков Алексей Николаевич. "ПРОПАГАНДА ПОМОЖЕТ НАМ ЗАВОЕВАТЬ ВЕСЬ МИР". СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОПАГАНДЫ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ И ВЕРМАХТА // Военно-исторический журнал. — 2019. — № 1.
  3. Волковский Н.Л. 2 // История информационных войн в 2 ч. — СПб.: Полигон, 2003. — С. 191. — 736 с. — ISBN 5-89173-200-9.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Могилевский Николай Алексеевич. "НАВСТРЕЧУ РУССКИМ ДОЛЖНА БЫТЬ БРОШЕНА НАША НЕНАВИСТЬ...". ПРОПАГАНДА И КОНТРПРОПАГАНДА В ВЕРМАХТЕ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ВОЙНЫ // ВИЖ. — 2019. — № 2. — ISSN 0321-0626.
  5. Oven W. von. Wer war Goebbels? Biographie aus der Nähe. Herbig. München, 1987. S. 71.
  6. Gerade darin liegt die Kunst der Propaganda, dass sie, die gefühlsmäßige Vorstellungswelt der großen Masse begreifend, in psychologischer richtiger Form den Weg zur Aufmerksamkeit und weiter zum Herzen der breiten Masse findetAdolf Hitler: Mein Kampf, München 1939, 6. Kapitel: Kriegspropaganda, S. 198

Литература

  • Clemens Zimmermann Medien im Nationalsozialismus. Deutschland 1933—1945, Italien 1922—1943, Spanien 1936—1951. // UTB, Wien [u. a.] 2007, ISBN 978-3-8252-2911-5 Rezension
  • Verena Hameter Nationalsozialistische Propaganda in Bezug auf die Ernährung, Versorgung und Esskultur // Wien, Univ., Dipl.-Arb., 2005
  • Hilmar Hoffmann Mythos Olympia. Autonomie und Unterwerfung von Sport und Kultur // Berlin, Aufbau-Verlag 1993 ISBN 3-351-02232-8
  • Wolfgang Przewieslik Aggressive Diffamierung und Negation. Inhalt und Vortragsstil der Hitler-Reden 1933—1945 Diplomarbeit an der HdK Berlin, 1992 Inhaltsangabe, Inhaltsverzeichnis und Textauszüge (недоступная ссылка)
  • Georg Ruppelt Hitler gegen Tell. Die «Gleich- und Ausschaltung» Friedrich Schillers im nationalsozialistischen Deutschland // Hameln Niemeyer 2005, ISBN 3-8271-8820-2
  • Dagmar Urban Ästhetische Kriterien nationalsozialistischer Propaganda und deren Parallelen in der heutigen Werbung // Wien, Univ., Dipl.-Arb., 1996
  • Wagner, Elisabeth Die Entwicklung der nationalsozialistischen politischen Propaganda in Deutschland bis 1933 unter besonderer Berücksichtigung des Medieneinsatzes // Innsbruck, Univ., Dipl.-Arb., 1999
  • Gordon Wolnik Mittelalter und NS-Propaganda: Mittelalterbilder in den Print-, Ton- und Bildmedien des Dritten Reiches // Münster Lit, 2004, ISBN 3-8258-8098-2
  • Полякова А. А. Пропаганда войны в кинематографе Третьего Рейха. Изд. «Маска», Москва, 2013, ISBN 978-5-91146-829-3
  • Valerie Hader: Märchen als Propagandainstrument im Nationalsozialismus. Kommunikationshistorische Studie zur Bedeutung der Gattung Märchen innerhalb der faschistischen Kinder- und Jugendliteraturpolitik Wien, Univ., Dipl.-Arb., 2000.
  • Michaela Kollmann: Schulbücher im Nationalsozialismus. NS-Propaganda, «Rassenhygiene» und Manipulation Saarbrücken LinkVDM-Verlag Müller 2006, ISBN 3-86550-209-1.
  • Gudrun Pausewang: Die Kinder- und Jugendliteratur des Nationalsozialismus als Instrument ideologischer Beeinflussung Frankfurt am Main Lang, 2005 ISBN 3-631-54163-5.
Музыка
  • Susanne Auzinger Die Wiener Philharmoniker und ihre Rolle als Propagandainstrument im Nationalsozialismus. // Wien, Universität, Diplom-Arbeit, 2004
  • Eberhard Frommann Die Lieder der NS-Zeit. Untersuchungen zur nationalsozialistischen Liedpropaganda von den Anfängen bis zum Zweiten Weltkrieg // Köln PapyRossa-Verlag 1999, ISBN 3-89438-177-9
  • Hans-Jörg Koch Das Wunschkonzert im NS-Rundfunk // Köln Böhlau 2003, ISBN 3-412-10903-7
Пресса
  • Siegfried Bernhard Nationalsozialistische Bildberichterstattung // Wien, Universität, Diplom-Arbeit, 1998.
  • Christian Töchterle Motive und Ziele des nationalsozialistischen Krieges in der NS-Propaganda von 1940 bis 1943. Konkretisiert anhand der Tagesprintmedien «Kleine Zeitung» und «Tagespost». // Graz, Univ., Dipl.-Arb., 1996.
  • Andrea Weil Der öffentlichen Meinung entgegentreten, Erich Schairers publizistische Opposition gegen die Nationalsozialisten 1930—1937 // Diplomarbeit, Eichstätt 2007; Bd. 25 der «Kommunikationsgeschichte» von Walter Hömberg und Arnulf Kutsch, LIT-Verlag, Berlin 2007, ISBN 978-3-8258-0863-1.
Изобразительное искусство
  • Alexandra Düringer-Huda Propaganda im Nationalsozialismus. Eine Literaturstudie unter spezieller Berücksichtigung der bildenden Kunst als Propagandamittel // Salzburg, Universität, Diplom-Arbeit, 1996.
  • Rolf Sachsse Die Erziehung zum Wegsehen. Fotografie im NS-Staat. // Philo Fine Arts, Dresden 2003, ISBN 3-364-00390-4.
  • Adrian Schmidtke Körperformationen. Fotoanalysen zur Formierung und Disziplinierung des Körpers in der Erziehung des Nationalsozialismus. // Münster [u. a.] Waxmann 2007, ISBN 978-3-8309-1772-4.
Кино
  • Vom Kohlenklau und Schattenmann oder Wie man den Krieg verkaufte, Frankfurt/Main: Frankfurter Studio- und Programmges., 1990
  • Rolf Giesen. Nazi propaganda films: a history and filmography // Jefferson, NC McFarland 2003, ISBN 0-7864-1556-8.
  • Mary-Elizabeth O’Brien. Nazi cinema as enchantment. The politics of entertainment in the Third Reich // Columbia, S.C. Camden House 2006, ISBN 1-57113-334-8.

Ссылки