Нацистская пропаганда на оккупированных территориях СССР

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Воины Гитлера — это друзья народа». Агитационный плакат Т.Матейко, рейхскомиссариат Украина

Нацистская пропаганда на оккупированных территориях СССР была построена на системных подходах, разрабатываемых Имперским министерством пропаганды Й.Геббельса с 1938 года. Многие из приёмов нацистской пропаганды используются в психологической и когнитивной войне по сей день (экстремизм, неофашизм, «либеральный фашизм») и поэтому нуждаются в тщательном изучении[1].

Аппарат пропаганды

В 1938 году нацистские идеологи создали разветвлённый аппарат пропаганды, который наряду с гражданскими министерствами включал профильные структуры вермахта и СС — пропагандистские роты вермахта, подразделения Propagandstaffel и взводы военного репортажа Ваффен СС[2]. Они вели агитацию и пропаганду в вермахте, обеспечивали психологическую обработку войск и населения противника. В 1943 году роты пропаганды были выделены в особый род войск, а их общая численность составила 15 тысяч человек[1].

Специалисты ведомства занимались изданием газет, ведением радиопропаганды, показом кинофильмов. Предметом особой гордости Геббельса стал знаменитый еженедельный киножурнал «DW - Дойчевохеншау», сюжеты для которого снимали военные операторы пропагандистских рот[1].

В подготовке психологической войны против СССР нацистская пропаганда использовала богатый опыт, наколленный при покорении Европы. Однако у этой пропаганды были особенности: Её основные лозунги были направлены против «еврейско-большевистского» советского правительства и Коммунистической партии. Оккупационная печать стремилась подавить волю к сопротивлению народа, запугать его непобедимостью войск вермахта, распространяла антипартизанскую ложь, слухи о деморализации Красной Армии, использовала методы дезинформации, манипулирования, запугивания[1].

Тематика

«Угнетенный» СССР против «свободной» Германии

В геббельсовских пропагандистских материалах «счастливая жизнь немецких граждан» противопоставлялась . «ужасам» губительного для народа советского строя. На листовке «Маска сорвана» был карикатурно изображен Сталин в виде дьявола, который кнутом погоняет тружеников СССР. Брошюры на русском языке предлагали простые лозунги: «Каторжный социализм», «Как сталинская шайка угнетала народ», «Как живет немецкий рабочий», «Кто такой Гитлер», «Гитлер — освободитель» и другие[1].

Женщинам и девушкам оккупированных территорий пропагандировали жизнь слабого пола в Германии с помощью брошюры «Женщина в Германии», листовок «Всем женщинам и девушкам», «Как живут женщины в Германии». Преимущества Третьего рейха преподносились в богато иллюстрированных качественными цветными фотографиями журналах «Сигнал» и «Современная Германия»[1].

Средства массовой пропаганды

На оккупированных территориях нацисты первым делом налаживали выпуск коллаборационистской прессы: газеты «За родину» и «Тевия» (Рига), журнал «Бич» (Минск)[3], «Утро Кавказа» (Ставрополь)[4], для ведения пропаганды на мусульманское население на Северном Кавказе был начат выпуск газеты «Газават» и журнала «Северный Кавказ» на языках горских народов[5][1]. Всего на оккупированной территории СССР немцы издавали почти 300 наименований газет для населения, тиражи многих из них составляли сотни тысяч экземпляров; все они носили явно выраженный пропагандистский характер[6]. К печатной пропаганде были привлечены журналистские кадры коллаборационистов. Так, на оккупированной территории Краснодарского края оккупанты выпускали 11 газет, в Ставропольском крае — 9[7].

Планируя нападение на СССР, Министерство народного просвещения и пропаганды организовало восточный отдел «Винета», занимавшиймя централизованной подготовкой радиопередач, фильмов и граммофонных пластинок во избежание того, «что каждое министерство и каждое управление создает для себя отдельный штаб переводчиков с восточных языков». Отдел предназначался для подрывной работы среди населения предназначенных для оккупации советских областей, в том числе на языках народов СССР[8]. Министерство готовило систему мер и инструментов для идеологического разложения советского населения: от дезинформации, распространяемой специальными гражданскими и военными органами пропаганды, до накопления технических средств — передвижных радиостанций, типографий и др[9].

Лицевая сторона немецкой пропагандистской листовки «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!», тираж 160 млн. экз.

Усилиями «Винеты» к нападению на СССР было изготовлено свыше 30 миллионов листовок, красочных брошюр карманного формата на 30 языках народов СССР. Среди этих агиток самый известный образчик «творчества» «Винеты» — листовка с лозунгом «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!», напечатанная тиражом 160 миллионов экземпляров для распространения по всему советско-германскому фронту[10].

Разделяй и властвуй

Нацисты широко использовали в пропаганде заигрывание с национальными движениями и натравливание граждан друг на друга. С этой целью создавались национальные протоправительственные учреждения (почти полностью безвластные — например, БЦР, Украинский национальный совет, УЦК), национальные воинские формирования (Белорусская краевая оборона, Киевский курень и др.), пропагандистские музеи (см. напр. Музей-архив переходного периода), издавалась националистическая и антисемитская литература.

Национальный фактор нацистам удалось разыграть на Северном Кавказе. Пропагандистские службы вермахта и оккупационных властей преуспели в вербовке полицаев: только в одном городе Пятигорске во всех отделах городской полиции служило около 700 советских граждан[11].

Военные формирования из представителей кавказских народов стали называться «восточными легионами», а вербовало в них специальное подразделение организационного штаба «К» («Кавказ») «Динстштелле Ц» (нем. Dienststelle C). Немецкие инструкторы обрабатывали кандидатов в легионы в националистическом духе. «В порядке выполнения планов дележа России, из военнопленных разных национальностей создавались батальоны, которые воспитывались в звериной ненависти не только и не так к большевизму, как ко всему русскому. Для них издавались газеты и журналы, читались лекции, искусственно раздувался уродливый, злобный шовинизм…», — отмечал историк-эмигрант А. С. Казанцев[12].

«Новый порядок»

Нацистская пропаганда рекламировала режим «нового порядка», который обеспечивал каждому человеку «сытую и спокойную жизнь». Оккупанты поощряли лавочников, открывались магазины и мастерские, кафе и ресторанчики, варьете и бильярдные. Возобновили работу заводы и фабрики, врачи, учебные заведения[1].

Оккупационная пресса в целях развития коллаборационизма пестрела заголовками о бурном религиозном возрождении. Новая власть тиражировала различную церковную литературу, открывала воскресные школы для подготовки священнослужителей, возрождала церковные здания[1]. В Ставропольском крае оккупационные власти открыли 127 православных церквей, на Кубани — 229[13]. Также возрождали и ислам среди горцев, пышно отмечались мусульманские праздники, открывались мечети[1]. Оккупанты распространяли информацию о благожелательном отношении высшего руководства рейха к исламу (в частности, среди местных жителей распространялась информация о том, что командующий 1-й танковой армии немецкий генерал фон Макензен якобы «принял ислам и посещает мечети», а Гитлер — это «имам всего Кавказа»)[14].

Провал «блицкрига» заставил гитлеровскую верхушку сделать ставку на сотрудничество с местным населением, в первую очередь — с нерусским. Для этого использовался весь арсенал нацистской пропаганды: средства массовой информации, кино, радио, развлекательные мероприятия, митинги, собрания, богослужения[1].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Доронина Наталия Викторовна, Линец Александр Сергеевич, Линец Сергей Иванович. Пропагандистское противостояние на оккупированных вермахтом территориях Ставрополья и Кубани в 1942-1943 гг // Манускрипт. — 2017. — № 4 (78).
  2. Белков Алексей Николаевич. "ПРОПАГАНДА ПОМОЖЕТ НАМ ЗАВОЕВАТЬ ВЕСЬ МИР". СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОПАГАНДЫ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ И ВЕРМАХТА // Военно-исторический журнал. — 2019. — № 1.
  3. Фашистский «Бич»: о чем писал сатирический журнал в оккупированном Минске Архивная копия от 4 апреля 2019 на Wayback Machine // Русская семерка, апр 2019
  4. Б. Н. Ковалёв. Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации. М., «Молодая гвардия», 2011. стр.416-417
  5. Т. Д. Рубанова. Войны газетная строка: особенности функционирования периодической печати на временно оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны // «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств», № 2 (42), 2015. стр.7-22
  6. Кондакова Н. И. Особенности межнациональных отношений в СССР в годы Великой Отечественной войны. // Военно-исторический журнал. — 2007. — № 10. — С.12.
  7. Малышев А. В. Средства массовой информации Юга России в годы Великой Отечественной войны (на материалах Дона, Кубани и Ставрополья): диссертация к.и.н. Ростов-на-Дону, 2001. 189 с. — с. 88.
  8. Жуков, Дмитрий Александрович. Власовцы и нацистская пропаганда. — М., 2000. — ISBN 5-88979-075-7. — c. 30-32.
  9. Белков Алексей Николаевич. "ПРОПАГАНДА ПОМОЖЕТ НАМ ЗАВОЕВАТЬ ВЕСЬ МИР". СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОПАГАНДЫ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ И ВЕРМАХТА // Военно-исторический журнал. — 2019. — № 1.
  10. “Винета”: чем занималась эта служба во время Великой Отечественной войны. История России (13 января 2021).
  11. Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 — октябрь 1943 г.). Ростов-на-Дону, 2003. 564 с. — с. 377.
  12. Казанцев А. С. Третья сила. Россия между нацизмом и коммунизмом. М., 1994. 344 с. — с. 233.
  13. Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941—1945: рассекреченные документы: в 3-х кн. Краснодар, 2000. Кн. 1. Хроника событий 1941—1942 гг. 816 с. — с. 459.
  14. Партизанская борьба трудящихся Северной Осетии на временно оккупированной территории республики // Т. Т. Худалов. В тылу врага. 2-е изд., доп. Орджоникидзе, изд-во «Ир», 1980. стр.189-223