Кровавый навет на евреев
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Legend_of_the_Jew_calling_the_Devil_from_a_Vessel_of_Blood.png&width=250)
Крова́вый наве́т на евре́ев — обвинение евреев в убийстве людей других вероисповеданий (главным образом христиан) для использования их крови в ритуальных целях[1][2][3]. В основе кровавого навета лежит фольклорный сюжет, согласно которому евреи ежегодно приносят в жертву христианского ребёнка и используют его кровь в своих религиозных обрядах[4].
История
Истоки навета в античности
Кровавый навет на евреев появился ещё в античное время, в Римской империи, и восходит к первым столетиям нашей эры[3].
Эллинистические писатели также касались этой темы. Согласно Иосифу Флавию, александрийский литератор Апион в I веке н. э., утверждал, что евреи ежегодно похищают грека, откармливают его в течение года, а затем убивают и съедают его внутренности. Принесение грека в жертву является при этом выражением ненависти ко всем грекам[5]. Писатель Демокрит заявил, что «раз в семь лет евреи похищают иноземца и приносят его в жертву, разрывая на множество частей»[6]. Эти два случая — единственные известные обвинения евреев в ритуальных убийствах со стороны античных греческих и римских авторов[5].
Аналогичные обвинения язычники предъявляли первым христианам. Однако надежда, что эти обвинения в отношении евреев исчезнут с распространением христианства, оказалась ложной[7]. Уже в начале V века христианский церковный историк Сократ Схоластик обвинял евреев в ритуальном убийстве христианского ребёнка в Инместаре близ Антиохии во время религиозного праздника Пурим[8]. Связь инцидента в Инместаре с кровавым наветом в Средневековье является предметом научной дискуссии[9][10].
В античном мире эти обвинения не получили существенного распространения в широких массах[11].
Массовые обвинения в Средневековье
В христианской Европе кровавый навет на евреев базировался на убеждении в их причастности к страданиям и распятию Иисуса Христа[3][12]. Активно навет начал распространяться с XII века: вначале как обвинения в ритуальных убийствах, а с XIII века — также и в использовании крови жертв с обрядовыми или магическими целями[4]. Разновидностями кровавого навета стали обвинение в осквернении гостии[13] и легенда о евреях-отравителях[14]. С тех пор обвинения евреев в ритуальных убийствах христиан повторялись многократно, включая также и современность[15].
Эти обвинения неоднократно опровергались, начиная с германского императора Фридриха II Гогенштауфена и папы Иннокентия IV, издавшего в 1247 году специальную буллу.
Из указа Фридриха II Гогенштауфена, изданного в 1236 году в связи с событиями в Фульде[1][16]:
Ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет указаний, чтобы евреи жаждали человеческой крови. Напротив, в полном противоречии с этим утверждением в Библии… в данных Моисеем законах, в еврейских постановлениях, которые по-еврейски называются Талмудом, совершенно ясно сказано, что они вообще должны беречься запятнания какой бы то ни было кровью. С очень большой долей вероятности мы можем предположить, что те, кому запрещена кровь даже разрешенных [в пищу] животных, едва ли могут жаждать человеческой крови.
Запреты возводить на евреев кровавый навет издавали чешский король Пржемысл II Отакар (1254), папа Григорий X (1272), император Рудольф I Габсбург (1277), герцог Альбрехт I Австрийский (1293), чешский король Вацлав II (1300), папа Мартин V (1422) и многие другие светские и духовные лидеры. Самое резкое порицание зачинщикам кровавых наветов было вынесено в специальной булле папы Николая V (1447).
Однако это не останавливало обвинителей, руководствовавшихся как религиозными, так и корыстными мотивами. Кровавые наветы сопровождались арестами, пытками, казнями, погромами и резнёй, нередко уничтожением или изгнанием целых еврейских общин. В XVII веке в обвинениях появился новый мотив — якобы использование евреями христианской крови при выпечке мацы[3].
Кульминация навета в Европе пришлась на XV—XVI века, но в восточной Европе (в частности в Польше и Литве) он сохранился и позднее — до XVIII—XIX веков[12][4].
Всего в Европе произошло около 250 кровавых наветов и около 100 наветов, связанных с осквернением гостии[17].
В Новое и Новейшее время
Один из наиболее известных кровавых наветов Нового времени — дело Бейлиса, киевского приказчика, обвиненного в ритуальном убийстве христианского мальчика в 1911 году. Обвинение было инициировано активистами черносотенных организаций и поддержано рядом крайне правых политиков и чиновников, включая министра юстиции Ивана Щегловитова[18]. Процесс состоялся в Киеве 23 сентября — 28 октября 1913 года[19][20][21]. Бейлис был оправдан. Это дело стало самым громким судебным процессом в дореволюционной России[22].
Нацисты в период Холокоста также использовали обвинения евреев в ритуальных преступлениях. В частности, в мае 1943 г. рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер отправил группенфюреру СС Эрнсту Кальтенбруннеру следующее секретное послание[16]:
«Дорогой Кальтенбруннер!
Я заказал значительное количество экземпляров книги „Еврейские ритуальные убийства“ и прикажу раздать её всем вплоть до штандартенфюрера. Посылаю Вам 100 штук, чтобы вы могли раздать их Вашим эйнзацкомандам и прежде всего людям, которые имеют дело с еврейским вопросом.
В связи с этой книгой я даю следующие задания:
1. Следует немедленно произвести расследование ритуальных убийств среди евреев, которые ещё не эвакуированы. Об обнаруженных случаях доложить мне. Затем в этом направлении нам нужно организовать несколько процессов.
2. Вопрос о ритуальных убийствах в целом должен быть расследован экспертами в Румынии, Венгрии и Болгарии. Я думаю, что затем мы сделаем эти случаи достоянием прессы, чтобы тем самым облегчить изъятие евреев из этих стран…
3. Обдумайте, не сможем ли мы в сотрудничестве с Министерством иностранных дел устроить чисто антисемитский нелегальный передатчик на Англию и Америку…
Следует немедленно назначить людей, которые в Англии добыли бы и проверили судебные отчеты и полицейские протоколы о том, что пропал без вести ребёнок. Мы затем могли через наши передатчики сообщить соответствующие краткие известия о том, что, вероятно, речь идет о еврейском ритуальном убийстве.
Я полагаю, что в общем мы могли бы антисемитской пропагандой в широких масштабах на английском и, может быть, даже на русском языке, используя ритуальные убийства, в огромной степени активизировать антисемитизм во всем мире». («СС в действии», М., 2000, с. 161—162)
Практика иудаизма в отношении крови и жертвоприношений
Описания пыток и человеческих жертвоприношений в предполагаемых ритуальных убийствах противоречат многим фактическим положениям иудаизма. Прежде всего, запрет на убийство содержится в десяти заповедях Торы. Кроме того, использование крови животных и крови человека в пищу в иудаизме строго запрещено. Кровь и любые другие выделения человеческого организма являются ритуально нечистыми (Лев. 15). Кровь убитых животных не может употребляться в пищу, она должна быть выведена из тела животного и захоронена (Лев. 17:12-13).
В то время как жертвоприношения животных действительно практиковались в древнем иудаизме, Танах (Ветхий Завет) и Галаха изображают человеческие жертвоприношения как одно из зол, отделяющих язычников Ханаана от евреев (Втор. 12:31, 2Цар. 16:3). Евреям запрещалось участвовать в этих ритуалах (Исх. 34:15, Лев. 20:2, Втор. 18:12, Иер. 7:31). Фактически, требование ритуальной чистоты запрещало даже нахождение священников (коэнов) в одной комнате с человеческим трупом (Лев. 21:11). Потомкам коэнов, согласно религиозным канонам, Галаха запрещает даже заходить на кладбище по сей день. Жертвоприношение крови жертвенного животного (но не человека) может быть совершено лишь на жертвеннике храма; с разрушением Иерусалимского храма в I веке н. э. практика жертвоприношений в иудаизме прекратилась.
Историк и публицист Иосеф Телушкин в книге «Еврейский мир» писал[23]:
Ирония судьбы в том, что навет направлен против народа, который первым в истории поставил человеческие жертвоприношения вне закона (Брейшит, 22 и Дварим, 18:10) и был единственным народом древнего Ближнего Востока, который запретил употребление какой бы то ни было крови (Ваикра, 3:17, 7:26, 17:10 — 14; Дварим, 12:16, 12:23 — 25)
Библейский рассказ о жертвоприношении Авраамом своего сына Исаака (которое в последний момент было отменено Богом, Быт. 22:1—18), воспринимаемый антисемитами как доказательство человеческих жертвоприношений у евреев, является лишь мифологическим обоснованием ритуала посвящения божеству «первородных» сыновей, что было в свою очередь символической трансформации ещё более древнего ритуала инициации мальчиков[24].
Книга Ариэля Тоаффа
В 2006 году Ариэль Тоафф — профессор израильского Бар-Иланского университета, специализирующийся на средневековой еврейской истории, еврей по национальности и сын главного раввина Рима, выпустил книгу «Кровавая Пасха. Евреи Европы и ритуальные убийства» (Pasque di sangue. Ebrei d’Europa e omicidi rituali), в которой утверждается, что в Средневековой Италии могла существовать иудейская секта, использовавшая в ритуалах порошок из крови. По его словам, «среди общины ашкенази того времени существовали экстремистские группы, которые были способны совершать такие действия и оправдывать их»[25].
По мнению критиков, тот факт, что гипотеза Тоаффа построена на показаниях, добытых под пытками, сводит к нулю все его дальнейшие построения. В Израиле книга Тоаффа вызвала крайнее возмущение и обсуждалась в Кнессете. Сам Тоафф впоследствии утверждал, что его выводы были неправильно поняты, и он лишь говорил о том, что материалы инквизиции не позволяют утверждать, что все подобные процессы были сфальсифицированы[25][26].
В 2008 году Тоафф постарался «прояснить недоразумение», вызванное предыдущими публикациями о книге, и написал в новом введении к ней: «Евреи не совершали ритуальных убийств, это полностью было христианским стереотипом». «У меня нет сомнений в том, что так называемое „убийство в ритуальных целях“, или „убийство младенцев“, принадлежит к области мифов». Сам текст книги изменён не был; во введении автор разъясняет, что его утверждение о маргинальных ашкеназских группах, которые «могли использовать в ритуалах порошок из высушенной крови», никоим образом не связано с убийствами детей, и что в Средние века иудеи и христиане держали в доме подобные порошки в качестве целебного талисмана, использовали в народной медицине и магии. По Тоаффу, эту кровь получали за плату от живых доноров, в том числе детей, и высушивали[27][28][29]
Позиция католической церкви
Отношение церкви к обвинениям евреев в ритуальных убийствах и к культам благоговения перед младенцами, которые были предположительно замучены евреями, на протяжении истории бывало различным.
Папа Иннокентий IV в 1247 году издал буллу, отвергающую кровавый навет как низкую и злобную клевету на евреев, «повод, чтобы грабить их и отнимать их имущество»[30]. Папа Бенедикт XIV разрешил почитание Андерла фон Ринна (нем. Anderl von Rinn) в виде местного культа, отказавшись, однако, канонизировать его в святые. С другой стороны папа Григорий X отверг подобные обвинения на иудеев[31]. В настоящее время католическая церковь безоговорочно отвергает подобные обвинения, в связи с чем культ Симона Трентского был отменён Вторым Ватиканским Собором.
Позиция православной церкви
В 1991 году Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II, выступая на встрече с группой американских раввинов, сказал:[32]
Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви — профессор Киевской духовной академии, протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий твёрдо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинения евреев в ритуальных убийствах.
Доктор наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПГУ Сергей Фирсов отмечает, что «собственно Православная Российская Церковь ни в лице Святейшего Синода, ни в лице своих учёных-богословов, занимавшихся изучением Ветхого Завета, Талмуда, Каббалы, а также историей иудейской религии, ни разу не высказала своей поддержки идее о существовании ритуальных убийств у евреев»[2].
Тем не менее, святые Гавриил Белостокский и Евстратий Печерский были возведены в сан мученика как жертвы ритуальных убийств. Известный экуменист, священник Александр Мень утверждал, что «ни одно официальное постановление православной церкви не поддержало ритуальных наветов на еврейство» и высказал убеждение, что эти святые будут деканонизированы[33].
Случаи обвинений в убийствах, объявленных ритуальными
Начиная с I века н. э. и вплоть до наших дней, зафиксировано множество случаев убийств, объявленных ритуальными, и связанных с ними судебных расправ над евреями. Ниже приведены некоторые из них.
Год | Город (страна) | Описание | Имя жертв | Обвинители | Последствия |
---|---|---|---|---|---|
I век н. э. | Иерусалим (Израиль), Александрия, Рим | Греческий автор Апион утверждал, что евреи приносят в жертву греков во Втором храме. | Апион | ||
415 | Константинополь (Византийская империя) | Сократ Константинопольский писал, что евреи схватили христианского ребёнка, привязали к кресту и замучили до смерти[34]. | Сократ Схоластик | ||
1144 | Норвич (Англия) | Праздник Песах, первое обвинение евреев в ритуальных убийствах в Европе. Мальчик был найден мёртвым в колодце, и евреи города Норвич были обвинены в совершении ритуального убийства. На этом был создан новый культ с возведением Вильяма в ранг мученика и толпами паломников, несущими пожертвования к местной церкви. | Томас Монмутский | В 1189 году на еврейских депутатов, пришедших на коронацию Ричарда Львиное Сердце, напала толпа. Затем прокатилась волна погромов в Лондоне и по всей Англии. Позже, в 1290 году евреи были изгнаны из Англии без права возвращения вплоть до 1655 года. | |
1171 | Блуа (Франция) | Еврейское население обвинено в ритуальных убийствах | Казнь через сожжение 31 еврея (по подсчётам некоторых, 40)[35]. | ||
1250 | Бельгия | Самое раннее обвинение евреев в ритуальном убийстве зафиксировано в Bonum Universale de Apibus ii. 29, § 23. Также обвинение в использовании христианской крови в обрядах. | Проповедник Томас Кантимпрский (из монастыря у Cambray) писал: «Вполне очевидно, что евреи во всех провинциях ежегодно кидают жребий, община какого города разошлёт христианскую кровь остальным общинам». / Николас Донин | ||
1250 | Сарагоса (Арагон) | 31 августа пропал юный певчий собора Ла Сео, его тело было обнаружено через семь месяцев. По заявлению епископа, мальчик был похищен евреями, распят и обезглавлен (ритуальное убийство). | Суд и епископ Сарагосы | ||
1255 | Англия | Тело мальчика, залитое грязью, было найдено 29 августа в яме или колодце, принадлежавшем еврею по имени Копин (или Коппин). Получив от судьи Джона из Лексингтона гарантии неприкосновенности, Копин, как сказано, дал показания, что мальчик был распят евреями, которые с этой целью собрались в Линкольне. | Суд и король Англии | Пять недель спустя, в начале октября, король Англии Генрих III отказался от обещания, данного судьёй Джоном из Лексингтона и Копин был казнён. Заодно схватили 91 еврея, доставили их в Лондон и 18 из них казнили. Остальные были помилованы по ходатайству францисканцев (Jacobs, «Jewish Ideals», pp. 192—224)[36]. См. Хью Линкольнский | |
1267 | Пфорцгейм (Германия) | Рыбак обнаружил труп девочки. В убийстве были обвинены евреи. Обвинение строилось на свидетельских показаниях дочери «дурной» женщины, которая, по её словам, продала этого ребёнка евреям. Судебного расследования не было, и вероятно, что означенная «дурная женщина» и была убийцей. Этот случай описан в нюрнбергской «книге памяти» о синагогальных поэмах — Зигмунд Зальфельд (Siegmund Salfeld), Das Martyrologium des Nürnberger Memorbuches (1898), pp. 15, 128—130). | Суд Германии | ||
1270 | Вайсенбург (Эльзас) | В Вайсенбурге против евреев было выдвинуто обвинение в подвешивании ребёнка за ногу (тело ребёнка было найдено в реке Лотер) и выцеживании его крови через взрезанные артерии. | |||
1287 | Обервезель (Германия) | В городе Обервезель происходит «сверхъестественное чудо», свидетельствующее против евреев. Тело ребёнка якобы доплыло вверх по течению реки Рейн аж до города Бахарах, «излучая сияние» и «распространяя целительную энергию». Император Рудольф I, к которому евреи обратились за помощью, публично постановил, что действия против евреев незаконны и что труп Вернера должен быть сожжён, а пепел рассеян по ветру. | Евреи Обервезеля и прилегающих местностей были подвергнуты жесточайшим репрессиям в 1287—1289 годах | ||
около 1400 | Берн (Швейцария) | В летописи Конрада Юстингера (Konrad Justinger) от 1423 года упомянуто, что в Берне в 1294 году евреи замучили и убили мальчика. Историческую невозможность этой широко распространявшейся истории утверждал Джакоб Стаммер, бернский пастор в 1888 году[37]. | Конрад Юстингер, летописец (Konrad Justinger) | ||
1462 | Ринн, Тироль (Австрия) | По версии властей, мальчик по имени Андреас Окснер (также известен как Андерл фон Ринн) был куплен еврейскими торговцами, затем жестоко убит в близлежащем лесу, а его кровь тщательно собрана в сосуды. | К началу XVII века эта история с выпусканием крови была возведена в местный культ. Табличка с надписью на церкви Ринна, датированная 1575 годом, была искажена экстравагантными подробностями типа того, что деньги, заплаченные за мальчика его крёстному отцу, превратились в листья, и что на его могиле зацвела лилия. Культ продолжался до тех пор, пока епископ Инсбрука его официально не запретил в 1994[38]. | ||
1475 | Тренто (Италия) | После исчезновения двухлетнего мальчика его отец указал, что его похитили и убили местные евреи. | Пятнадцать местных евреев были приговорены к смерти и сожжены. Симон был возведён в ранг святых папой Сикстом V в 1588 году (хотя официальной церемонии канонизации не было[39]). Симон был деканонизирован и его культ отменён в 1965 как клеветнический и противоречащий позиции католической церкви по вопросу Кровавого Навета. | ||
1491 | Испания | Группа евреев была обвинена в убийстве четырёхлетнего мальчика (по материалам дела, мальчик был убит двумя евреями и тремя бывшими (крещёными) евреями) | Всего по этому делу было казнено восемь человек. Джеймс Рестон пишет, что всё это было инсценировано испанской инквизицией как повод для изгнания евреев из Испании[40]. Кристофер был канонизирован папой Пием VII в 1805 году. Позже этот канон был отменён, хотя его и сейчас охотно используют как аргумент в пользу правдивости обвинений. | ||
1494 | Тирнау, Венгрия (венг: Nagyszombat, сегодняшнее название — Трнава, Словакия) | Под пытками были получены абсолютно нелепые, даже невозможные показания от женщин и детей, которые, будучи обвинёнными, предпочли смерть как путь избавления от пыток и согласились подтвердить всё, что от них требовали. Они даже сказали, что у евреев-мужчин бывают менструации и что в качестве средства облегчения им приходится пить христианскую кровь. | |||
1529 | Базин (Венгрия) (Bösing, сегодняшнее название Пезинок, Словакия) | Девятилетний мальчик умер от потери крови, страдая от страшных мучений. | Граф Вольф из Базина | ||
1627 | Ружаны (Польша) | Незадолго до праздника Пасхи в еврейском квартале был найден труп христианского ребенка | |||
1670 | Глатинья (Франция) | Похищен и убит трёхлетний мальчик. | |||
1690 | Речь Посполитая | Русская православная церковь возвела в ранг святых шестилетнего мальчика из деревни Зверки. В соответствии с составленным его житием, мальчика похитили из дома в период еврейского праздника Песах, когда родителей не было дома. Шутко, еврей из Белостока, был обвинён в том, что привёз ребёнка в Белосток, где его кололи острыми предметами и собирали кровь в течение девяти дней, потом доставили тело ребёнка обратно в Зверки и там бросили в поле. Ребёнка канонизировали в 1820 году. | В наше время его мощи являются предметом поклонения паломников. 27 июля 1997 года, в День всех святых, белорусское телевидение показало фильм, утверждающий правдивость этой истории[43]. Возрождение этого культа в Белоруссии было квалифицировано в международном отчёте по правам человека и религиозных свобод как опасное проявление антисемитизма[44][45][46][47][48][49] | ||
1823-1835 | Велиж (сейчас Смоленская область) | Велижское дело: евреи города обвинены в ритуальном убийстве трехлетнего мальчика, в дальнейшем лжесвидетели упомянули ещё нескольких жертв. Арестованы более 40 человек. | |||
1840 | Дамаск (Сирия) | Были убиты католический монах по имени отец Томас и его слуга. Все соответствующие признания были получены под пытками. Дамасское дело | |||
1840 | Родос | Кровавый навет на Родосе: евреи с острова Родос, находившегося под властью Османской империи, были обвинены в убийстве греческого христианского мальчика. | Клеветническое обвинение проходило при поддержке местного губернатора и европейских консулов в Родосе. | Несколько евреев было арестовано и замучено, а вся еврейская часть острова была заблокирована на 12 дней. Расследование, проведённое оттоманским губернатором, показало невиновность евреев. | |
1852-1853 | Саратов | Юшкевичер, Шлиферман и Юрлов были обвинены в ритуальном убийстве двух мальчиков. | Феофан Шерстобитов, 10 лет, Михаил Маслов, 11 лет | Чиновник Волохов, которого вскоре сменил следователь, специально присланный из Петербурга, — надворный советник Дурново | Юшкевичер, Шлиферман и Юрлов были сосланы в каторжные работы на рудниках, первые два на двадцать лет каждый, а Юрлов на 18. Дело квалифицировано как уголовное, обвинения в ритуальных убийствах сняты[50]. |
1878 | Сачхере (Грузия) | В апреле 1878 года в городе Сачхере в Грузии грузинская девочка исчезла, а потом была найдена мёртвой. В убийстве была обвинена группа из 9 евреев из соседнего села. Судебный процесс проходил в окружном суде в Кутаиси, благодаря чему история стала известна как «Кутаисское дело». В обвинительном заключении и затем в речах прокурора убийство не квалифицировалось как ритуальное, хотя указывалось на то, что обвиняемые — евреи. Подсудимых защищали адвокаты Л. Куперник и П. Александров. | Суд Грузии | 13 марта 1879 года обвиняемые евреи были оправданы. | |
1882 | Тисаэслар (Венгрия) | Кровавый навет в Тисаэсларе: евреи деревни были обвинены в ритуальном убийстве четырнадцатилетней христианской девочки | Этот случай был одной из основных причин роста антисемитизма в стране. В итоге обвиняемые были оправданы. | ||
1899 | Богемия | Дело Хилснера: бездомный еврей Леопольд Хилснер (Hulsner) был обвинён в убийстве девятнадцатилетней христианки | Суд Богемии | Хилснер был приговорён к смерти. Позже на него «повесили» ещё одно нераскрытое убийство, также христианской женщины. В 1901 году его приговорили к пожизненному заключению. Знаменитый чешский философ и социолог, будущий президент Чехословакии, профессор Томаш Масарик возглавил защиту Хилснера. Позже его за это раскритиковали чешские средства массовой информации. В марте 1918 Хилснер был помилован австрийским императором Карлом I. Однако оправдан он не был. | |
1910 | Шираз (Иран) | Погром в Ширазе: еврей был обвинён в убийстве мусульманской девочки. | Местное еврейское сообщество подверглось погрому, в результате погибло 12, ранено около 50 человек[51]. | ||
1911 | Киев, (Российская империя) | Дело Бейлиса: киевский приказчик кирпичного завода Мендель Бейлис был обвинён в убийстве христианского мальчика через выпускание крови из проколов в теле. | Суд Российской империи | В 1913 году он был оправдан судом присяжных. | |
1946 | Кельце (Польша) | Погром в польском городе Кельце в 1946 году против уцелевших жертв Холокоста был вызван обвинением местных евреев в ритуальных убийствах. | Количество жертв — около 40[52][53][54]. |
-
Убийство Симона Трентского. Гравюра XV века
-
Франкфурт. Антисемитская карикатура, обвиняющая евреев в ритуальном убийстве двухлетнего христианского мальчика в 1475 году
-
То же. Картина неизвестного художника XVIII в. в костеле в Збруче (Украина)
-
Ритуальное убийство Агнесы Грузовой (дело Хилснера). Литография, около 1900
-
Агитация времен «Дела Бейлиса». Фотография мёртвого Андрюши Ющинского с подписью: «Христиане, берегите своих детей! 17-го марта начинается жидовский пейсах!» Газета «Двуглавый орел», 11.03.1912
Кровавый навет в современности
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. |
В арабо-мусульманских странах
В средствах массовой информации, спонсируемых арабскими и мусульманскими источниками, а также на соответствующих сайтах в Интернете евреи неоднократно обвинялись в ритуальных убийствах. Выходят книги с подобным содержанием. (См. арабы и антисемитизм.)
- Маца сионизма — книга, написанная министром обороны Сирии Мустафой Тлассом в 1986 году. В книге обсуждаются две темы: возобновление обвинений против евреев в Дамасском деле 1840 года и «Протоколы сионских мудрецов»[55].
- 21 октября 2002 года издаваемая в Лондоне арабоязычная газета Al-Hayat сообщила, что эта книга издаётся восьмой раз, и готовится издание на английском, французском и итальянском языках.
- В 2001 году египетская киностудия выпустила фильм под названием «Всадник без лошади», частично по мотивам книги Тласса. В 1991 году на заседании ООН на эту книгу ссылался сирийский делегат.[источник не указан 5312 дней]
- Многочисленные сирийские правительственные организации, включая дамасскую полицию, Департамент музеев и антиквариата, Министерство безопасности, Министерство культуры выпустили телевизионную серию Ash-Shatat («Диаспора».) Эта серия фильмов была передана по сирийскому и ливанскому телевидению в конце 2003 года и передавалась по спутниковому каналу Al-Manar, принадлежащему Хезболле. Эта серия базируется на издании «Протоколов сионских мудрецов» и демонстрирует евреев как ведущих конспиративную работу с целью управления миром, представляет евреев как убийц христианских детей, пьющих их кровь и использующих кровь для приготовления мацы[56][57][58].
- 20 декабря 2005 года дискуссия среди иранских политических аналитиков была передана по каналу «Jaam-e Jam 2» иранского телевидения. По англоязычному каналу Tehran Times выступил доктор Хасан Ханизаде, автор книги «История евреев», где обвинил евреев в двух ужасных преступлениях XIX века в Европе:
В 1883, около 150 французских школьников были жестоко убиты в пригороде Парижа перед еврейским праздником Песах. Более поздние исследования показали, что их убили евреи и брали их кровь… Аналогичное происшествие имело место в Лондоне, когда много английских школьников были убиты еврейскими раввинами…"[59][60]
- Король Саудовской Аравии Фейсал сделал обвинения в адрес пакистанских евреев в ритуальных убийствах[61].
- В 2002 году саудовская газета напечатала статью, где утверждалось, что евреи используют кровь в блюде хоменташ — печениях треугольной формы, подаваемых на стол в еврейский праздник Пурим[62]. История празднования Пурим описана в «Книге Эсфирь», действие в ней происходило в античной Персии.
- Появившаяся в Иране в 2004 году история рассказывает о еврейских врачах, похищающих органы палестинских детей в больницах Израиля[63].
Некоторые арабские писатели осуждают кровавый навет. Египетская газета «Al-Ahram» опубликовала серию статьей Осама Аль-База (Osam Al-Baz), старшего советника президента Египта Хосни Мубарака. Среди всего прочего, Осам Аль-Баз разъясняет историю возникновения кровавого навета. Он сказал, что арабы и мусульмане никогда не были антисемитами, но признался, что некоторые арабские писатели и СМИ осуществляют нападки на евреев «на основе расистских домыслов и мифов, созданных в Европе». Он убеждал людей не поддаваться таким «мифам», как кровавый навет[64].
В России
В начале января 2005 года 20 представителей Государственной думы России обратились в генеральную прокуратуру с требованием «официально возбудить дело о запрете в стране всех религиозных и национальных объединений, основанных на морали „Шулхан аруха“, как экстремистских». Со ссылкой на Записку о ритуальных убийствах в обращении сказано: «еврейская религия — антихристианская и человеконенавистническая, доходящая до ритуальных убийств в среде своих особо рьяных приверженцев»[65]. Воззвание стало известно как «Письмо пятисот»[66][67].
В мае 2005 года русский писатель, член Союза русского народа Михаил Назаров обвинил евреев в ритуальном убийстве детей в Красноярске, ссылаясь на дело Бейлиса[68].
Культурное влияние
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Феномен упоминается в произведениях искусства:
- Джеффри Чосер: «Кентерберийские рассказы»
- В. Высоцкий: «Антисемиты» (в иронической форме)
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Обвинение евреев в преступлениях с ритуальной целью // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- ↑ 2,0 2,1 Фирсов С. Л. Симптомы болезни «симфонического» государства: «дело» Бейлиса и Православная Российская Церковь // Иудейско-христианские взаимоотношения : сайт. — 2007.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Кровавый навет — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Панченко, 2002, с. 161.
- ↑ 5,0 5,1 Ehrman, 1976, p. 83.
- ↑ David Patterson. Anti-Semitism and Its Metaphysical Origins. — Cambridge University Press, 2015. — P. 1. — ISBN 978-1-107-04074-8.
- ↑ Ehrman, 1976, p. 83—84.
- ↑ Лимор, 2006, с. 475—476.
- ↑ Ehrman, 1976, p. 84.
- ↑ Лимор, 2006, с. 476.
- ↑ Ковельман А. Б. Александрийский погром 38 г. // Эллинизм и еврейская культура. — М.: Мосты культуры / Гешарим, 2007. — С. 15.
- ↑ 12,0 12,1 Blood Libel (англ.). Jewish Virtual Library. American-Israeli Cooperative Enterprise. Дата обращения: 4 марта 2013. Архивировано 24 марта 2013 года.
- ↑ Гостии осквернение — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Панченко, 2010.
- ↑ Brent E. Turvey, "Criminal Profiling, Third Edition, " in Criminal Profiling: An Introduction to Behavioral Evidence Analysis, by Brent E. Turvey (San Diego, CA: Academic Press, 2002), 6
- ↑ 16,0 16,1 Басин Я. З. Благословение на погром (недоступная ссылка). yazib.org. Дата обращения: 2 марта 2013. Архивировано 16 мая 2013 года.
- ↑ Лимор, 2006, с. 464.
- ↑ Бейліса справа (укр.). Енциклопедія історії України. Т. 1. Інститут історії України НАН України (2003). Дата обращения: 1 января 2013.
- ↑ Дело Бейлиса: политическая Цусима . Новое время. Дата обращения: 16 апреля 2019.
- ↑ Бейлиса дело . Православная энциклопедия. Дата обращения: 16 апреля 2019.
- ↑ Бейлис Менахем Мендель — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Лурье Л. Я. Андрей Ющинский // 22 смерти, 63 версии. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — С. 151. — 288 с. — (Окно в историю). — ISBN 9785977505499.
- ↑ Марголин М. Что после «дела Бейлиса»? . newswe.com. Дата обращения: 13 июля 2014. Архивировано 15 июля 2014 года.
- ↑ Токарев С. А. Обряды и мифы Архивная копия от 17 апреля 2021 на Wayback Machine // Мифы народов мира : Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980).
- ↑ 25,0 25,1 Раввин, автор нашумевшей книги о ритуальных убийствах христиан, утверждает, что все описанное в ней — правда Архивная копия от 27 июля 2014 на Wayback Machine // Интерфакс-религия, 13 февраля 2007
- ↑ Зеленина Г. Дайте нам красного, красного этого… // Booknik.ru, 4 апреля 2007 (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 января 2008. Архивировано 7 января 2008 года.
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 13 августа 2014. Архивировано 21 июля 2015 года.
- ↑ Ариэль Тоафф исправляет "Кровавую пасху": евреи не убивали христианских младенцев . NEWSru.co.il (24 февраля 2008). Дата обращения: 4 июня 2011. Архивировано 29 августа 2011 года.
- ↑ עכשיו פתאום מתברר שיהודים בעצם לא רצחו נוצרים . Га-Арец (24 февраля 2008). Дата обращения: 4 июня 2011. Архивировано 20 февраля 2012 года.
- ↑ Дубнов С. М. Глава 4. Века бесправия и мученичества до изгнания евреев из Франции (1215-1394 гг.) // Краткая история евреев. — Феникс, 2000. — Т. 2. — 576 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-222-01292-1.
- ↑ Pope Gregory X (Григорий X (папа римский)). Medieval Sourcebook: Gregory X: Letter on Jews, (1271-76) - Against the Blood Libel . Дата обращения: 7 мая 2007. Архивировано 20 февраля 2012 года.
- ↑ Семен РЕЗНИК: КРОВАВЫЙ НАВЕТ В РОССИИ (Продолжение) Архивная копия от 4 июня 2014 на Wayback Machine
- ↑ Евреи и христианство . Дата обращения: 8 декабря 2009. Архивировано 7 апреля 2009 года.
- ↑ Blood libel in Syria . Дата обращения: 16 сентября 2007. Архивировано 8 декабря 2015 года.
- ↑ The Martyrs of Blois . Дата обращения: 16 сентября 2007. Архивировано 2 мая 2007 года.
- ↑ HUGH OF LINCOLN Архивная копия от 28 августа 2009 на Wayback Machine Jewish Encyclopedia
- ↑ Katholische Schweizer-Blätter (Lucerne, 1888)
- ↑ [1] Архивная копия от 10 января 2011 на Wayback Machine)
- ↑ Kenneth R. Stow. Jewish dogs. — Stanford University Press, 2006. — P. 37. — 316 p. — ISBN 0804752818.
- ↑ Reston, James: «Dogs of God: Columbus, the Inquisition, and the defeat of the Moors», page 207. Doubleday, 2005. ISBN 0-385-50848-4
- ↑ Ружаны — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Во Франции оправдали еврея, казнённого более 300 лет назад . Дата обращения: 21 января 2014. Архивировано 27 января 2014 года.
- ↑ Является ли это новым в постсоветском обществе или это забытое старое? Архивная копия от 26 мая 2011 на Wayback Machine — Леонид Стонов, директор Международного Общества по Правам Человека, президент Американской Ассоциации Евреев из бывшего СССР
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2003 Архивировано 7 сентября 2007 года. Released by the Bureau of Democracy, Human Rights and Labor
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2004 Архивная копия от 16 января 2011 на Wayback Machine Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2005 Архивная копия от 16 января 2011 на Wayback Machine Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2006 Архивная копия от 16 января 2011 на Wayback Machine Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
- ↑ Annual Report on International Religious Freedom 2004 Архивировано 6 января 2010 года. and were passed to the UNHCR (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев)
- ↑ UNHCR — Document Not Found Архивировано 20 октября 2006 года.
- ↑ Еврейский Интернет Клуб :: Наш клуб :: Информагентство (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 декабря 2009. Архивировано 4 декабря 2008 года.
- ↑ Littman D. Jews Under Muslim Rule: The Case Of Persia. — London: Institut of Contemporary History, 1979. — P. 14. — 15 p.
- ↑ Anti-Jewish Riots in Poland (англ.) // The Times. — 1946. — No. 4 июля. — P. 4.
- ↑ Engel D. Patterns Of Anti-Jewish Violence In Poland, 1944-1946 (англ.). — Jerusalem: Shoah Resource Center, The International School for Holocaust Studies, 1998. — P. 1.
- ↑ Williams, Anna The Kielce Pogrom . Дата обращения: 11 ноября 2009. Архивировано 21 января 2012 года.
- ↑ Frankel, Jonathan. The Damascus Affair: Ritual Murder, Politics, and the Jews in 1840, pp. 418, 421. Cambridge University Press, 1997. ISBN 978-0-521-48396-4
- ↑ U.S. Department of State Country Report on Human Rights Practices 2004 — Syria Архивная копия от 1 сентября 2007 на Wayback Machine February 2005
- ↑ L’antisémitisme dans la région du Proche-Orient et de l’Afrique du Nord Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine (US Embassy in Morrocco)
- ↑ Written statement submitted by the Association for World Education, a non-governmental organization on the Roster Архивная копия от 12 октября 2007 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 28-05-2013 [4274 дня] — история, копия) RACISM, RACIAL DISCRIMINATION, XENOPHOBIA AND ALL FORMS OF DISCRIMINATION. QUESTION OF VIOLATION OF HUMAN RIGHTS AND FUNDAMENTAL FREEDOMS IN ANY PART OF THE WORLD. PROMOTION AND PROTECTION OF HUMAN RIGHTS. UN COMMISSION ON HUMAN RIGHTS. 60th session. E/CN.4/2004/NGO/5. 10 February 2004
- ↑ Iranian TV Blood Libel . Дата обращения: 16 сентября 2007. Архивировано 11 апреля 2007 года.
- ↑ Steven Stalinsky. Passover and the Blood Libel, The New York Sun, The New York Sun, One SL, LLC (12 апреля 2006), С. Foreign, page 6. Архивировано 29 сентября 2007 года. Дата обращения 14 января 2007.
- ↑ Gerber, Gane S. Anti-Semitism and the Muslim World // History and hate: the dimensions of anti-Semitism (англ.) / David Berger ed.. — Philadelphia, PA: Jewish Publication Society[англ.], 1986. — P. g. 88. — ISBN 0-8276-0267-7.
- ↑ Saudi Government Daily: Jews Use Teenagers' Blood for 'Purim' Pastries Архивная копия от 29 сентября 2007 на Wayback Machine (Saudi Government Daily) March 13, 2002 (Translated my MEM-RI. Special Dispatch No. 354)
- ↑ Israel Is 'Stealing Palestinian Children’s Eyes,' Iranian TV Series Says Архивная копия от 9 февраля 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 28-05-2013 [4274 дня] — история, копия) by Susan Jones (CNSNews) December 23, 2004
- ↑ Al-Ahram Weekly Online, January 2-8, 2003 (Issue No. 619) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 сентября 2007. Архивировано 17 июля 2015 года.
- ↑ Текст «Письма 5000» . Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано 4 декабря 2017 года.
- ↑ Письмо пятисот. Вторая серия. Лучше не стало / Март / 2005 / Проявления расизма и радикального национализма / Новости / Расизм и ксенофобия / СОВА . Дата обращения: 16 сентября 2007. Архивировано 16 мая 2013 года.
- ↑ Русская линия / Актуальные темы / Письмо пятисот: Обращение в Генеральную прокуратуру представителей русской общественности с призывом запретить в России экстремистские еврейс … . Дата обращения: 16 сентября 2007. Архивировано 16 мая 2013 года.
- ↑ В убийстве красноярских детей обвинили евреев и вспомнили дело Бейлиса (Regnum, May 12, 2005) . Дата обращения: 24 октября 2007. Архивировано 22 декабря 2015 года.
Литература
- на русском языке
- Гессен Ю. И. Обвинения в ритуальных убийствах в Польше и Литве (Обвинение евреев в преступлениях с ритуальной целью) // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Лозинский С. Г., Бернфельд С. Обвинение евреев в преступлениях с ритуальной целью // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Дандес А. «Кровавый навет», или Легенда о ритуальном убийстве: антисемитизм сквозь призму проективной инверсии // Фольклор: семиотика и/или психоанализ : Сб. ст / Сост. A.C. Архипова. — М.: Восточная литература, 2003. — 279 с. — ISBN 5-02-018379-2.
- Зеленина Г. Кровь за кровь, миф за миф: наветы и ответы // Лехаим : журнал. — 2008. — Декабрь (№ 12(200)).
- Кацис Л. Ф. Кровавый навет и русская мысль: Историко-теологическое исследование дела Бейлиса. — М.: Мосты культуры / Гешарим, 2006. — 496 с. — ISBN 5-93273-216-4.
- Лимор О. Часть девятая. Кровавый навет // Евреи и христиане: полемика и взаимовлияние культур. — Открытый университет Израиля, 2006. — С. 281-508. — ISBN 9789650608378.
- Кровавый навет // Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. — М.: ОГИ, 2002. — С. 161—168.
- Панченко А. А. К исследованию «еврейской темы» в истории русской словесности: сюжет о ритуальном убийстве // Новое литературное обозрение : журнал. — 2010. — № 104. — С. 79—113. — ISSN 0869-6365. Архивировано 6 апреля 2017 года.
- Панченко А. А. Кровавая этнография: легенда о ритуальном убийстве и преследование религиозных меньшинств // Отечественные записки. — 2014. — № 1 (58).
- Хвольсон Д. А. Употребляют ли евреи христианскую кровь? / Рассужд. Д. А. Хвольсона. — Изд. 3-е. — К.: тип. Р. К. Лубковского, 1912. — 77 с.
- Хвольсон Д. А. О некоторых средневековых обвинениях против евреев. Историческое исследование по источникам. — 2-е, совершенно перераб. изд. — СПб.: Тип. Цедербаума и Гольденблюма, 1880. — 386 с.
- на других языках
- Dundes A. The Blood Libel Legend: A Casebook in Anti-Semitic Folklore. — University of Wisconsin Press, 1991. — P. 336—376. — ISBN 978-0-299-13114-2.
- Ehrman A. The Origins of the Ritual Murder Accusation and Blood Libel (англ.) // Tradition : journal. — Rabbinical Council of America (RCA), 1976. — Vol. 15, no. 4. — P. 83—90. — ISSN 00410608. — doi:10.2307/23258406.
- Johnson H.R. Blood Libel. The Ritual Murder Accusation at the Limit of Jewish History. — University of Michigan Press, 2012. — 250 p. — ISBN 978-0472118359.
- Erb R. Die Legende vom Ritualmord. Zur Geschichte der Blutbeschuldigungen gegen Juden [Hrsg.]. (1993)
- Leikin E. The Beilis Transcripts. The Anti-Semitic Trial that Shook the World. — Jason Aronson, 1993. — 241 p. — ISBN 0-87668-179-8.
- Pochia Hsia R. The Myth of Ritual Murder: Jews and Magic in Reformation German. — New Haven: Yale University Press, 1988. — 248 p. — ISBN 0-300-04120-9, ISBN 0-300-04746-0.
Ссылки
- Обвинение евреев в преступлениях с ритуальной целью // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Кровавый навет — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Статья «Кровавый навет» в энциклопедии «Еврейский мир»
- К теме о Кровавом Навете на евреев. Подборка книг и статей на данную тему: Герман Л. Штрак «Кровь в верованиях и суевериях человечества»; Морис Самюэл «Кровавый навет — странная история дела Бейлиса»; «Дело Бейлиса» Стенографический Отчет; А. С. Тагер «Царская Россия и дело Бейлиса»; Владимир Бонч-Бруевич «Знамение времени»; В. Г. Короленко «К Русскому Обществу»; Белла Корченова «Живая совесть русского народа» (о В. Г. Короленко); Семен РЕЗНИК (Вашингтон) «Убийство Ющинского и дело Бейлиса, Короленко»; «Потревоженная тень Александра Меня»; Владимир Даль. «Редчайшая редкость» (кто был действительным автором «Записки о ритуальных убийствах», приписываемой Владимиру Далю (1801—1872).); Василий Шульгин «Дело Бейлиса» Из книги «Годы»; В. А. Маклаков «Убийство А. Ющинского» (Речь защитника в Деле Бейлиса); Л. Троцкий «Под знаком Дела Бейлиса»; Д. А. Хвольсон «О некоторых средневековых обвинениях против евреев» и пр.
- Семен Резник, Растление ненавистью (Кровавый навет в России)
- Прикладная конфликтология для журналистов. Глава: Обвинения в ритуальных жертвоприношениях и иных антиобщественных действиях
- Мирон Рывкин. Велижское дело в освещении преданий, документов и памятников литературы
- Ю. И. Гессен. Велижская драма: из истории обвинений евреев в ритуальных преступлениях
- Владимир Короленко. Дело Бейлиса
- Кровавый навет: опыт деконструкции Михаэль Дорфман
- (англ.) Urban Legends Reference Pages: Religion (Blood Feast)
- Православные легенды на службе антисемитизма
- Рецензия на книгу Ури Мильштейна "Кровавый навет в Дир-Яссине.
- Статья о кровавом навете «Ловля детей на мацу: истоки и дискуссии».
- Лекция Галины Зелениной о кровавом навете в Средние века (видео)
- Лекция Виктории Мочаловой о кровавом навете в Польше (видео)