Кибла

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Kaaba2017.png
Составные части Каабы
См. также
Шаблон:Commons-short
Эквидистантная азимутальная проекция с центром в Мекке и зелеными линиями, показывающими киблу (кратчайшее направление к Каабе в Мекке, 21°25′21″ с. ш. 39°49′34″ в. д.HGЯO)

Ки́бла (реже тж. кы́бла, араб. قِبْلَة‎ — букв. направление; то, что находится напротив‎) — направление в сторону Каабы в Заповедной мечети в Мекке, используемое мусульманами в различных религиозных ритуалах, особенно соблюдаемое при совершении намаза. В исламе Кааба почитается как священное место, построенное пророками Ибрахимом и Исмаилом, использование которого в качестве киблы было предопределено Аллахом в нескольких аятах Корана, ниспосланных Мухаммеду во второй год хиджры. До этого откровения Мухаммед и его последователи в Медине во время совершения намаза обращались лицом к Иерусалиму. В большинстве мечетей есть михраб (ниша в стене) указывающий направление киблы.

Кибла также является направлением для входа в ихрам (священное состояние паломничества хаджа); направление, в котором поворачивают животных во время забихи (забоя жертвенных животных); рекомендуемое направление для совершения дуа (мольбы); направление, которого следует избегать при справлении нужды или сплёвывании; и направление, в котором усопших полагают в могилу. Кибла может быть обращена точно к Каабе (айн аль-ка‘аба) или в общем направлении (джихат аль-ка‘аба). Большинство исламских учёных считают, что джихат аль-ка‘аба, приемлема, если невозможно установить более точную айн аль-ка‘аба.

Распространённейшим техническим определением, используемым мусульманскими астрономами для определения местоположения, является направление большого круга земной сферы, проходящего через данное место и Каабу. Это направление кратчайшего возможного пути от данного места к Каабе и позволяет точные вычисления (хисаб) киблы с использованием сферической тригонометрической формулы, использующей координаты данного местоположения и Каабы в качестве выходных данных (см. формулу ниже). Этот метод применяется для разработки мобильных приложений и веб-сайтов для мусульман, а также для составления таблиц киблы, используемых в таких инструментах, как компас киблы. Киблу также можно определить на месте, наблюдая за тенью вертикального стержня дважды в год, когда солнце находится прямо над Меккой — 27 и 28 мая в 12:18 аравийского времени (09:18 UTC), а также 15 и 16 июля в 12:27 аравийского времени (09:27 UTC).

До развития астрономии в исламском мире мусульмане использовали традиционные методы определения киблы. Эти методы включали в себя обращение в том направлении, которое использовали сподвижники Мухаммеда, когда находились в том же месте; используя точки захода и восхода небесных светил; используя направление ветра; или на юг, который был киблой Мухаммеда в Медине. Ранняя исламская астрономия была построена на своих индийских и греческих аналогах, в частности на работах Птолемея, и вскоре, начиная с середины IX века, мусульманские астрономы разработали методы расчета приблизительных направлений киблы. В конце IX и X веков мусульманские астрономы разработали методы определения точного направления киблы, эквивалентные современной формуле. Первоначально эта «кибла астрономов» использовалась наряду с различными традиционно определяемыми киблами, что привело к большому разнообразию в средневековых мусульманских городах. Кроме того, точные географические данные, необходимые для того, чтобы астрономические методы давали точные результаты, не были доступны до XVIII и XIX веков, что привело к дальнейшему разнообразию киблы. Исторические мечети с разными киблами до сих пор стоят по всему исламскому миру. Космический полёт набожного мусульманина Шейха Музафара Шукора на Международную космическую станцию ​​(МКС) в 2007 году вызвал дискуссию относительно направления киблы с низкой околоземной орбиты, что побудило исламское духовенство его родной страны, Малайзии, рекомендовать определять киблу «исходя из возможного» для космонавта.

Местоположение

Мухаммед и первые мусульмане в Медине первоначально молились в сторону Иерусалима и изменили киблу, чтобы повернуться лицом к Каабе в Мекке в 624 году н. э.

Кибла — это направление на Каабу, кубообразное здание в центре Заповедной мечети в Мекке, в районе Хиджаз в Саудовской Аравии. Помимо своей роли киблы, это также священейшее место для мусульман, также известное как Дом Бога (Байт Аллах) и где совершается таваф (ритуал обхода) во время паломничества хадж и умра. Кааба имеет приблизительно прямоугольную форму с четырьмя углами, направленными близко к четырем сторонам света.[1] Согласно Корану, его построили Ибрахим и Исмаил, оба пророки в исламе.[2] Сохранилось немного исторических записей, подробно описывающих историю Каабы до возникновения ислама, но в поколениях до Мухаммеда Кааба использовалась как святыня доисламской арабской религии.[2]

Статус Каабы (или Заповедной мечети, в которой она расположена) как киблы основан на аятах 144, 149 и 150 суры «Аль-Бакара», каждый из которых содержит повеление: «обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети» (فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ ٱلْمَسْجِدِ ٱلْحَرَامِ).[3] Согласно исламскому преданию, эти аяты были ниспосланы в месяце раджаб или шабан во втором году хиджры (624 н. э.), или примерно через пятнадцать или шестнадцать месяцев после переселения Мухаммеда в Медину. До этих откровений Мухаммад и мусульмане в Медине молились в сторону Иерусалима как киблы, в том же направлении, что и направление молитвы — мизра, — используемое мединскими евреями. Исламское предание гласит, что эти стихи были ниспосланы во время молитвенного собрания; Мухаммед и его последователи немедленно изменили свое направление от Иерусалима к Мекке в середине молитвенного ритуала. Местом этого события стала мечеть аль-Киблатайн («Мечеть двух кибл»).[4]

Существуют разные сообщения о направлении киблы в дни нахождения Мухаммеда в Мекке (до его переселения в Медину). По сведениям историка ат-Табари и экзегета (текстового переводчика) аль-Байдави, Мухаммед молился в сторону Каабы. В другом сообщении, цитируемом аль-Балазури, а также ат-Табари, говорится, что Мухаммед молился в сторону Иерусалима, находясь в Мекке. В другом сообщении, упомянутом в житии Мухаммеда ибн Хишама, говорится, что Мухаммед молился таким образом, чтобы одновременно смотреть на Каабу и Иерусалим.[4] Сегодня мусульмане всех направлений, включая суннитов и шиитов, молятся в сторону Каабы. Исторически сложилось так, что одним из основных исключений были карматы, ныне несуществующая синкретическая шиитская секта, отвергавшая Каабу как киблу; в 930 году они разграбили Мекку и на время перенесли Чёрный камень Каабы в свой центр власти в Эль-Хасе с намерением начать новую эру в исламе.[5][6]

Религиозное значение

Несколько женщин молятся внутри здания. На стене есть ниша, в сторону которой молятся.
Михраб в одной из стен мечети указывает направление киблы, которое должно использоваться для молитв. Фотография из Шахи Зинда, Самарканд, Узбекистан.

Этимологически арабское слово кибла (قِبْلَةٌ‎) означает «направление». В исламских обрядах и законах это относится к особому направлению, с которым сталкиваются мусульмане во время молитв и других религиозных контекстов.[4] Исламские вероучители согласны с тем, что обращение к кибле является необходимым условием действительности намаза — исламской ритуальной молитвы — в нормальных условиях;[7] исключения включают молитвы во время состояния страха или войны, а также необязательные молитвы во время путешествия.[8] Хадис (предание Мухаммеда) также предписывает, чтобы мусульмане смотрели на киблу при вхождении в ихрам (священное состояние для хаджа) после средней джамры (ритуала бросания камней) в ходе паломничества.[4] Исламский этикет (адаб) призывает мусульман поворачивать к кибле головы жертвенных животных при забое, и лица усопших, когда их хоронят, в сторону киблы.[4] Кибла является предпочтительным направлением при вознесении мольбы, и её следует избегать при испражнении, мочеиспускании и сплёвывании.[4]

Внутри мечети кибла обычно отмечается михрабом, нишей в стене, обращенной к кибле. Во время коллективной молитвы имам стоит в ней или рядом с ней перед остальными прихожанами.[9] Михраб стал частью мечети в эпоху Омейядов, а его форма была стандартизирована в эпоху Аббасидов; до этого кибла мечети была известна по ориентации одной из ее стен, называемой стеной киблы. Сам термин михраб засвидетельствован в Коране только один раз, но относится к месту молитвы исраилитов, а не к части мечети.[9][a] Известно, что Мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате, Египет, одна из старейших мечетей, изначально была построена без михраба, хотя он был добавлен впоследствии.[10]

Способы определения киблы

Теоретическая основа: большой круг

Сфера с двумя точками, отмеченными A и B, и путь, который их соединяет
Большой круг, проходящий через две точки (A и B), указывает кратчайший путь (выделен жирным шрифтом) между ними.

Большой круг, также называемый ортодромой, представляет собой любой круг на сфере, центр которого идентичен центру сферы. Например, все линии долготы представляют собой большие круги Земли, в то время как экватор является единственной линией широты, которая также является большим кругом (другие линии широты сосредоточены к северу или югу от центра Земли).[11] Большой круг является теоретической основой большинства моделей, которые стремятся математически определить направление киблы на местности. В таких моделях кибла определяется как направление большого круга, проходящего через местность и Каабу.[12][13] Одно из свойств большого круга состоит в том, что он указывает кратчайший путь, соединяющий любую пару точек на круге — это основа его использования для определения киблы. Большой круг аналогичным образом используется для нахождения кратчайшего пути полета, соединяющего два места, поэтому кибла, рассчитанная с использованием метода большого круга, обычно близка к направлению местности на Мекку.[14] Поскольку эллипсоид является более точной формой Земли, чем идеальная сфера, современные исследователи изучили использование эллипсоидальных моделей для расчета киблы, заменив большой круг геодезическими на эллипсоиде. Это приводит к более сложным расчетам, в то время как повышение точности находится в пределах типичной точности разметки мечети или размещения коврика.[15] Например, расчёты с использованием эллипсоидальной модели GRS80 дают киблу 18°47′06″ для местоположения в Сан-Франциско, а метод большого круга дает 18°51′05″.[16]

Вычисления методом сферической тригонометрии

Глобус со сферическим треугольником, соединяющим Мекку, Северный полюс и Джокьякарту
Расчет киблы из Джокьякарты, Индонезия (подробности расчета см. в тексте)

Модель большого круга применяется для вычисления киблы методом сферической тригонометрии — раздела геометрии, который имеет дело с математическими отношениями между сторонами и углами треугольников, образованными тремя большими кругами сферы (в отличие от традиционной тригонометрии, которая имеет дело с этими большими кругами) двумерного треугольника). На прилагаемом рисунке (под заголовком «Расчет киблы») местонахождение O, Кааба Q и северный полюс N образуют треугольник на земной сфере. Кибла обозначается как OQ, что является направлением большого круга, проходящего как через O, так и через Q. Кибла также может быть выражена как угол киблы по отношению к северу, ∠ NOQ (или ∠ q) называется инхираф аль-кибла (إِنْحِرَافُ ٱقِبْلَةِ‎). Этот угол может быть рассчитан как математическая функция местной широты ∠ q, широты Каабы ΦQ и разница долготы между данной местностью и Каабой ΔL.[17] Эта функция получена из правила котангенса, применяемого к любому сферическому треугольнику с углами A, B, C и сторонами a, b, c:

[math]\displaystyle{ \cos a\,\cos C=\cot b\,\sin a - \cot B \,\sin C }[/math].[18]

Применив эту формулу к сферическому треугольнику △NOQ (подставив B = ∠ q = ∠ NOQ)[19] и применив тригонометрические тождества, получаем:

[math]\displaystyle{ \tan q = \frac{\sin \Delta L}{\sin \phi \cos \Delta L - \cos \phi \tan \phi_Q} }[/math], или [math]\displaystyle{ q = \arctan \left( \frac{\sin \Delta L}{\sin \phi \cos \Delta L - \cos \phi \tan \phi_Q}\right) }[/math].[17]

Например, кибла для города Джокьякарта в Индонезии, может быть рассчитана следующим образом. Координаты города, [math]\displaystyle{ \Phi }[/math], составляют 7,801389° ю. ш., 110,364444° в. д., а координаты Каабы, ΦQ, составляют 21,422478° с. ш., 39,825183° в. д. Разница долгот ΔL (110,364444 − 39,825183) равняется 70,539261. Подстановка значений в формулу даёт:

[math]\displaystyle{ q = \arctan \left( \frac{\sin (70.539261^{\circ}) }{\sin (-7.801389^{\circ}) \cdot \cos (70.539261^{\circ}) - \cos (-7.801389^{\circ}) \cdot \tan (21.422478^{\circ}) }\right) }[/math],

что даёт: q ≈ 295°. Таким образом, расчётная кибла для города Джокьякарта составляет 295° или 25° к северу от запада.[20]

Эта формула была выведена современными учёными, но с IX века (II века хиджры) мусульманским астрономам были известны эквивалентные методы, разработанные различными учёными, как то Хабаш аль-Хасиб (работал в Дамаске и Багдаде около 850 г.), Ан-Найризи (Багдад, около 900 г.),[21] Ибн Юнус (X—XI вв.),[22] Ибн аль-Хайсам (XI в.)[22] и Аль-Бируни (XI в.)[23]. Сегодня сферическая тригонометрия также лежит в основе почти всех приложений или веб-сайтов, вычисляющих киблу.[12]

Когда известен угол киблы по отношению к северу, ∠ q, необходимо знать истинный север, чтобы найти киблу на практике. Общие практические методы её нахождения включают наблюдение за тенью в кульминации солнца, когда солнце пересекает точно местный меридиан. В этот момент любой вертикальный объект будет отбрасывать тень, ориентированную в направлении север-юг. Результат этого наблюдения очень точен, но требует точного определения местного времени кульминации, а также проведения правильного наблюдения именно в этот момент.[24] Другим распространенным методом является использование компаса, который более практичен, поскольку его можно использовать в любое время; недостатком является то, что север, указанный магнитным компасом, отличается от истинного севера.[25][26] Это магнитное склонение может достигать 20°, которое может варьироваться в разных местах на Земле и меняться со временем.[25]

Наблюдение по тени

Иллюстрация солнца над Каабой и тени, отбрасываемой вертикальным объектом в другом положении
Дважды в год солнце проходит прямо над Каабой, что позволяет наблюдать киблу по тени вертикального объекта.

При наблюдении с Земли кажется, что солнце сезонно «перемещается» между северным и южным тропиками; кроме того, кажется, что оно ежедневно перемещается с востока на запад из-за вращения Земли. Сочетание этих двух видимых движений подразумевает, что каждый день солнце один раз пересекает меридиан, обычно не точно над головой, а к северу или к югу от наблюдателя. В местах между двумя тропиками — на широтах ниже 23°26′16″ северной или южной широты — в определенные моменты года (обычно два раза в год) солнце проходит почти прямо над головой. Это происходит, когда солнце пересекает меридиан, одновременно находясь на местной широте.[27]

Благородная Мекка входит в число мест, где это происходит, из-за её расположения на 21°25′ с. ш. Это происходит дважды в год, сначала 27/28 мая, примерно в 12:18 по стандартному времени Саудовской Аравии (SAST) или 09:18 UTC, затем 15/16 июля в 12:27 SAST (09:27 UTC).[27][28][b] Когда солнце достигает зенита Каабы, любой вертикальный объект на земле, на который попадает солнечный свет, отбрасывает тень, указывающую на киблу (см. рисунок).[27] Этот метод нахождения киблы называется расд аль-кибла (رَصْدُ ٱلْقِبْلَةِ‎, «наблюдение за киблой»).[29][20] Поскольку ночь приходится на полушарие, противоположное Каабе, половина мест на Земле (включая Австралию, а также большую часть Америки и Тихого океана) не могут наблюдать это напрямую.[30] Вместо этого в таких местах наблюдается противоположное явление, когда солнце проходит над антиподом Каабы (другими словами, солнце проходит прямо под Каабой), вызывая тени в направлении, противоположном тому, что наблюдается во время расд аль-кибла.[27][31] Это происходит дважды в год: 14 января в 00:30 SAST (21:30 UTC предыдущего дня) и 29 ноября в 00:09 SAST (21:09 UTC предыдущего дня).[32] Наблюдения, сделанные в течение пяти минут с момента расд аль-кибла или его противоположных аналогов, или в одно и то же время дня за два дня до или после каждого события, по-прежнему показывают точные направления с незначительной разницей.[27][28]

Комментарии

  1. Упоминается в Коране 19:11
  2. Даты немного меняются из года в год, поскольку календарный год не синхронизирован с астрономическим годом (см. високосный год).[28]

Примечания

  1. Wensinck, 1978, p. 317.
  2. 2,0 2,1 Wensinck, 1978, p. 318.
  3. Hadi Bashori, 2015, pp. 97–98.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Wensinck, 1986, p. 82.
  5. Wensinck, 1978, p. 321.
  6. Daftary, 2007, p. 149.
  7. Hadi Bashori, 2015, p. 103.
  8. Hadi Bashori, 2015, p. 91.
  9. 9,0 9,1 Kuban, 1974, p. 3.
  10. Kuban, 1974, p. 4.
  11. Waltham, 2013, p. 98.
  12. 12,0 12,1 Di Justo, 2007.
  13. King, 2004, p. 166.
  14. Almakky, Snyder, 1996, p. 31.
  15. Saksono, Fulazzaky, Sari, 2018, pp. 132–134.
  16. Almakky, Snyder, 1996, p. 35.
  17. 17,0 17,1 King, 1986, p. 83.
  18. Эквивалентная формула в Hadi Bashori, 2015, p. 119
  19. Hadi Bashori, 2015, p. 119.
  20. 20,0 20,1 Hadi Bashori, 2015, p. 123.
  21. King, 1986, pp. 85–86.
  22. 22,0 22,1 King, 1986, p. 85.
  23. King, 1986, p. 86.
  24. Ilyas, 1984, pp. 171–172.
  25. 25,0 25,1 Saksono, Fulazzaky, Sari, 2018, p. 136.
  26. Ilyas, 1984, p. 172.
  27. 27,0 27,1 27,2 27,3 27,4 Raharto, Surya, 2011, p. 25.
  28. 28,0 28,1 28,2 Hadi Bashori, 2015, p. 125.
  29. Raharto, Surya, 2011, p. 24.
  30. Hadi Bashori, 2015, pp. 125–126.
  31. Hadi Bashori, 2015, pp. 126–127.
  32. Hadi Bashori, 2015, p. 127.

Литература

  • Атагаррыев, М. Н. Применение стереографической проекции к определению азимута кыблы : ал-Беруни, ал-Чагмини и ат-Туркумани // Историко-математические исследования / Под ред. А. П. Юшкевича. — 1985. — Вып. 29. — С. 44—47.
  • Бартольд, В. В. Ориентировка первых мусульманских мечетей // Сочинения : в 9 т. / В. В. Бартольд. — М. : Изд. вост. лит., 1963—77. — Т. 6 : Работы по истории ислама и Арабского халифата. — С. 537—542.
  • Матвиевская, Г. П. Очерки истории тригонометрии. — Тш. : Фан, 1990. — ISBN 5-648-00242-4.
  • Резван Е. А. ал-Кибла // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 137. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2.
  • Е. А. Резван. Кибла // Православная энциклопедия. — М., 2013. — Т. XXXII : «Катехизис — Киево-Печерская икона „Успение Пресвятой Богородицы“». — С. 632-633. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-035-6.
  • Almakky, G. Calculating an Azimuth from One Location to Another A Case Study in Determining the Qibla to Makkah / G. Almakky, J. Snyder // Cartographica: The International Journal for Geographic Information and Geovisualization. — 1996. — Vol. 33, no. 2. — P. 29–36. — ISSN 0317-7173. — doi:10.3138/C567-3003-1225-M204.
  • Daftary, F. The Isma'ilis : Their History and Doctrines / Farhad Daftary. — Cambridge : Cambridge University Press, 2007. — 772 p. — ISBN 978-1-139-46578-6.
  • Di Justo, P. A Muslim Astronaut's Dilemma : How to Face Mecca From Space // Wired. — 2007. — 26 September.
  • Hadi Bashori, M. Pengantar Ilmu Falak. — Jakarta : Pustaka Al Kautsar, 2015. — ISBN 978-979-592-701-3.
  • Ilyas, M. A modern guide to astronomical calculations of Islamic calendar, times & qibla. — Kuala Lumpur : Berita Publishing, 1984. — ISBN 978-967-969-009-5. — OCLC 13512629.
  • King, D. A. Ḳibla: Astronomical Aspects // The Encyclopaedia of Islam, New Edition / ed. by C. E. Bosworth, E. van Donzel, B. Lewis & Ch. Pellat. — Leiden : E. J. Brill, 1986. — Vol. 5 : Khe–Mahi. — P. 83–88. — ISBN 978-90-04-07819-2.
  • King D. A. The sacred direction in Islam. A study of the interaction of religion and science in the Middle Ages. Interdisciplinary science reviews, 10, 1985, — p. 315—328
  • King, D. A. The Sacred Geography of Islam // Mathematics and the Divine : A Historical Study / T. Koetsier, L. Bergmans (eds.). — Amsterdam : Elsevier, 2004. — P. 161–178. — ISBN 978-0-08-045735-2.
  • Kuban, D. The Mosque and Its Early Development. — Leiden : E.J. Brill, 1974. — 75 p. — ISBN 90-04-03813-2.
  • Raharto, M. Telaah Penentuan Arah Kiblat dengan Perhitungan Trigonometri Bola dan Bayang-Bayang Gnomon oleh Matahari / M. Raharto, D. J. A. Surya // Jurnal Fisika Himpunan Fisika Indonesia. — 2011. — Vol. 11, no. 1. — P. 23–29. — ISSN 0854-3046.
  • Saksono, T. Geodetic analysis of disputed accurate qibla direction / T. Saksono, M. A. Fulazzaky, Z. Sari // Journal of Applied Geodesy. — 2018. — Vol. 12, no. 2. — P. 129–138. — ISSN 1862-9024. — Bibcode2018JAGeo..12..129S. — doi:10.1515/jag-2017-0036.
  • W. M. Watt. Muhammad: Prophet and statesman. L., 1969, — p. 112—318
  • J. Waardenburg. Towards a periodization of earliest Islam according to its relations with other religions.— Proceedings, — p. 304—326
  • Waltham, D. Mathematics: a Simple Tool for Geologists. — Cheltenham : Stanley Thornes, 2013. — ISBN 978-1-134-98308-7.
  • Wensinck, A. J. Kaʿba // The Encyclopaedia of Islam, New Edition / ed. by C. E. Bosworth, E. van Donzel, B. Lewis & Ch. Pellat. — Leiden : E. J. Brill, 1978. — Vol. 4 : Iran-Kha. — P. 317–322. — ISBN 9-00-405745-5. — OCLC 758278456.
  • Wensinck, A. J. Ḳibla : Ritual and Legal Aspects // The Encyclopaedia of Islam, New Edition / ed. by C. E. Bosworth, E. van Donzel, B. Lewis & Ch. Pellat. — Leiden : E. J. Brill, 1986. — Vol. 5 : Khe–Mahi. — P. 82–83. — ISBN 978-90-04-07819-2. — OCLC 495473031.